Человек как часть природы. Человек и современные крупные приматы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раскрывая природу человека, наука отмечает её противоречивость, выражающуюся  в наличии в его жизни биологической и социальной сторон, неразрывно переплетённых и взаимно дополняющих друг друга.

Многие материалы, собранные различными наками, позволяют утверждать, что человек являет собой одно из звеньев природы. Поэтому его жизнедеятельность протекмает в соответствии с определёнными ритми и законами. Он вышел из природы. Он живёт природой. Черпает из неё все необходимые для жизни средств. Взаимодействует с ней как со средой обитания. То есть, в значительной мере остатся существом природным.

Человек не предмет и не вещь, которые можно рассмотреть непосредственно в ее основных проявлениях, а затем определить ее сущность. Человек – это существо, находящееся в постоянном биологическом и культурном развитии, а значит невозможно дать о человеке окончательного суждения, т.к. сам человек отнюдь не стабилен.

Учёных всегда интересовал вопрос о происхождении человека. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Современные биологи, занимающиеся изучением человека, придерживаются мнения о том, что человек имеет общую со всеми другими животными историю.

Мы помним, что от Аристотеля к нам пришло метафизическое определение человека как «разумного животного». По словам Эрнста Кассирера (нем. Философ 1874-1945, неокантианец), несмотря на все усилия современного иррационализма, это определение не утратило силы. Считается, что процесс превращения обезьяны в человека начался примерно 3 млн лет назад. Причем по мере «очеловечивания» наш предок все больше утрачивал обезьяньи черты.

Эти традиционные теории уже много лет подвергаются серьёзной критике, так как сходств у человека и ближайшего к нему по родовому биологическому дереву родственника – человекообразной обезьяны – меньше, чем различий. Кроме этого, постоянно всплывающий вопрос о том, почему современные обезьяны ни при каких обстоятельствах не превращаются в людей, серьёзно озадачивает многих, и учёных и простых обывателей, далёких от науки. Поэтому бесспорно лишь то, что человек существо биологическое, близкое животному миру по ряду морфологических, физиологических и психических свойств. И наибольшая близость в этом смысле у него с человекообразными обезьянами. Но это не означает бесспорности утверждения, что человек произошёл от обезьяны. Вопрос о происхождении человека до сих пор открыт.

 Сравним человека и современных крупных приматов, чтобы выявить чисто природную сущность человека.

I. Сходство

а) Морфологическое сходство. Имеет около 1560 признаков, по которым можно сравнивать человека и антропоморфов. Из них только 396 совпадают у человека и шимпанзе, 305 – у человека и гориллы, 272 – у человека и орангутанга. Однако не менее 312 характеризуют исключительно человека.

б) Физиологическое сходство:

– одинаковая пища;

– сходство групп крови;

– одинаковая продолжительность жизни;

– одинаковая длительность эмбрионального периода.

в) Психическое сходство.

Животные имеют сходную с человеком природу, органы восприятия и некоторые эмоциональные проявления. Животные удерживают знания, полученные через органы чувств, способны приобретать новые навыки. Речь при этом не идет о способности размышлять, которая наблюдается у человека, а лишь об ассоциативной памяти и способности заполнить образы и их ассоциировать. Животные могут также испытывать различные «чувства», например, гнев, ярость, радость и т.д.

II. Различия

а) Морфологические. Основными из них являются: вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, развитие полости черепа и мозга, форма и развитие зубов и т.д.

б) Психические.

1. У животных нет идей, представляющих собой продукт мысленной абстракции и выходящих за пределы пространственно-временных реальных проявлений.

Животные никогда не создают единого представления о пространстве, их решения достигаются за счет многочисленных несогласованных попыток, чередующихся со случайными успехами, которые отпечатываются в памяти.

2. Отличие в экспрессивном проявлении, как говорит Людвиг Клагес (нем. психолог и философ 1870-1956, представитель философии жизни), – только человек умеет рисовать.

У человека трудно отделить восприятие от деятельности разума.

3.У животных нет настоящего языка, их язык субъективен, выражает различные состояния чувств, но не обозначает, не описывает объекты. Слово – это человеческий раздражитель, кладущий начало второй системе сигнализации.

4. Пытаясь познать себя, человек может отделиться не только от вещей, но и от самого себя. Только человек способен осознать свои действия.

5. Человек развивается, эволюционирует,  животное – нет. Человек современного физического типа – кроманьонец – согласно самым последним научным данным, полученным с помощью анализа митохондральной ДНК, – появился сравнительно недавно: 50–250 тысяч лет назад, причем примерно в одном месте – в Африке.

Дарвин не дал ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. На него попытался ответить Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий были вынуждены достаточно резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, в результате чего функции передних конечностей стали существенно отличаться от функций задних. Руки стали органом для производства и использования орудий труда, который, в свою очередь, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.

Дарвиновская концепция антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования и развития человека) дополняется теорией социогенеза (процесс историко-эволюционного формирования и развития общества). Развитие науки в XX в. внесло свои поправки в эти идеи. В частно

сти, обращено внимание на то, что обнаруженные к настоящему времени стоянки древних наших предков территориально «привязаны» к зоне Великих Восточно-Африканских разломов (Матюшкин П.Н. У истоков человечества. – М., 1982). Именно здесь был высокий «выброс» радиации, вызывающий разные изменения в наследственном фонде живых существ, т.е. мутацию. К этому следует добавить, что не только тектонические, но и вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на природную панораму прародных человека.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.