СОБ: западный опыт, структуры и отчетность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для формирования оптимальной модели КСО для российских условий необходимо тщательно изучить особенности и специфику КСО в других странах с более богатыми историческими традициями этой темы.

Исследования, которые проведены в начале XXI в. показали, что модели корпоративной социальной ответственности в США и Европе можно разделить на две группы:

1 .Открытые;

2. Скрытые.

Открытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает линию поведения корпорации, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма корпоративной социальной ответственности обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией или ее стейкдерами как часть их (корпорации или стейкхолдеров) ответственности перед обществом.

Скрытая форма корпоративной социальной ответственности - это официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Такая скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как обоснованные обязанности юридических лиц.

Спектр международных моделей корпоративной социальной ответственности определяется в первую очень дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.

В научной литературе выделя­ют три модели социальной ответст­венности: американскую, европейскую и японскую.

Американская модель КСО имеет историю с XIX века. В силу природы американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор само регулируемыми. В том числе, это трудовые отношения работник-работодатель (двухсторонний договор), добровольность медицинского страхования. В то же время Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственное социальное поведение и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.[51, стр. 41]

Таким образом, отличительной особенностью американской модели социальной ответственности является слабое государ­ственное регулирование этой сферы. Правительство, заинтересованное в уси­лении системы социального обеспече­ния, перекладывает решение части со­циальных проблем на местный уровень, на некоммерческий сектор и бизнес. Местная власть, лишившись поддержки на государственном уровне, вынуждена искать союз с бизнесом для решения социальных проблем, поэтому социаль­но ответственное поведение компаний воспринимается в США практически как категорический императив.

Основные характеристики амери­канской модели корпоративной соци­альной ответственности:

- узкоефокусированная (narrow fo­cused). Благотворительная деятельность корпорации ориентируется на опреде­ленную сферу: молодежь, образование, экология ит. д.;

- «деловая» (business oriented). Со­циальная ответственность использует­ся для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, связей с потребителями и внутри коллектива. Социальные про­граммы разрабатываются и осуществ­ляются совместными усилиями подраз­делений корпорации, связанных с мар­кетингом, человеческими ресурсами, продажами, внешними связями;

- ориентрованная на местное со­общество (community oriented). Направ­лена на укрепление статуса компании в территориальной общине, где она дей­ствует;

- партнерская (partnership forming) c другими компаниями, «чужими» ак­ционерами, некоммерческими органи­зациями, лидерами местного сообще­ства, местным правительством;

- «экономная» (cost effective), ожи­дающая измеримую отдачу от каждого вложения, в том числе за счет контроля за деятельностью некоммерческих ор­ганизаций, получающих помощь;

- комплексная (integrative). В раз­работке и осуществлении социальных программ взаимодействуют разные от­делы корпорации, сами программы ста­новятся «сквозными» и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Проводя социально ориентированную экономи­ческую политику в своей территори­альной общине, корпорация использует комбинацию различных форм социаль­ной вовлеченности;

- волонтерская (volonteering). По­ощряется волонтерская активность со­трудников, включая первых лиц, связан­ная, в частности, с перечислением соб­ственных средств на благотворительные программы. Возможно использование лич­ного и (или) рабочего времени сотруд­ников на осуществление волонтерских проектов.

Современная европейская модель социальной ответственности ори­ентирует бизнес на три сферы прояв­ления инициативы - экономику, заня­тость и окружающую среду. Однако компании сами не занимаются решени­ем социальных проблем населения, а реализуют эту функцию через взаимо­действие с некоммерческими органи­зациями, государственными учрежде­ниями и иными институтами граждан­ского общества.

Развитием этой модели является концепция корпоративного гражданства, в которой бизнес рассматривается в ка­честве ячейки гражданского общества -заинтересованного участника системы социальных отношений.

Европейская модель подразумева­ет экономическое обоснование социаль­ных инициатив и их интеграцию в стра­тегию развития компании. Поэтому пе­ред внедрением этой модели руково­дству промышленной компании необхо­димо удостовериться, что помимо опре­деления объектов вложений и выделе­ния средств вся деятельность компании будет пересмотрена с точки зрения ее соответствия социально ответственному поведению. К тому же должны быть раз­работаны и закреплены механизмы кон­троля за эффективностью вложенных средств.

В континентальной Европе корпоративная деятельность, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, а в США подобное вмешательство государства расценивается как нарушение свободы бизнеса.

Во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий.

Если американская модель рассматривает в качестве целей КСО прибыльность и ответственность перед акционерами, то европейская относит к КСО дополнительно вопросы ответственности перед работниками и местными сообществами.

Благотворительность в Европе не так популярна как в США, что объясняется более существенным налоговым бременем.

Британская модель корпоративной социальной ответственности сочетает элементы моделей США и континентальной Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик. [49, стр. 105-107]

Социальная ответственность корпораций в Японии поддерживается культурными традициями страны. Япон­ская модель корпоративной ответствен­ности предусматривает социальную спло­ченность на уровне компании и дело­вую сплоченность на уровне индуст­риальной группы. Эту модель отличает активная роль государства, которое на протяжении долгого времени участво­вало в стратегическом планировании. Управление бизнесом ориентировано не только на получение прибыли - оно должно базироваться на принятом в обществе восприятии бытия, общества и окружающего мира, осознании своей ответственности и стремлении к про­грессу цивилизации в целом.

В Японии принято относиться к предприятию как к некой «производст­венной семье». Работник считается чле­ном такой семьи, а значит, его ответст­венность и права выходят далеко за рам­ки обычных трудовых обязанностей. В свою очередь, корпорация поддержи­вает его на всем жизненном пути: по­могает в приобретении жилья, выделя­ет финансовую помощь при рождении детей, а затем их обучении, выплачи­вает щедрые выходные пособия и кор­поративные пенсии.

ЗАПАДНЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ

В настоящее время в мире существует достаточно большое количество как международных некоммерческих организаций, занимающихся социальной от­ветственностью, так и организаций действующих на территории одной страны или региона. При этом все эти организации достаточно тесно сотрудничают друг с другом, или входят в международные организации в качестве партнёров.

В данном разделе приведены только некоторые из таких организаций. Дан­ный список не претендует на полноту охвата материалов, а приведён с целью показать некоторые общественные организации, действующие в области соци­альной ответственности, и привести основные направления их деятельности.

«Бизнес для социальной ответственности» (БСО) (Business for Social Responsibility)

БСО был образован в 1992 году как альянс примерно 50 компаний, бывших как коммерчески успешными, так и социально ответственными. Многие из этих компаний были малыми и средними.

Поскольку расширялась глобальная торговля, многие предприниматели и внешние совладельцы компаний всё более и более признавали существующие противоречия между глобализацией и правами человека, обществом и окру­жающей средой. Эти проблемы оказали также влияние на финансовые рынки, когда определённое значение начал приобретать процесс социально ответст­венного инвестирования. Крупные корпорации во многих секторах рынка быс­тро осознали существующие проблемы, воздействующие на многие аспекты их деятельности. В поисках экспертных советов и ресурсов, в которых они нужда­лись, эти компании также присоединились к БСО, чтобы эффективно решить стоящие перед ними задачи.

БСО продолжает работать с компаниями всех размеров и всех секторов, что­бы соответствующие решения бизнеса в этих областях получали достойное рас­пространение.

Через социально ответственную деятельность компании могут достигать ста­бильного роста, который приносит пользу не только владельцам компании, но и её акционерам. БСО снабжает заинтересованные стороны информацией, пре­доставляет в пользование эффективные средства в виде обучения, консульта­ций с целью сделать общую социальную ответственность неотъемлемой частью ведения бизнеса и принятия стратегических решений.

Обучая и консультируя, БСО способствует усилению своими членами социаль­ной ответственности как конкурентоспособного преимущества. Поскольку главным ресурсом по социальной ответственности является КСО - «корпоративная соци­альная ответственность», БСО помогает своим членам с экспертизой, проектиро­ванием, внедрением и оценкой успешных социально-ответственных решений.

ЗАПАДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОТЧЁТНОСТИ

Несмотря на столь противоречивые мнения опрошенных экспертов, в насто­ящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержа­щие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечива­ющие социальную ответственность организаций, в первую очередь в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по пра­вам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других организаций.

Социальная отчётность - это процедура составления отчёта о социальной деятельности компании, предполагающая использование сравнимых индика­торов и верификацию отдельных показателей внешним аудитором.

В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Ини­циативу «Корпоративная социальная ответственность - Европа», объеди­няющую сегодня порядка 50 крупных корпораций.

В 1996 году в США был создан Альянс стейкхолдеров (всех заинтересован­ных сторон), установивший стандарты предоставления отчётности для всех, кто так или иначе взаимодействует с бизнесом (клиентов, сотрудников, партнёров, общественности и т. д.). Эти стандарты называют ещё Стандарты Саншайн.

В 1997 году большое количество корпораций, негосударственных организа­ций, агентств ООН создали Глобальную инициативу по предоставлению от­чётности (GRI).

В 1999 году в Великобритании разработан международный стандарт AccountAbility 1000 (АА1000), предназначенный для измерения результатов дея­тельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит.

В 2000 году по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана был создан Глобальный договор, призывающий объединить усилия бизнеса и гражданского общества в поддержку девяти принципов в области прав челове­ка, трудовых отношений и окружающей среды.

В Европе корпоративная социальная ответственность официально сформи­ровалась как устойчивое понятие (и политика) лишь в начале XXI века. Это про­изошло на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 года, а также ког­да Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зелёную книгу о корпоративной социальной ответственности» - в июле 2001 года.

По инициативе Еврокомиссии 16 октября 2002 года был создан Многосто­ронний Форум (МСФ), задачей которого является выработка общеевропей­ских рекомендаций по социальной отчётности. За время работы Форума выяс­нилось, что, скорее всего, в центре обсуждения в ближайшие годы будут находиться стандарты социальной отчётности и социального аудита.

Корпоративная социальная ответственность распространяется на следующие направления, тесно взаимосвязанные между собой

СО 8000 (SA 8000), в отличие от ГИО (GRI) и АА1000, охватывает узкий аспект социальной ответственности, а именно - соблюдение компанией прав трудящихся. СО 8000 (SA 8000) основано на международных нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Кон­венции ООН о правах ребенка. Кратко основные требования СО 8000 (SA 8000) можно изложить следующим образом:

1.Детский труд: компания не должна использовать труд рабочих моложе 15 лет.

2.Принудительный труд: компания не должна использовать принудитель­ный труд, включая труд заключённых; не должна применять практику при­нуждения на основе выдачи/удержания удостоверяющих личность доку­ментов.

3.Здоровье и безопасность: компания должна обеспечивать безопасные и здоровые условия работы, принимать меры по предотвращению увечий, про­водить регулярно тренинги по технике безопасности и здоровья, иметь сис­тему по определению опасностей для безопасности и здоровья, обеспечи­вать рабочим доступ к ванным комнатам и годной для питья воде.

4.Свобода объединений и право на коллективный договор: компания должна уважать право трудящихся на создание и вступление в профсоюзы или на участие в коллективных переговорах; там, где закон запрещает эти свободы, содействовать аналогичным видам союзов и переговорам.

5.Дискриминация: в компании не должно быть расовой, кастовой, религиоз­ной, половой дискриминации, а также дискриминации по происхождению, инвалидности, сексуальной ориентации, политической принадлежности и возрасту; не должно быть сексуальных домогательств.

6.Дисциплина: не должно быть телесных наказаний, психологического или физического принуждения, а также словесных оскорблений.

7.Рабочее время: компания должна выполнять требования соответствующего закона, но, в любом случае, рабочее время должно составлять не более 48 ча­сов в неделю, при этом должен быть хотя бы один выходной день в каждый семидневный период; сверхурочное время должно оплачиваться по преми­альной ставке и не превышать 12 часов в неделю; сверхурочное время может быть обязательным как часть коллективного соглашения.

8.Компенсация: вознаграждение за стандартную рабочую неделю должно со­ответствовать узаконенным стандартам и стандартам данной индустрии, оно должно быть достаточным для удовлетворения основных нужд трудящихся и их семей; не должно быть дисциплинарных вычетов.

9.Системы управления: компании, желающие получить сертификацию и со­хранить её должны интегрировать перечисленные требования стандарта в си­стему управления и управленческую практику.

Практическое применение стандарта СО 8000 (SA 8000) предполагает сертификацию соответствия компании перечисленным требованиям. На данный момент в России нет ни одной аудиторской компании, обладающей аудиторским сертификатом СО 8000 (SA 8000) и, как следствие, спо­собной провести сертификацию.

Кроме этого, процесс подготовки компании к сертификации предполагает непосредственное участие организации-разработчика - Международной орга­низацией социальной отчётности (Social Accountability International). Поэтому для СО 8000 (SA 8000) не существует единых детализированных руководств, на основе которых компания может в индивидуальном порядке подготовиться к сертификации.

Таким образом, применение в России стандарта СО 8000 является достаточ­но сложным. СО 8000 также, из-за узости охвата социальных вопросов, не со­поставим со стандартами АА1000 и ГИО, и не может являться полноценным ин­дикатором социальной ответственности компании.

СОЦИАЛЬНЫЙ УЧЁТ, АУДИТ И ОТЧЁТ В КОМПАНИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ АА1000[1]

Стандарт AA1000 не является сводом норм, в соответствии с которым компа­нии должны создавать отчёт, вести социальную отчётность. AA1000 - это набор рекомендаций, которым компании должны следовать как при составлении от­чёта, так и при учёте и аудите.

ПРИНЦИПЫ AA1000

Для соответствия AA1000 компания должна вести свои учёт, проводить ау­дит и создавать отчёты, основываясь на следующих принципах:

1.Неисключаемость - на всех стадиях учёта компании, аудита и создания от­чётов должны быть отражены все желания и потребности тех групп, в первую очередь акционеров, которые влияют или на которых влияет компания и её деятельность.

2.Полнота - в учёте должны быть отражены все сферы деятельности компа­нии, относящиеся к социальным и этическим характеристикам. Кроме этого, внешним аудитом должны раскрываться вопросы, которые были отражены в учёте и которые - не были, с указанием причин их отсутствия в учёте. Компа­ния должна гарантировать, что неблагоприятные эффекты её деятельности не искажаются при учёте, а также неопределённые эффекты не отражаются преждевременно - как определённые.

Существенность - в учёте должна быть отражена информация, которая мо­жет повлиять на оценку социальной и этической деятельности компании за­интересованными группами. С этой целью, компания должна привлекать данные группы для определения важности информации.

4.Регулярность и своевременность.

5.Проверка качества - учёт компании должен быть подвержен аудиту неза­висимой и компетентной третьей стороной (аудитором).

6.Доступность - в компании должна существовать уместная и эффективная система коммуникации с заинтересованными группами. Данные группы долж­ны иметь лёгкий и дешёвый способ получения информации о социальном и этическом учёте, аудите и отчёте.

7.Информация должна быть доброкачественной:

 

• Сравнимость - информация, используемая в учёте компании, должна быть сравнима с предыдущими периодами деятельности, предыдущи­ми целями, или внешними показателями, полученными на основе дея­тельности других организаций и законодательного регулирования.

• Надёжность - информация, используемая в социальном и этическом учёте, аудите и отчёте, не должна содержать существенных ошибок. Для этого, информация должна быть представлена в соответствии с реаль­ной информацией о деятельности компании, а не только её внутренни­ми инструкциями. Кроме того, информация должна быть представлена в нейтральном по отношению к компании стиле.

• Релевантность - информация должна быть полезна для компании и за­интересованных групп для формирования представления о её деятель­ности, а также для принятия решений.

• Понятность - информация, используемая в учёте, должна быть удоб­ной для понимания самой компанией и заинтересованными в ней груп­пами. Технические и научные термины должны быть объяснены в отчёте компании.

8.Интегрированность - социальные и этические учёт, аудит и отчётность долж­ны быть частью повседневной деятельности компании, её организационной системы и процесса принятия решений; они не должны рассматриваться в качестве одноразовой задачи для создания социального отчёта.

9.Постоянное улучшение - на основе ранее полученных результатов соци­ального учёта, аудита и отчёта, компания должна предпринимать усилия по улучшению своей деятельности. Ко всему прочему принцип постоянного улуч­шения - это требование постоянного развития учёта, аудита и отчётности как таковых внутри организации.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.