Контроллинг коммуникации
Контроллинг мотивации
Концепция и инструменты КП. Активное влияние на стратегическую работу с персоналом оказывают планирование конкретных областей работы и плановые показатели. Они создают предпосылки для стратегического менеджмента персонала. К числу этих предпосылок относится и контроллинг персонала.
Контроллинг персонала требует собственной концепции. В рамках понятия "контроллинг" рассматривается множество производственно-экономических задач. Четкого определения этого понятия нет. Точно так же и контроллинг персонала не имеет жестких границ в системе менеджмента персонала. Ядро концепции контроллинга определяется содержанием значения глагола to control, который означает "управлять", "регулировать", "направлять", "улаживать". Главными элементами контроллинга как регулирующей системы являются планирование, контроль, подготовка информации.
Концепция контроллинга приведена на рисунке 10.3.
Рисунок 10.3 — Концепция контроллинга
Контроллинг персонала может обозначать присоединение к внутрипроизводственной системе контроля, планирование и регулирование области работы с персоналом.
Контроллинг персонала дифференцируется:
— на определение целей (например, стоимость персонала, объем работ);
— специальные функции менеджмента персонала (например, повышение квалификации, аттестация);
— методический инструментарий (например, методы оценки персонала).
Процесс контроллинга персонала оптимизируется одновременным применением децентрализованных (оперативных) и централизованных (стратегических) инструментов достижения совместных результатов.
В распоряжении централизованного и децентрализованного контроллинга персонала имеются четыре основные группы инструментов (рисунок 10.4).
Рисунок 10.4 — Основные инструменты контроллинга персонала
Наряду с оперативными и стратегическими формами контроллинга персонала существуют его количественные и качественные формы. Все формы, инструменты и функции контроллинга объединяет ответственность первого лица организации за персонал и каждого человека в отдельности.
Функции контроллинга персонала выполняются сотрудниками финансового, планово-экономического отделов, а также отделами по работе с персоналом и социального развития. Они весьма отличаются в организационном и содержательном смысле по сравнению с контролем (рисунок 10.5).
Рисунок 10.5 — Различия между контролем и контроллингом
Функция контроллинга стоимости персонала — это централизованная функция, которая включает планирование затрат на персонал в целом по предприятию. Причем после завершения работы над персоналом он подвергается дискуссиям по правовым и деловым вопросам на основе представления конкретного цифрового материала различными подразделениями. В результате формируется структура стоимости с учетом того, что должно быть и что уже есть.
Следующая фаза "борьбы" за план связана с уточнением и сопоставлением, с одной стороны, количественных данных по экономике персонала из традиционной статистики за предшествующий период и, с другой стороны, с тем, что содержат плановые предпосылки исходя из производственных задач.
Децентрализованный контроллинг выполняется подразделениями по работе с персоналом и социальному развитию.
Это важная функция таких подразделений. Она подчинена центральному контроллингу предприятия и включает расчеты и анализ различных видов стоимостных затрат, которые являются предпосылками для общего анализа и оптимизации трудовых процессов.
Децентрализованный контроллинг использования потенциала сотрудников. Отдел по работе с персоналом содействует подразделениям предприятия в использовании сотрудников в соответствии с их возможностями, а также самим сотрудникам в их развитии (таблица 12.2).
Принципами контроллинга являются доверие, открытость и честность, групповая работа, обязательства по качеству, гибкость, а также стремление быть лидером нововведений. Эти принципы относятся ко всем сотрудникам на всех уровнях управления и объединяют их для достижения единых целей.
Осмысление контроллинга персонала и его роли началось с 1987 г.
Рассмотрим специфические функции контроллинга:
— сотрудники как партнеры по бизнесу;
— повышение роли РR-культуры;
— планирование персонала; внешние позиции:
— возрастание конкуренции;
— рыночная активность.
Остановимся на целях концепции контроллинга:
— оценка работы на основе измерения ее активности и качества;
— повышение вклада каждого сотрудника в успех предприятия;
— интеграция информационных потоков;
— образование проектных групп.
Таблица 12.2 — Уровни и объекты контроллинга персонала
Уровень управления
Дата: 2019-02-02, просмотров: 317.