К Софье Васильевне Сумароковой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слава Богу! Радуюсь о вашем хрис­тианском меня приветствии: когда мы взаимно извещаемся в том, что Христос посреди нас, следовательно, и слово Его, и учение в нас, и заповеди Его соблюдаются в памяти нашей и тем свидетельствуется ко Господу любовь наша и преисполняется о Нем радость наша. Сорадуюсь вам, возлюбленная сестра о Госпо­де София Васильевна... Чрез такое время вижу вас в Галиче — в усадьбе вашей; слушая ваше о себе уведомление, смотрю на вас, стоящую пред старцем Серафимом в Саровской пусты­не; потом нахожу труждающуюся вас и насаж­дающую посреди рая присноцветущего три до­бродетели: веру, надежду и любовь.

Вы меня одарили двумя изображения­ми. При воззрении моем на первое: под бре­менем тяжкого Креста, вижу я Спасителя Христа! О великия кротости! о глубокаго сми­рения! Царь небесныя славы! Бог и Творец всея твари! что делает ради нашего спасения?

Посмотрите — что ж мы делаем? Почто не хотим быть скорбны ради Господа??

Вижу второе изображение: портрет старца Амфилохия,— вечная ему память! За искренность вашу, что посредством пера пере­дала мне рука ваша чувства, оживотворенные верою души вашей, да укрепит вас Господь Вседержитель. Не сомневаюсь, при помощи всещедрой руки Его, исполнить и благое жела­ние вашего сердца во славу Божию: сделаю и рамки. Буди мир вам Господом нашим Иисусом Христом. Достойные знаки вашего усердия ко мне, недостойному, не престанут представлять­ся глазам моим и напоминать мне с убедитель­ным увещанием, чтобы я непрестанно следовал Христу, шел бы вслед Его и нес бы крест свой, отвергшись воли моей, да будет воля Божия.

От изволения же вашего будет зави­сеть известить меня о вас и в то время, когда будете находиться среди вверяемого вам ста­да старцем Серафимом,— знаю, что тамо очень нужна ограда: чтобы всем спастись и избавиться от ада! Но не бойтесь, приимет вас под Свой покров Матерь Божия. Вы давно уверены, что нам предлежит едино на потре­бу: вечное спасение. Мне и вам остается по­мнить о едином Боге и что истинная доброде­тель снискивается непрестанным трудом, смирением, вниманием себя, верою во Христа и долготерпением.

Будем молиться друг о друге и просить у Господа что потребно к нашему спасению. Господи, научи нас; Господи, просвети нас; Господи, спаси нас от лукавого и не лиши не­бесных Твоих благ. Целую вас именем Хрис­товым — ваш о Господе недостойный брат,

непотребный раб Георгий

Да просветит вас Господь, что вам тво­рить и что предпринимать ко спасению вечно­му. Господь услышит вас: просите, и дастся вам. Все, что мною вам написано, предостав­ляю вашему вниманию и благосмотрительному рассуждению.

От 5-го к 15-му числу ноября почта мне передала письмо ваше. А к вам сие посылаю

ноября 18-го дня, 1832 года

 

К А.П.Р.

Не столько действуют на сердце слова, читаемые в строках о любви к Богу и ближнему, сколько действуется самое сердце силою Христова влечения.

Некто мудрый сказал:

«Начни из сердца гнать мирские суеты,

Отвергни волю прочь—и будешь в Боге ты».

К этому близок и следующий стишок:

«Ни место, ни народ, ни случаи, ни дни,

Что страждем мы, тому виною мы одни».

Мне полюбились сии два стишка более других тысячи стихов, которые не содержат в себе столько силы, доброты и совершенства.

Января 15-го дня, 1823 года.

 

К А.П.Р.

Приятное уведомление о переми­рии вашем, милостивая матушка, было для ме­ня сердечной радостью. Сердце радуется о ми­ролюбии, потому что в мире жилище Господа и все дела Его в вере. Из этого разумно нам, что в чьем сердце мир, в том и Бог мира живет. Сколько душе приятен святой мир, столько то­мительна диавольская вражда. При вражде от клеветы бывает смущение, и потому желающие сохранить мирное сердце не терпят даже и от других слышать какое-либо клеветническое суждение. Кто с благим сердцем, тот не может ничего худого мыслить, и для того от благого сокровища сердца льются сладкие источники.

Думаю, вам очень заметно в посетите­лях ваших разного состояния и умов: когда кто о чем начинает разговор в назидание или в суд. Спросил бы я вас: часто ли бывает разговор о Царствии Небесном, о муках вечных и что смертный час приближается к нам ежеминут­но? Что вы на это скажете?.. Ах! едва ли при­метно, как теряется вечное блаженство за вос­приятие временных удовольствий... Положи, Господи, на сердце мысль благую, чтобы оно удалялось бы от любящих празднословить! Сие изрекает любовь ко Господу и о Господе лю­бовь к ближнему. Чего себе, того и другим мы обязаны желать сердечно самою истиною.

Да усладится ваше сердце в благоговей­ном прилеплении к имени Христову!

Февраля 14-го, 1823 года

 

К А.П.Р.

Сделайте милость, прикажите вашей крестнице почаще зани­маться книгой Святого Димитрия — Духовным Алфавитом, и жить под покровительством вашим поуединеннее. Внимание о спасении души и размышление о вечности и будущем воздаянии каждому по делам его, неизбежно требует уединенной ком­натки и прилежного занятия в молитве. — Об этом просит вас

Непотребный раб Егор.

Августа 81-го дня, 1825 г.

 

К П. И. В.

Истинное просвещение есть Иисус Христос—Слово Божие. День и ночь поучаться в нем убеждает нас все, что сотво­рено Богом. Мы уверены, что иного нет пути, ведущего к жизни вечной, в жилище блаженно веселящихся. Воспитание любезнейших детей ваших должно быть не иначе, как в страхе Божием: это есть начало премудрости, которым управляются любящие Бога в делании заповедей Божиих; о том же соревнует и Благочестивейший Государь наш: Он дал знать всем, в Своей Империи, вверенной Ему от Господа, каких должно иметь наставников или наставниц в домах для благочестивого воспитания вверенных им детей. Сами вы можете хорошо разуметь, что благочестие на все полезно; и сие приемлется сердцем; а чего в сердце нет, того и на самом деле нет. Весь человек должен служить Богу, как по внутрен­ности—мыслью своей, так и по внешности—словом и делом, и свидетельствовать смирение свое пред Богом со всяким благоговением и земным поклоном. Сам Христос молился так; противящиеся же Ему и помышляют все противное, и мудрствуют неподобающее. Но вам неуклонно надлежит повиноваться Церкви Божией и по ее святым установлениям провождать жизнь свою и воспитание детей ваших; в погрешностях же, всяко приключающихся, исповедываться и приносить покаяние от всего сердца своего; а ересей, расколов, суеверия и всякого вольно­думства, как пагубной заразы, или смертоносного яда, всяче­ски беречься. Да сохранит Господь все семейство ваше в христианском благочестии!

Искренно вам доброжелательствующий о Господе,

непотр. раб Егор.

Августа 18-го дня, 1834 г.

 

К М.М.

Христос посреди нас.

Уклонись от зла и сотвори благо: взыщи мира, и пожени. Поэтому нельзя сотворить благо, не уклонившись прежде от зла; а чтобы мирным быть, нужно трудиться — трудом взыскующим мира так, чтоб, прежде всего, в себе было мирно. Удерживающие в себе мирные мысли ограждаются от волнения молитвою, как колодезь или родник, огражденный стенами, и не волнуются.

Алчущие и жаждущие страждут, пока не удовлетворятся. Духовное укрепление с прохлаждением бывает им пищею и питием... Все делать по пристойности и по приличию, — есть дело здравого разума; всякая же добродетель совершается любовью. Слава Богу!

6-го Октября, 1829 г.

Уведомление ваше о себе утешило меня: вы теперь в действительном сражении против находящих вам, побеждающие же венчаются. Святитель Христов Тихон пишет: уступающие людям побеждают врагов. Мир вам о Господе!

 

К А.Т.Б.

Слава Богу за все!

Так и наше время днями,

Как вода течет реками:

Где тихо, где крутит,

И бушует, и мутит;

А где светлыми струями,

Ограждаясь берегами,

Прямо как стрела летит,

Господь сил с нами!

1829 г. Января 11-го. 

 

К В.В.Г.

Да радует вас более всего любовь ко Господу животворящим духом в смиренных в подвигах монастырских, которыми благоугождается благость Божия. Ах! вырывается слово от искренности сердца: полюбите всей душой путь тесный и прискорбный — и водворится небесное пространство в сердце вашем. Только храните молчание и берегитесь оказывать из — любочестия свой разум пред людьми, любящими мирскую мудрость. Любезно благодарю вас за оставление всего мирского и за первое рассуждение о вечной жизни. Будем подражать житию святых, описанному в Четьях-Минеях и в Прологах. Я чувствую слабость сил моих, но внутренне уверен, что в немощах наших верою сила Божия совершается. Скажу вам анекдот: более десяти лет назад тому, как ехал я верхом на лошади посе­тить помещика, в степи живущего уединенно. Мне вдруг явились две дороги: одна — покры­тая водой, другая видная. Я был один и напра­вил путь свой по видной дороге, философствуя о видимых и невидимых, и не почувствовал, как весь внезапно провалился с лошадью в про­рубь: одни уши остались у лошади наяву, а я только головой не в воде. Но я нимало не испу­гался; во мне отозвалось внутреннее слово: не бойся, не потонешь; вынь прежде ноги из стремян, обопрись руками о лед, выскочи из пропасти; смотри, удержи лошадь поводом, кричи во весь голос: «Человеки! ратуйте!» Так меня ободряла во мне мысль. Перед этим никого я не видел; вдруг показался обоз с со­лью и множество малороссийских мужиков скоро подбежали ко мне, вытащили мою ло­шадь и сказали: «Се счастлив, пан, як ты не пропал!» Я, поблагодаря их, сказал им веселое словечко, они утешились и примолвили мне: «Да тут и дна нет!» Я тотчас сел и отъехал в степь по дорожке; лошадь подо мной дрожит, и я озяб, пустился бежать во всю рысь. Вдруг поднялась метель, ветер и снег и мороз; а вре­мя склонялось к ночи. Тут-то я мог помыслить, что теперь можно потерять дорогу и замерз­нуть. И все скрылось предо мной. О, какой не­изъяснимый вздох возлетел от сердца к Богу: «Теперь Тебе единому возможно сохранить меня от смерти». Не успел я окончить слова сии, как вдруг явился человек при лошади моей и, рукой своей повернув за повод лошадь, ска­зал: «В эту сторону поезжай; услышишь собак, они доведут тебя». И я действительно чрез не­сколько минут увидел дом, в который ехал... Слава Богу о всем! Веруйте, спасайтесь!

Мая 1-го, 1827 года

 

К В.В.Г.

Возлюбленной сестре моей о Гос­поде смирение и терпение даруй, Господи!

Не оскорбляетесь ли вы за болезненный выговор матушки игумении? Она жалеет о вас, любит вас и не хочет отпустить от себя, чтобы в мирском доме, куда вы намереваетесь перей­ти, не было вам хуже. Также и другие рассуж­дают, что очень опасно по изволению сердца своего оставлять ограду, огражденную Госпо­дом, и мыслить об удобстве спастися вне оной, среди людей вольномыслящих и пребывающих в бесстрашии. Ах! нужно, нужно нам следовать смиренно советам, утверждающим благую мысль... Вы счастливы в вашей обители. Ма­тушка казначея любит вас; ей больно лишиться вашего краткого сопребывания с ней; кто прочтет ей жития святых столь близко сердцу, как вы? Сестры же, о Господе любящие вас, запла­чут горько, лишаясь приятного свидания с вами. Они теперь имеют в вас своего искреннего друга и ближайшую о Господе сестру. Слезы их прольются пред Царицею Небесной, пред иконою ее, нарицаемою «Знамением», получат знамение милости, что Матерь Божия для них не пустит вас жить в другом месте. Нет! видно, еще нужно вам гостить в Ельце. Погостите!

22 ноября 1829 года

 

К П.И.А.

Посмотрите, как огонь в лампаде пред святой иконой тихо, мирно светит: так и в сердце Слово Божие просвещает душу. Да возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем тво­им, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею более всего! Да возлюбишь и ближнего твоего как себя: в сих двух заповедях заключается все наше житие и вечное спасение.

Молимся Господу!

Господи, научи нас творити волю Твою. Господи, вразуми нас благоугождати пред Тобою. Господи просвети нас сло­вом Твоим. Буди, Господи, милость Твоя на нас: благодатью Твоею и человеколюбием спаси нас, избави от всякой не­приязни.

Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим, — под Ее же покровительством и я, недостойнейший, пребываю все дни жития моего.

Июня 2-го 1833 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 181.