Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса относится к началу XIX столетия, когда началось движение за защиту прав трудящихся, возникшее в результате размышлений морального и экономического порядка по поводу человеческих издержек промышленной революции. Эта инициатива исходила от промышленного среднего класса. Организованное рабочее движение возникло позднее, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединения.
Одним из основоположников данного воззрения был английский промышленник, социалист-утопист Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Оуэн не только пытался реализовать на практике свои идеи, но и предлагал радикальные теоретические программы перестройки капиталистического общества в целом. Но если его практические начинания (организация опытных коммунистических колоний в США и Великобритании) потерпели неудачу, то предложенные им идеи и проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися сыграли положительную роль как в осознании рабочими своих прав, так и в осознании необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений.
В это время любая корпорация рассматривалась как экономическая целостность, которая обязана заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Этим самым корпорация выполняла экономическую функцию по производству товаров и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременную работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров. В 1930-е гг. в западных странах корпорации характеризуются как сугубо экономические, где социальная ответственность бизнеса была направлена на максимизацию доходов собственников и реализовалась под девизом «максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса».
В период Второй Мировой войны вся экономическая система стран работала на производстве военной техники и, естественно, ни о какой социальной ответственности бизнеса речи не было.
И только в 1953 г. появилась первая фундаментальная работа «Социальная ответственность бизнесмена» Р.Боуена. Она стала основой для дальнейших исследований в данной области. В частности, автор связывал социальную ответственность бизнесмена с реализацией той политики, принятием таких решений либо «следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества». По мнению Боуена, концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу. Его основная идея — это то, что организация есть нечто большее, чем просто экономическая целостность. [49, стр. 50]
Научная общественность неоднозначно восприняла выход в свет книги «Социальная ответственность бизнесмена». Ее поддержали К. Девис, Дж. МакГир, С. Сети, А Кэрролл. В то же время М. Фридмен, Т. Левитт выступили с критикой концепции корпоративной социальной ответственности. Так, представитель Гарвардской школы бизнеса Т. Левитт в статье «Угрозы социальной ответственности» утверждал, что «бизнес получит большие шансы на выживание, если откажется от абсурдного взгляда на свои цели, то есть если долгосрочная максимизация прибыли останется единственной целью и в теории, и на практике». Сходную позицию высказал основатель школы монетаризма М. Фридмен в статье с характерным названием «Социальная ответственность бизнеса — увеличить прибыль». Автор критиковал менеджеров, придерживающихся принципов социальной ответственности и вторгающихся тем самым в сферу, лежащую за пределами их профессиональной компетенции. Тем самым М. Фридмен заложил фундамент под развитие концепций, называемых теориями корпоративного эгоизма.
Согласно теории корпоративного эгоизма, закон автоматически считается выражением моральных норм. Следовательно, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они не противоречат закону (соображения честности, нравственности и справедливости не должны влиять на принятие решения).
Среди сторонников концепции социальной ответственности Г. Боуэна - Арчи Кэрролл, определявший корпоративную социальную ответственность через соответствие ожиданиям — экономическим, правовым, этическим,— предъявляемым обществом к хозяйственной организации. [58, стр. 31-32]
Рисунок 1.1 - Пирамида А. Кэролла
Предложенная А. Кэрроллом четырехуровневая пирамида представляет упорядоченное содержание ответственности, систематизирует ее уровни. Ценность данного подхода состоит в конкретизации абстрактного понятия ответственности, представляет ее в виде системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. Вместе с тем исследование А. Кэрролла не выходит за рамки нормативного подхода, который не дает конкретных рекомендаций, каким образом предприятие должно реагировать на требования и ожидания общества.
Сторонники предложенной Г. Боуэном концепции социальной ответственности бизнеса продолжали разрабатывать ее в рамках нормативного подхода вплоть до 70-х гг. прошлого века. Наибольшую известность среди зарубежных теорий корпоративной социальной ответственности получили корпоративная социальная деятельность, корпоративная социальная восприимчивость, теория заинтересованных сторон, теория корпоративного гражданства и др.
Во второй половине 70-х гг. выходят в свет работы американских авторов Р. Акермана, В. Фредерика, Дж. Поста, Л. Престона. Отличительной особенностью работ названных авторов является их внимание к практической реализации концепции корпоративной социальной ответственности. В теории данный этап известен как корпоративная социальная восприимчивость: существует некоторое несовпадение между ожиданиями общественности и результатами деятельности предприятия. Это несовпадение выражается в наличии «зоны свободного выбора», пространство которой предприятие заполняет действиями, которые соответствуют ожиданиям общества.
В работах В. Фредерика была предпринята попытка систематизации разрозненных взглядов на проблему корпоративной социальной ответственности. В частности, он предложил классификацию, основанную на концептуальном переходе от этическо-философских концепций к концепции корпоративной социальной восприимчивости, ориентированной на действия менеджера. Следующим шагом в развитии теории стала созданная В.Фредериком концепция корпоративной социальной добросовестности, интегрирующая в концепцию корпоративной социальной восприимчивости нормативный подход, основанный на ценностях.
В отличие от В. Фредерика, анализировавшего этапы развития корпоративной социальной ответственности, Д. Вуд предложила комплексную модель корпоративной социальной деятельности, отражающую наиболее полно суть и цели социальной ответственности бизнеса. Корпоративную социальную деятельность Д. Вуд представляет как «существующую в бизнес-организации систему принципов социальной ответственности, процессов социальной восприимчивости и их обозримых результатов, относящихся к общественным взаимодействиям предприятия». При этом автор каждый элемент новой модели представила как совокупность трех составляющих: принципов, на которых базируется корпоративная социальная ответственность, процесс реализации и результаты корпоративного поведения. [58, стр. 33-34]
Таблица 1.1 - Модель корпоративной социальной ответственности Д. Вуд
Принципы корпоративной социальной ответственности (ценности) | Условия реализации корпоративной социальной ответственности | Результаты корпоративного поведения |
Ожидания общества по отношению к предприятию (институциональный уровень) Принцип публично-правовой ответственности (организационный уровень) Индивидуальный принцип свободы выбора управленческого решения (индивидуальный уровень) | Оценка среды ведения бизнеса Анализ заинтересованных сторон Управление проблемами заинтересованных лиц | Воздействие на общество Социальные программы Социальная политика |
В 1960-е гг., в первоначальной стадии перехода к постиндустриальному развитию, в общественном сознании появилась оппозиция жесткому миру предпринимательства, образовался активный интерес к таким проблемам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды отходами производств и состояние среды обитания в целом. Появилась гуманистическая направленность в мировой экономической политике. Этому способствовала «кейнсинизация» экономики западных стран, т.е. доминирование социальной защищенности работников в производственных отношениях. При этом получили развитие в обществе трудовые профсоюзы, которые выдвигали различные требования, среди которых самыми важными были восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда в целом.
Все это привело к пересмотру социальной политики предприятий и появлению концепции корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность стала рассматриваться как добровольный отклик организации на социальные проблемы, и, прежде всего, своих работников. Поэтому этот этап в развитии представлений о КСО можно назвать как период внутрикорпоративной социальной ответственности.
В 1970-е и 1980-е гг. в мире появилась идея разоружения, развитие атомной энергетики, поддержка стран третьего мира, защита флоры и фауны и др. Появившиеся в это время признаки экономического кризиса привели к пониманию особой роли бизнеса в обществе. Все это подтолкнуло организации к необходимости направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества, его совершенствование и гуманизацию. Таким образом, в этот период начали меняться формы проявления социальной ответственности бизнеса, который берет на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счет повышения качества жизни как собственного персонала (семей), так и всего местного населения и общества в целом.
В Западных странах сама социальная ответственность бизнеса начинает трактоваться как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической, экологической и др. сферах, что предполагает выход бизнеса за определенные рамки законодательных основ своего функционирования. Коммерческий успех корпораций начинает связываться с этическими ценностями общества, уважения к людям, отдельному человеку.
Последний исторический этап развития социальной ответственности пришелся на период: конец 1990-х - настоящее время. Он связан с появлением процессов глобализации, возникновением различных технологий информационной направленности, которые стали способствовать концентрации экономической власти в руках относительно небольшого количества корпораций. В этой связи, положение различных корпораций привело к парадоксальной ситуации. Дело в том, что, несмотря на глобальное влияние корпорации, приобрели определенную зависимость, т.к. стали зависеть в своих действиях от различных групп. Рентабельность корпорации начала связываться не только с экономической эффективностью и с ее готовностью соблюдать законы общества:
- появилась особая ответственность руководителей корпораций к проявлениям социальной ответственности, т.к. многолетний опыт западных компаний практикующих эту ответственность, показывает, что при этом улучшаются финансовые показатели растет рыночная стоимость корпорации, растет ее бренд как внутри страны, так и за рубежом;
- рост конкурентноспособности корпорации наблюдается в том случае, если корпорация демонстрирует, что она имеет все признаки добропорядочного «корпоративного гражданина»;
- долгосрочная рентабельность корпорации зависит в значительной степени от местных рынков, от отношения к корпорации со стороны местного сообщества, местной культуры и политики; поэтому корпорациям необходимо знать ожидания акционеров и потребителей именно в местных условиях, их настроениях, социальных проблемах и тенденциях для своевременного реагирования. [49, стр. 53-55]
В современных условиях формируется особое направление реализации социальной ответственности бизнеса. Можно сказать, что это направление характеризуется «осторожным эгоизмом», который предусматривает текущие расходы корпораций, но в долгосрочной перспективе создает необходимое для себя социальной окружение, а тем самым создает условия для устойчивой прибыли. Социально ответственнoe поведение корпорации начинает трактоваться в обществе, как ее способность к выживанию, экономической безопасности, причастности к решению социальных проблем, что начинает импонировать общественному мнению.
Рисунок 1.2 - Базовые интерпретации концепции
социально-ответственного бизнеса
Таким образом, можно выделить четыре этапа в развитии представлений исследователей на суть социальной ответственности бизнеса:
1-й этап охватывает первую половину ХХ в. Управление предприятий направлено на максимизацию доходов. Этичность является второстепенной по отношению к получению прибыли.
2-й этап начинается с 30-х гг. прошлого столетия и связан главным образом к Новым курсом Ф. Д. Рузвельта — попечительское управление. Организация проявляет заботу о своих сотрудниках, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности на предприятии.
Начало 3-го этапа — 60-70-е гг. Он связан во многом с НТР и созданной ей экологической угрозой.
4-й этап - конец 1990-х - настоящее время.
Отличительная особенность изменений, произошедших в трактовке социальных функций предпринимательства,— это, во-первых, безусловное признание необходимости социальной ответственности бизнеса, во-вторых, конкретизация самих социальных функций.
В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет. Это может быть объяснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.[53, стр. 6]
Среди отечественных исследователей социальной ответственности бизнеса можно отметить Ю. Е. Благова, С. П. Перегудова, С. В. Литовченко, И. В. Семененко и др. В разработке проблем социальной ответственности бизнеса активное участие принимают Торгово-промышленная палата РФ, Академия народного хозяйства, Институт экономики города, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Ассоциация менеджеров России. [58, стр. 32]
К началу XXI века большинство крупных компаний сформировали собственные политики КСО, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло в учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов. [53, стр. 5]
Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.