Для формирования оптимальной модели КСО для российских условий необходимо тщательно изучить особенности и специфику КСО в других странах с более богатыми историческими традициями этой темы.
Исследования, которые проведены в начале XXI в. показали, что модели корпоративной социальной ответственности в США и Европе можно разделить на две группы:
1 .Открытые;
2. Скрытые.
Открытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает линию поведения корпорации, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма корпоративной социальной ответственности обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией или ее стейкдерами как часть их (корпорации или стейкхолдеров) ответственности перед обществом.
Скрытая форма корпоративной социальной ответственности - это официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Такая скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как обоснованные обязанности юридических лиц.
Спектр международных моделей корпоративной социальной ответственности определяется в первую очень дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.
В научной литературе выделяют три модели социальной ответственности: американскую, европейскую и японскую.
Американская модель КСО имеет историю с XIX века. В силу природы американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор само регулируемыми. В том числе, это трудовые отношения работник-работодатель (двухсторонний договор), добровольность медицинского страхования. В то же время Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственное социальное поведение и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.[51, стр. 41]
Таким образом, отличительной особенностью американской модели социальной ответственности является слабое государственное регулирование этой сферы. Правительство, заинтересованное в усилении системы социального обеспечения, перекладывает решение части социальных проблем на местный уровень, на некоммерческий сектор и бизнес. Местная власть, лишившись поддержки на государственном уровне, вынуждена искать союз с бизнесом для решения социальных проблем, поэтому социально ответственное поведение компаний воспринимается в США практически как категорический императив.
Основные характеристики американской модели корпоративной социальной ответственности:
- узкоефокусированная (narrow focused). Благотворительная деятельность корпорации ориентируется на определенную сферу: молодежь, образование, экология ит. д.;
- «деловая» (business oriented). Социальная ответственность используется для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, связей с потребителями и внутри коллектива. Социальные программы разрабатываются и осуществляются совместными усилиями подразделений корпорации, связанных с маркетингом, человеческими ресурсами, продажами, внешними связями;
- ориентрованная на местное сообщество (community oriented). Направлена на укрепление статуса компании в территориальной общине, где она действует;
- партнерская (partnership forming) c другими компаниями, «чужими» акционерами, некоммерческими организациями, лидерами местного сообщества, местным правительством;
- «экономная» (cost effective), ожидающая измеримую отдачу от каждого вложения, в том числе за счет контроля за деятельностью некоммерческих организаций, получающих помощь;
- комплексная (integrative). В разработке и осуществлении социальных программ взаимодействуют разные отделы корпорации, сами программы становятся «сквозными» и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Проводя социально ориентированную экономическую политику в своей территориальной общине, корпорация использует комбинацию различных форм социальной вовлеченности;
- волонтерская (volonteering). Поощряется волонтерская активность сотрудников, включая первых лиц, связанная, в частности, с перечислением собственных средств на благотворительные программы. Возможно использование личного и (или) рабочего времени сотрудников на осуществление волонтерских проектов.
Современная европейская модель социальной ответственности ориентирует бизнес на три сферы проявления инициативы - экономику, занятость и окружающую среду. Однако компании сами не занимаются решением социальных проблем населения, а реализуют эту функцию через взаимодействие с некоммерческими организациями, государственными учреждениями и иными институтами гражданского общества.
Развитием этой модели является концепция корпоративного гражданства, в которой бизнес рассматривается в качестве ячейки гражданского общества -заинтересованного участника системы социальных отношений.
Европейская модель подразумевает экономическое обоснование социальных инициатив и их интеграцию в стратегию развития компании. Поэтому перед внедрением этой модели руководству промышленной компании необходимо удостовериться, что помимо определения объектов вложений и выделения средств вся деятельность компании будет пересмотрена с точки зрения ее соответствия социально ответственному поведению. К тому же должны быть разработаны и закреплены механизмы контроля за эффективностью вложенных средств.
В континентальной Европе корпоративная деятельность, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, а в США подобное вмешательство государства расценивается как нарушение свободы бизнеса.
Во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий.
Если американская модель рассматривает в качестве целей КСО прибыльность и ответственность перед акционерами, то европейская относит к КСО дополнительно вопросы ответственности перед работниками и местными сообществами.
Благотворительность в Европе не так популярна как в США, что объясняется более существенным налоговым бременем.
Британская модель корпоративной социальной ответственности сочетает элементы моделей США и континентальной Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик. [49, стр. 105-107]
Социальная ответственность корпораций в Японии поддерживается культурными традициями страны. Японская модель корпоративной ответственности предусматривает социальную сплоченность на уровне компании и деловую сплоченность на уровне индустриальной группы. Эту модель отличает активная роль государства, которое на протяжении долгого времени участвовало в стратегическом планировании. Управление бизнесом ориентировано не только на получение прибыли - оно должно базироваться на принятом в обществе восприятии бытия, общества и окружающего мира, осознании своей ответственности и стремлении к прогрессу цивилизации в целом.
В Японии принято относиться к предприятию как к некой «производственной семье». Работник считается членом такой семьи, а значит, его ответственность и права выходят далеко за рамки обычных трудовых обязанностей. В свою очередь, корпорация поддерживает его на всем жизненном пути: помогает в приобретении жилья, выделяет финансовую помощь при рождении детей, а затем их обучении, выплачивает щедрые выходные пособия и корпоративные пенсии.
ЗАПАДНЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
В настоящее время в мире существует достаточно большое количество как международных некоммерческих организаций, занимающихся социальной ответственностью, так и организаций действующих на территории одной страны или региона. При этом все эти организации достаточно тесно сотрудничают друг с другом, или входят в международные организации в качестве партнёров.
В данном разделе приведены только некоторые из таких организаций. Данный список не претендует на полноту охвата материалов, а приведён с целью показать некоторые общественные организации, действующие в области социальной ответственности, и привести основные направления их деятельности.
«Бизнес для социальной ответственности» (БСО) (Business for Social Responsibility)
БСО был образован в 1992 году как альянс примерно 50 компаний, бывших как коммерчески успешными, так и социально ответственными. Многие из этих компаний были малыми и средними.
Поскольку расширялась глобальная торговля, многие предприниматели и внешние совладельцы компаний всё более и более признавали существующие противоречия между глобализацией и правами человека, обществом и окружающей средой. Эти проблемы оказали также влияние на финансовые рынки, когда определённое значение начал приобретать процесс социально ответственного инвестирования. Крупные корпорации во многих секторах рынка быстро осознали существующие проблемы, воздействующие на многие аспекты их деятельности. В поисках экспертных советов и ресурсов, в которых они нуждались, эти компании также присоединились к БСО, чтобы эффективно решить стоящие перед ними задачи.
БСО продолжает работать с компаниями всех размеров и всех секторов, чтобы соответствующие решения бизнеса в этих областях получали достойное распространение.
Через социально ответственную деятельность компании могут достигать стабильного роста, который приносит пользу не только владельцам компании, но и её акционерам. БСО снабжает заинтересованные стороны информацией, предоставляет в пользование эффективные средства в виде обучения, консультаций с целью сделать общую социальную ответственность неотъемлемой частью ведения бизнеса и принятия стратегических решений.
Обучая и консультируя, БСО способствует усилению своими членами социальной ответственности как конкурентоспособного преимущества. Поскольку главным ресурсом по социальной ответственности является КСО - «корпоративная социальная ответственность», БСО помогает своим членам с экспертизой, проектированием, внедрением и оценкой успешных социально-ответственных решений.
ЗАПАДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОТЧЁТНОСТИ
Несмотря на столь противоречивые мнения опрошенных экспертов, в настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других организаций.
Социальная отчётность - это процедура составления отчёта о социальной деятельности компании, предполагающая использование сравнимых индикаторов и верификацию отдельных показателей внешним аудитором.
В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Инициативу «Корпоративная социальная ответственность - Европа», объединяющую сегодня порядка 50 крупных корпораций.
В 1996 году в США был создан Альянс стейкхолдеров (всех заинтересованных сторон), установивший стандарты предоставления отчётности для всех, кто так или иначе взаимодействует с бизнесом (клиентов, сотрудников, партнёров, общественности и т. д.). Эти стандарты называют ещё Стандарты Саншайн.
В 1997 году большое количество корпораций, негосударственных организаций, агентств ООН создали Глобальную инициативу по предоставлению отчётности (GRI).
В 1999 году в Великобритании разработан международный стандарт AccountAbility 1000 (АА1000), предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит.
В 2000 году по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана был создан Глобальный договор, призывающий объединить усилия бизнеса и гражданского общества в поддержку девяти принципов в области прав человека, трудовых отношений и окружающей среды.
В Европе корпоративная социальная ответственность официально сформировалась как устойчивое понятие (и политика) лишь в начале XXI века. Это произошло на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 года, а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зелёную книгу о корпоративной социальной ответственности» - в июле 2001 года.
По инициативе Еврокомиссии 16 октября 2002 года был создан Многосторонний Форум (МСФ), задачей которого является выработка общеевропейских рекомендаций по социальной отчётности. За время работы Форума выяснилось, что, скорее всего, в центре обсуждения в ближайшие годы будут находиться стандарты социальной отчётности и социального аудита.
Корпоративная социальная ответственность распространяется на следующие направления, тесно взаимосвязанные между собой
СО 8000 (SA 8000), в отличие от ГИО (GRI) и АА1000, охватывает узкий аспект социальной ответственности, а именно - соблюдение компанией прав трудящихся. СО 8000 (SA 8000) основано на международных нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Кратко основные требования СО 8000 (SA 8000) можно изложить следующим образом:
1.Детский труд: компания не должна использовать труд рабочих моложе 15 лет.
2.Принудительный труд: компания не должна использовать принудительный труд, включая труд заключённых; не должна применять практику принуждения на основе выдачи/удержания удостоверяющих личность документов.
3.Здоровье и безопасность: компания должна обеспечивать безопасные и здоровые условия работы, принимать меры по предотвращению увечий, проводить регулярно тренинги по технике безопасности и здоровья, иметь систему по определению опасностей для безопасности и здоровья, обеспечивать рабочим доступ к ванным комнатам и годной для питья воде.
4.Свобода объединений и право на коллективный договор: компания должна уважать право трудящихся на создание и вступление в профсоюзы или на участие в коллективных переговорах; там, где закон запрещает эти свободы, содействовать аналогичным видам союзов и переговорам.
5.Дискриминация: в компании не должно быть расовой, кастовой, религиозной, половой дискриминации, а также дискриминации по происхождению, инвалидности, сексуальной ориентации, политической принадлежности и возрасту; не должно быть сексуальных домогательств.
6.Дисциплина: не должно быть телесных наказаний, психологического или физического принуждения, а также словесных оскорблений.
7.Рабочее время: компания должна выполнять требования соответствующего закона, но, в любом случае, рабочее время должно составлять не более 48 часов в неделю, при этом должен быть хотя бы один выходной день в каждый семидневный период; сверхурочное время должно оплачиваться по премиальной ставке и не превышать 12 часов в неделю; сверхурочное время может быть обязательным как часть коллективного соглашения.
8.Компенсация: вознаграждение за стандартную рабочую неделю должно соответствовать узаконенным стандартам и стандартам данной индустрии, оно должно быть достаточным для удовлетворения основных нужд трудящихся и их семей; не должно быть дисциплинарных вычетов.
9.Системы управления: компании, желающие получить сертификацию и сохранить её должны интегрировать перечисленные требования стандарта в систему управления и управленческую практику.
Практическое применение стандарта СО 8000 (SA 8000) предполагает сертификацию соответствия компании перечисленным требованиям. На данный момент в России нет ни одной аудиторской компании, обладающей аудиторским сертификатом СО 8000 (SA 8000) и, как следствие, способной провести сертификацию.
Кроме этого, процесс подготовки компании к сертификации предполагает непосредственное участие организации-разработчика - Международной организацией социальной отчётности (Social Accountability International). Поэтому для СО 8000 (SA 8000) не существует единых детализированных руководств, на основе которых компания может в индивидуальном порядке подготовиться к сертификации.
Таким образом, применение в России стандарта СО 8000 является достаточно сложным. СО 8000 также, из-за узости охвата социальных вопросов, не сопоставим со стандартами АА1000 и ГИО, и не может являться полноценным индикатором социальной ответственности компании.
СОЦИАЛЬНЫЙ УЧЁТ, АУДИТ И ОТЧЁТ В КОМПАНИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ АА1000[1]
Стандарт AA1000 не является сводом норм, в соответствии с которым компании должны создавать отчёт, вести социальную отчётность. AA1000 - это набор рекомендаций, которым компании должны следовать как при составлении отчёта, так и при учёте и аудите.
ПРИНЦИПЫ AA1000
Для соответствия AA1000 компания должна вести свои учёт, проводить аудит и создавать отчёты, основываясь на следующих принципах:
1.Неисключаемость - на всех стадиях учёта компании, аудита и создания отчётов должны быть отражены все желания и потребности тех групп, в первую очередь акционеров, которые влияют или на которых влияет компания и её деятельность.
2.Полнота - в учёте должны быть отражены все сферы деятельности компании, относящиеся к социальным и этическим характеристикам. Кроме этого, внешним аудитом должны раскрываться вопросы, которые были отражены в учёте и которые - не были, с указанием причин их отсутствия в учёте. Компания должна гарантировать, что неблагоприятные эффекты её деятельности не искажаются при учёте, а также неопределённые эффекты не отражаются преждевременно - как определённые.
Существенность - в учёте должна быть отражена информация, которая может повлиять на оценку социальной и этической деятельности компании заинтересованными группами. С этой целью, компания должна привлекать данные группы для определения важности информации.
4.Регулярность и своевременность.
5.Проверка качества - учёт компании должен быть подвержен аудиту независимой и компетентной третьей стороной (аудитором).
6.Доступность - в компании должна существовать уместная и эффективная система коммуникации с заинтересованными группами. Данные группы должны иметь лёгкий и дешёвый способ получения информации о социальном и этическом учёте, аудите и отчёте.
7.Информация должна быть доброкачественной:
• Сравнимость - информация, используемая в учёте компании, должна быть сравнима с предыдущими периодами деятельности, предыдущими целями, или внешними показателями, полученными на основе деятельности других организаций и законодательного регулирования.
• Надёжность - информация, используемая в социальном и этическом учёте, аудите и отчёте, не должна содержать существенных ошибок. Для этого, информация должна быть представлена в соответствии с реальной информацией о деятельности компании, а не только её внутренними инструкциями. Кроме того, информация должна быть представлена в нейтральном по отношению к компании стиле.
• Релевантность - информация должна быть полезна для компании и заинтересованных групп для формирования представления о её деятельности, а также для принятия решений.
• Понятность - информация, используемая в учёте, должна быть удобной для понимания самой компанией и заинтересованными в ней группами. Технические и научные термины должны быть объяснены в отчёте компании.
8.Интегрированность - социальные и этические учёт, аудит и отчётность должны быть частью повседневной деятельности компании, её организационной системы и процесса принятия решений; они не должны рассматриваться в качестве одноразовой задачи для создания социального отчёта.
9.Постоянное улучшение - на основе ранее полученных результатов социального учёта, аудита и отчёта, компания должна предпринимать усилия по улучшению своей деятельности. Ко всему прочему принцип постоянного улучшения - это требование постоянного развития учёта, аудита и отчётности как таковых внутри организации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.