Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса относится к на­чалу XIX столетия, когда началось движение за защиту прав трудящихся, воз­никшее в результате размышлений морального и экономического порядка по по­воду человеческих издержек промышленной революции. Эта инициатива исходила от промышленного среднего класса. Организованное рабочее дви­жение возникло позднее, когда в ряде стран были устранены различные пре­пятствия для реализации права на свободу объединения.

Одним из основоположников данного воззрения был английский промыш­ленник, социалист-утопист Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядиль­ных фабрик Шотландии. Оуэн не только пытался реализовать на практике свои идеи, но и предлагал радикальные теоретические программы перестройки ка­питалистического общества в целом. Но если его практические начинания (ор­ганизация опытных коммунистических колоний в США и Великобритании) по­терпели неудачу, то предложенные им идеи и проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися сыграли положительную роль как в осознании рабочими своих прав, так и в осознании необходимости государственного и международного регулирования социаль­но-трудовых отношений.

В это время любая корпорация рассматривалась как экономиче­ская целостность, которая обязана заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Этим самым корпорация выполняла экономическую функцию по производству товаров и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременную работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров. В 1930-е гг. в западных странах корпорации характеризуются как сугубо эко­номические, где социальная ответственность бизнеса была направлена на максимизацию доходов собственников и реализовалась под девизом «максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса».

В пери­од Второй Мировой войны вся экономи­ческая система стран работала на производстве военной техники и, есте­ственно, ни о какой социальной ответственности бизнеса речи не было.

И только в 1953 г. появилась первая фундаментальная работа «Социальная ответственность бизнесмена» Р.Боуена. Она стала осно­вой для дальнейших исследований в данной области. В частности, автор связывал социаль­ную ответственность бизнесмена с реализацией той политики, принятием таких решений либо «следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценно­стей общества». По мнению Боуена, концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономи­ческие выгоды обществу. Его основная идея — это то, что организация есть нечто большее, чем просто экономическая целостность. [49, стр. 50]

Научная общественность неоднозначно вос­приняла выход в свет книги «Социальная от­ветственность бизнесмена». Ее поддержа­ли К. Девис, Дж. МакГир, С. Сети, А Кэрролл. В то же время М. Фридмен, Т. Левитт высту­пили с критикой концепции корпоративной со­циальной ответственности. Так, представитель Гарвардской школы бизнеса Т. Левитт в статье «Угрозы социальной ответственности» утверж­дал, что «бизнес получит большие шансы на вы­живание, если откажется от абсурдного взгляда на свои цели, то есть если долгосрочная макси­мизация прибыли останется единственной целью и в теории, и на практике». Сходную позицию высказал основатель школы монетариз­ма М. Фридмен в статье с характерным назва­нием «Социальная ответственность бизнеса — увеличить прибыль». Автор критиковал менед­жеров, придерживающихся принципов социаль­ной ответственности и вторгающихся тем самым в сферу, лежащую за пределами их профессио­нальной компетенции. Тем самым М. Фридмен заложил фундамент под развитие концепций, на­зываемых теориями корпоративного эгоизма.

Согласно теории корпоративного эгоиз­ма, закон автоматически считается выражением моральных норм. Следовательно, в бизнесе мо­рально оправданы любые действия, если они не противоречат закону (соображения честности, нравственности и справедливости не должны влиять на принятие решения).

Среди сторонников концепции социальной от­ветственности Г. Боуэна - Арчи Кэрролл, определявший кор­поративную социальную ответственность через соответствие ожиданиям — экономиче­ским, правовым, этическим,— предъявляемым обществом к хозяйственной организации. [58, стр. 31-32]

 

 


 

 


Рисунок 1.1 - Пирамида А. Кэролла

 

Предложенная А. Кэрроллом четырехуров­невая пирамида представляет упорядоченное содержание ответственности, систематизирует ее уровни. Ценность данного подхода состоит в конкретизации абстрактного понятия ответ­ственности, представляет ее в виде системы, со­стоящей из взаимосвязанных элементов. Вместе с тем исследование А. Кэрролла не выходит за рамки нормативного подхода, который не дает конкретных рекомендаций, каким образом пред­приятие должно реагировать на требования и ожидания общества.

Сторонники предложенной Г. Боуэном концеп­ции социальной ответственности бизнеса про­должали разрабатывать ее в рамках нормативного подхода вплоть до 70-х гг. прошлого века. Наибольшую известность среди зарубежных теорий корпоративной социальной ответствен­ности получили корпоративная социальная де­ятельность, корпоративная социальная воспри­имчивость, теория заинтересованных сторон, теория корпоративного гражданства и др.

Во второй половине 70-х гг. выходят в свет работы американских авторов Р. Акермана, В. Фредерика, Дж. Поста, Л. Престона. Отличительной особенностью работ названных авторов является их внимание к практической реализации концепции корпоративной социаль­ной ответственности. В теории данный этап из­вестен как корпоративная социальная воспри­имчивость: существует некоторое несовпадение между ожиданиями общественности и результа­тами деятельности предприятия. Это несовпа­дение выражается в наличии «зоны свободно­го выбора», пространство которой предприятие заполняет действиями, которые соответствуют ожиданиям общества.

В работах В. Фредерика была предпринята по­пытка систематизации разрозненных взглядов на проблему корпоративной социальной ответственности. В частности, он предложил классифика­цию, основанную на концептуальном переходе от этическо-философских концепций к концепции корпора­тивной социальной восприимчивости, ориентиро­ванной на действия менеджера. Следующим шагом в разви­тии теории стала созданная В.Фредериком кон­цепция корпоративной социальной добросовест­ности, интегрирующая в концепцию корпоратив­ной социальной восприимчивости нормативный подход, осно­ванный на ценностях.

В отличие от В. Фредерика, анализировав­шего этапы развития корпоративной социаль­ной ответственности, Д. Вуд предложила комплексную модель корпоративной социальной деятельности, отражающую наиболее полно суть и цели социальной ответственности биз­неса. Корпоративную социальную деятель­ность Д. Вуд представляет как «существующую в бизнес-организации систему принципов соци­альной ответственности, процессов социальной восприимчивости и их обозримых результатов, относящихся к общественным взаимодействиям предприятия». При этом автор каждый элемент новой модели представила как совокупность трех составляющих: принципов, на которых ба­зируется корпоративная социальная ответствен­ность, процесс реализации и результаты корпоративного поведения. [58, стр. 33-34]

Таблица 1.1 - Модель корпоративной социальной ответственности Д. Вуд

Принципы корпоративной социальной ответственности (ценности) Условия реализации корпоративной социальной ответственности Результаты корпоративного поведения
Ожидания общества по отношению к пред­приятию (институциональный уровень) Принцип публично-правовой ответственности (организационный уро­вень) Индивидуальный принцип свободы выбо­ра управленческого решения (индивиду­альный уровень) Оценка среды ведения бизнеса Анализ заинтересованных сто­рон Управление проблемами заинте­ресованных лиц Воздействие на общество Социальные программы Социальная политика

 

В 1960-е гг., в первоначальной стадии перехода к постиндустриальному развитию, в общественном сознании появилась оппозиция жесткому миру предпринимательства, образовался активный интерес к таким проблемам, как гражданские права, рав­ноправие женщин, загрязнение окружающей среды отходами производств и состояние среды обитания в целом. Появилась гуманистиче­ская направленность в мировой экономической политике. Этому способствовала «кейнсинизация» экономики западных стран, т.е. домини­рование социальной защищенности работников в производственных отношениях. При этом получили развитие в обществе трудовые профсоюзы, которые выдвигали различные требования, среди которых са­мыми важными были восьмичасовой рабочий день и улучшение усло­вий труда в целом.

Все это привело к пересмотру социальной политики предприятий и появлению концепции корпоративной социальной ответственно­сти. Корпоративная социальная ответственность стала рассматриваться как добровольный отклик организации на социальные проблемы, и, прежде всего, своих работников. Поэтому этот этап в развитии представлений о КСО можно на­звать как период внутрикорпоративной социальной ответственности.

В 1970-е и 1980-е гг. в мире появилась идея разоружения, развитие атомной энергетики, поддержка стран третьего мира, защита флоры и фауны и др. Появившиеся в это время признаки экономического кризиса привели к пониманию особой роли бизнеса в обществе. Все это подтолкнуло организации к необ­ходимости направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное раз­витие общества, его совершенствование и гуманизацию. Таким образом, в этот период начали меняться формы проявления социальной ответст­венности бизнеса, который берет на себя обязательства вести деятель­ность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономи­ческое развитие за счет повышения качества жизни как собственного персонала (семей), так и всего местного населения и общества в целом.

В Западных странах сама социальная ответственность бизнеса начинает трактоваться как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической, экологической и др. сферах, что предполага­ет выход бизнеса за определенные рамки законодательных основ своего функционирования. Коммерческий успех корпораций начинает связы­ваться с этическими ценностями общества, уважения к людям, отдель­ному человеку.

Последний исторический этап развития социальной ответственности пришелся на период: конец 1990-х - настоящее время. Он связан с появлением процессов глобализации, возникновением различных техно­логий информационной направленности, которые стали способствовать концентрации экономической власти в руках относительно небольшого количества корпораций. В этой связи, положение различных корпораций привело к парадоксальной ситуации. Дело в том, что, несмотря на глобальное влияние корпорации, приобрели определенную зависимость, т.к. стали зависеть в своих действиях от различных групп. Рентабельность корпо­рации начала связываться не только с экономической эффективностью и с ее готовностью соблюдать законы общества:

- появилась особая ответственность руководителей корпораций к проявлениям социальной ответственности, т.к. многолетний опыт западных компаний практикующих эту ответственность, показывает, что при этом улучшаются финансовые показатели растет рыночная стоимость корпорации, растет ее бренд как внутри страны, так и за рубежом;

- рост конкурентноспособности корпорации наблюдается в том случае, если корпорация демонстрирует, что она имеет все признаки добропорядочного «корпоративного гражданина»;

- долгосрочная рентабельность корпорации зависит в значитель­ной степени от местных рынков, от отношения к корпорации со сторо­ны местного сообщества, местной культуры и политики; поэтому корпорациям необходимо знать ожидания акционеров и потребителей именно в местных условиях, их настроениях, социальных проблемах и тенденциях для своевременного реагирования. [49, стр. 53-55]

В современных условиях формируется особое направление реализации социальной ответственности бизнеса. Можно сказать, что это направление характеризуется «осторожным эгоизмом», который предусматривает текущие расходы корпораций, но в долгосрочной перспективе создает необходимое для себя социальной окружение, а тем самым создает условия для устойчивой прибыли. Социально ответственнoe поведение корпорации начинает трактоваться в обществе, как ее способность к выживанию, экономической безопасности, причастности к решению социальных проблем, что начинает импонировать общественному мнению.

 

 

 


Рисунок 1.2 - Базовые интерпретации концепции

социально-ответственного бизнеса

 

Таким образом, можно выделить четыре эта­па в развитии представлений исследователей на суть социальной ответственности бизнеса:

1-й этап охватывает первую половину ХХ в. Управление предприятий направлено на макси­мизацию доходов. Этичность является второсте­пенной по отношению к получению прибыли.

2-й этап начинается с 30-х гг. прошлого столе­тия и связан главным образом к Новым курсом Ф. Д. Рузвельта — попечительское управление. Организация проявляет заботу о своих сотруд­никах, поскольку это ведет к более высокой про­изводительности и доходности на предприятии.

Начало 3-го этапа — 60-70-е гг. Он связан во многом с НТР и созданной ей экологической угрозой.

4-й этап - конец 1990-х - настоящее время.

Отличительная особенность изменений, про­изошедших в трактовке социальных функций предпринимательства,— это, во-первых, безу­словное признание необходимости социальной ответственности бизнеса, во-вторых, конкрети­зация самих социальных функций.

В России развитие корпоратив­ной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, вне­дряющих в свою деятельность прин­ципы социальной ответственности, постоянно растет. Это может быть объ­яснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизо­ванным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.[53, стр. 6]

Среди отечественных исследователей соци­альной ответственности бизнеса можно отме­тить Ю. Е. Благова, С. П. Перегудова, С. В. Литовченко, И. В. Семененко и др. В разработ­ке проблем социальной ответственности биз­неса активное участие принимают Торгово-промышленная палата РФ, Академия народ­ного хозяйства, Институт экономики города, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Ассоциация менеджеров России. [58, стр. 32]

К началу XXI века большинство крупных компаний сформиро­вали собственные политики КСО, а из­учение концепции корпоративной социальной ответственности вошло в учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов. [53, стр. 5]

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.