Конфликты не возникают мгновенно, для этого необходимо определенное время, когда возникает конфликтная ситуация, которая перерастает в конфликт.
Назовем объективные причины конфликтов:
— различия в целях;
— различия в представлениях и ценностях;
— ограниченность в ресурсах, подлежащих распределению;
— различия в уровне образования, квалификации;
— различия в манере поведения и жизненном опыте;
— плохие коммуникации;
— взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
— низкое качество работ или продукции;
— индивид или группа не могут реализовать свои потребности, задеты их интересы.
Часто для определения причин конфликтов используется метод картографии:
— проблема описывается в общих чертах;
— выявляются основные потребности и опасения всех участников конфликта;
— определяются основные потребности и опасения всех участников конфликта.
Составляется карта конфликта (рисунок 9.1):
Рисунок 9 .1 — Карта конфликта
Из анализа картин конфликта можно выявить проблемы участников и потребности конфликтующих.
Для конфликтной ситуации характерно напряжение сторон при общении, выдаче заданий, принятии решений.
У конфликта есть определенный период, в течение которого он достигает своего апогея. От своевременного его разрешения зависит успех в его устранении.
Основные причины возникновения конфликтной ситуации:
— работник часто отпрашивается с работы;
— работник не уделяет должное внимание качеству работы;
— усиливается критическая реакция работника в адрес непосредственного руководителя и администрации в целом;
— постепенно снижается производительность труда;
— появляются случаи опоздания на работу и преждевременного окончания работы;
— работник всячески провоцирует руководителя на возникновение ссоры;
— авторитет руководителя подвергается сомнению.
На стадии конфликтной ситуации уместна "методика совета", т. е. руководитель должен оценить позиции каждого работника по отношению к проблеме, создать максимально благоприятную атмосферу для выражения своего мнения каждым членом коллектива на собрании.
Рекомендуется несколько правил ведения подобного собрания:
— позиция руководителя должна быть объективной и нейтральной;
— руководитель никогда не должен выступать первым;
— обмен мнениями следует начинать с менее авторитетных членов коллектива;
— следует дать возможность высказаться всем работникам, ничья точка зрения не должна быть оставлена без внимания;
— руководитель должен обобщить все высказывания, и его слово должно быть завершающим.
Конфликтная ситуация при некоторых условиях перерастает в конфликт, если будут допущены:
— временной период развития;
— эмоциональная поддержка работника другими участниками ситуации или сторонами-наблюдателями;
— разовьется свое представление работника о том, что должно быть на самом деле.
Конфликт — это уже активное противоборство. Вначале конфликт возникает локально, в нем участвуют отдельные личности. Конфликт — как пожар, страшен своим разрастанием. Участники конфликта ищут сочувствующих, пытаются привлечь на свою сторону руководителя для укрепления своих позиций. При всеобщем конфликте нет равнодушных, практически все вовлекаются в распри, зачастую забывается первопричина конфликта, в ход идут все средства давления на противника, угрозы. Свое мнение становится незыблемым. Возможности перейти к общему мнению больше не существует. Все действия направлены на разрушение противника, на то, чтобы лишить его силы.
По направленности конфликты подразделяются на "горизонтальные" (между работниками одного уровня), "вертикальные" (между руководителем и подчиненным) и "смешанные".
Наиболее опасны для руководителя "вертикальные" конфликты, в них нельзя вступать. Их надо гасить уже на стадии конфликтной ситуации. Управлять надо методом предвидения, а не "тушения пожара".
Любая разновидность конфликта может осуществляться в двух формах:
1. Открытый конфликт — это конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают.
2. Скрытый конфликт—это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому он якобы возник.
Поведение руководителя на различных этапах конфликта различно. Позиция руководителя в случае конфликта состоит в том, чтобы самому не оказаться втянутым в него. Прямое вмешательство и надежда на авторитет не всегда ведут к исчезновению конфликта. Мудрость руководителя заключается в том, чтобы к решению конфликта подготовить сам коллектив или его представителей. Задача руководителя — подготовить коллективное мнение или позиции представителей коллектива, а самому опереться на это мнение.
Если конфликт перешел в расширенную ситуацию, то руководителя снимают с работы. С чего же начать новому руководителю? Надо составить программу деятельности, позволяющую объединить коллектив. Индивидуальная работа с подчиненными, убеждение, объективное, равное отношение к членам коллектива помогут руководителю построить реальное сотрудничество с подчиненными. Надо начинать с формирования коллектива. Основная задача руководителя — подбор кадров.
Различают субъективные и объективные причины конфликтов.
Объективные причины конфликтов включают следующее.
1. Управленческие факторы:
— несовершенство организационной структуры;
— нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
— несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
— противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.
2. Организационные факторы:
— неудовлетворительная организация труда;
— нарушение режима труда, отдыха;
— низший уровень трудовой и исполнительной дисциплины; —чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
— неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения;
— отсутствие гласности.
3. Профессиональные факторы:
— низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
— несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
— неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.
4. Санитарно-гигиенические факторы:
— неблагоприятные условия труда;
— нарушение режима работы.
5. Материально-технические факторы:
— дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
— старое оборудование и техническое обеспечение. 6. Экономические факторы:
— несовершенство системы оплаты труда и премирования;
— задержки в оплате труда.
Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, разрешением конфликта.
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
— нарушение служебной этики;
— нарушение трудового законодательства;
— несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
К нарушениям служебной этики относятся:
— грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
— навязывание своего мнения;
— невыполнение обещаний, обязательств;
— нетерпимость к критике, что может привести к оттоку активных, творческих работников;
— неумение правильно критиковать действия подчиненных;
— наличие теневой деятельности у руководителя;
— замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненными их обязанностей.
Руководителю надо учитывать психологическую совместимость работников. Самый правильный выход — развести психологически несовместимых работников по различным местам, чтобы их действия не пересекались.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.