Управляющие информационные системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые управляющие информационные системы (Management Information Systems — MIS) стали появляться в 70-х годах XX века с раз­витием вычислительной техники.

 

 

Такие ИС обслуживают управленческий уровень, обеспечивая менеджеров среднего и высшего звеньев текущей информацией о вы­полнении основных бизнес-процессов в компании и о некоторых из­менениях во внешней среде. Они обеспечивают интерактивный до­ступ к показателям текущей деятельности фирмы, архиву отчетов и решений, приказам, распоряжениям, протоколам совещаний, отчет­ным формам.

Обычно такие системы ориентированы в основном на внутреннего пользователя и обслуживают функции планирования, управления под­разделениями и службами, контроля и поддержки решений на управлен­ческом уровне. Блок-схема типичной MIS приведена на рис. 7.4.1.

Приведем основные характеристики корпоративных управляющих систем. Такие системы:

работают с формализованными и/или частично формализованны­ми данными и поддерживают частично структурированные и сла­боструктурированные решения в широком диапазоне на функцио­нально-оперативном и управленческих уровнях, преобразуя фор­мализованные данные в «MIS-файлы». Решения, поддержанные MIS, обязательны для исполнения на эксплуатационном уровне, пополняют «копилку» решений в KWS и транслируются посредст­вом OAS;

ориентированы на обеспечение текущих бизнес-процессов управ­ленческими решениями, на создание отчетов и контроль исполне­ния;

задают правила формирования информационных потоков и пуч­ков внутри информационного поля компании, информационные требования известны и устойчивы;

имеют небольшие аналитические возможности, ограниченные рамками текущей деятельности на уровне подразделений;

недостаточно гибки, но имеют возможности для адаптации в лю­бом подразделении;

помогают в принятии оперативных решений, используя прошлые и настоящие данные, при этом используется больше внутренних данных, чем внешних.

Автоматизированная информационная система управления де­ятельностью предприятия — это взаимосвязанная совокупность данных, процедур, процессов, стандартов, программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, предназначенная для сбора, об­работки, систематизации, распределения, хранения, доставки в ав­томатизированном режиме информации конечному пользователю в соответствии с требованиями, вытекающими из целей деятельности.

MIS, как правило, является одним из основных модулей общей кор­поративной ИС; для его разработки, внедрения и интеграции требуется тщательный анализ процессов и идентификация параметров информаци­онного поля организации.

В российских компаниях MIS обычно развивается на базе систем TPS и OAS, с которых часто начинается автоматизация рутинных проце­дур и процессов. Вследствие этого MIS постепенно превращается в авто­матизированную информационную систему управления предприятием (не путать с АСУП — Автоматизированной Системой Управления Произ­водством).

 

 

Технология работы в компьютеризированной информационной си­стеме строится так, чтобы ею могло одновременно пользоваться большое количество сотрудников. Пользователями MIS являются практически все менеджеры компании. Выходные данные — периодические результаты деятельности в виде сводок, резюме, отчетов, докладных записок, слу­жебные расследования. В связи с тем, что часть такой информации может быть конфиденциальной, менеджеры обладают доступом различной сте­пени. MIS имеет функциональную и обеспечивающую части (рис. 7.4.2).

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и техноло­гические процессы, внутренние стандарты предприятия. Это:

технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;

компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые уст­ройства, оргтехника;

телекоммуникационная техника и средства связи;

общесистемная документация, включающая государственные, от­раслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспече­нию;

специализированная документация, содержащая методические материалы по всем этапам проектирования, разработки, внедре­ния, сопровождения и применения технических и технологичес­ких средств;

нормативно-справочная документация для выполнения техничес­кого обеспечения.

Математическое обеспечение — совокупность математических мето­дов, моделей, алгоритмов обработки информации, типовые задачи управ­ления системами, теории массового обслуживания, теории игр и другие.

Программное обеспечение — комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обра­ботки информации. Они служат для расширения функциональных воз­можностей процессов контроля и управления. В программное обеспече­ние входят пакеты прикладных программ, которые реализуют экономи­ко-математические модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Методическое и организационное обеспечение — совокупность мето­дов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие модулей ИС, технических и технологических средств, персонала в процессе разра­ботки, внедрения и эксплуатации ИС.

Лингвистическое (онтологическое) обеспечение — набор согласован­ных правил, методик, словарей, алгоритмических языков высокого уров­ня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий спе­циалистам, разработчикам, пользователям и эксплуатационникам гово­рить на одном языке. Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в данной информационной системе.

Правовое обеспечение — федеральные законы и указы президента РФ, постановления государственных органов власти, приказы, отраслевые ин­струкции, нормативные акты налоговых органов и таможенной службы.

На этапе разработки ИС: нормативные акты, связанные с договор­ными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирова­ние споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраной прав интеллектуальной собственности.

На этапе функционирования ИС: определения статуса и сферы дей­ствия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанно­стей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с ин­формацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.

Обучение персонала и сертификация систем и оборудования — набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего пер­сонала, учебно-методическая и плановая документации подготовки и по­вышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Обо-ронсертифик, ISO, SEI и т. д.).

Функциональная часть MIS реализует назначение информационной системы. Здесь содержится модель управления организацией, отдельных ее составляющих и взаимосвязи.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.