Слава Богу! Радуюсь о вашем христианском меня приветствии: когда мы взаимно извещаемся в том, что Христос посреди нас, следовательно, и слово Его, и учение в нас, и заповеди Его соблюдаются в памяти нашей и тем свидетельствуется ко Господу любовь наша и преисполняется о Нем радость наша. Сорадуюсь вам, возлюбленная сестра о Господе София Васильевна... Чрез такое время вижу вас в Галиче — в усадьбе вашей; слушая ваше о себе уведомление, смотрю на вас, стоящую пред старцем Серафимом в Саровской пустыне; потом нахожу труждающуюся вас и насаждающую посреди рая присноцветущего три добродетели: веру, надежду и любовь.
Вы меня одарили двумя изображениями. При воззрении моем на первое: под бременем тяжкого Креста, вижу я Спасителя Христа! О великия кротости! о глубокаго смирения! Царь небесныя славы! Бог и Творец всея твари! что делает ради нашего спасения?
Посмотрите — что ж мы делаем? Почто не хотим быть скорбны ради Господа??
Вижу второе изображение: портрет старца Амфилохия,— вечная ему память! За искренность вашу, что посредством пера передала мне рука ваша чувства, оживотворенные верою души вашей, да укрепит вас Господь Вседержитель. Не сомневаюсь, при помощи всещедрой руки Его, исполнить и благое желание вашего сердца во славу Божию: сделаю и рамки. Буди мир вам Господом нашим Иисусом Христом. Достойные знаки вашего усердия ко мне, недостойному, не престанут представляться глазам моим и напоминать мне с убедительным увещанием, чтобы я непрестанно следовал Христу, шел бы вслед Его и нес бы крест свой, отвергшись воли моей, да будет воля Божия.
От изволения же вашего будет зависеть известить меня о вас и в то время, когда будете находиться среди вверяемого вам стада старцем Серафимом,— знаю, что тамо очень нужна ограда: чтобы всем спастись и избавиться от ада! Но не бойтесь, приимет вас под Свой покров Матерь Божия. Вы давно уверены, что нам предлежит едино на потребу: вечное спасение. Мне и вам остается помнить о едином Боге и что истинная добродетель снискивается непрестанным трудом, смирением, вниманием себя, верою во Христа и долготерпением.
Будем молиться друг о друге и просить у Господа что потребно к нашему спасению. Господи, научи нас; Господи, просвети нас; Господи, спаси нас от лукавого и не лиши небесных Твоих благ. Целую вас именем Христовым — ваш о Господе недостойный брат,
непотребный раб Георгий
Да просветит вас Господь, что вам творить и что предпринимать ко спасению вечному. Господь услышит вас: просите, и дастся вам. Все, что мною вам написано, предоставляю вашему вниманию и благосмотрительному рассуждению.
От 5-го к 15-му числу ноября почта мне передала письмо ваше. А к вам сие посылаю
ноября 18-го дня, 1832 года
К А.П.Р.
Не столько действуют на сердце слова, читаемые в строках о любви к Богу и ближнему, сколько действуется самое сердце силою Христова влечения.
Некто мудрый сказал:
«Начни из сердца гнать мирские суеты,
Отвергни волю прочь—и будешь в Боге ты».
К этому близок и следующий стишок:
«Ни место, ни народ, ни случаи, ни дни,
Что страждем мы, тому виною мы одни».
Мне полюбились сии два стишка более других тысячи стихов, которые не содержат в себе столько силы, доброты и совершенства.
Января 15-го дня, 1823 года.
К А.П.Р.
Приятное уведомление о перемирии вашем, милостивая матушка, было для меня сердечной радостью. Сердце радуется о миролюбии, потому что в мире жилище Господа и все дела Его в вере. Из этого разумно нам, что в чьем сердце мир, в том и Бог мира живет. Сколько душе приятен святой мир, столько томительна диавольская вражда. При вражде от клеветы бывает смущение, и потому желающие сохранить мирное сердце не терпят даже и от других слышать какое-либо клеветническое суждение. Кто с благим сердцем, тот не может ничего худого мыслить, и для того от благого сокровища сердца льются сладкие источники.
Думаю, вам очень заметно в посетителях ваших разного состояния и умов: когда кто о чем начинает разговор в назидание или в суд. Спросил бы я вас: часто ли бывает разговор о Царствии Небесном, о муках вечных и что смертный час приближается к нам ежеминутно? Что вы на это скажете?.. Ах! едва ли приметно, как теряется вечное блаженство за восприятие временных удовольствий... Положи, Господи, на сердце мысль благую, чтобы оно удалялось бы от любящих празднословить! Сие изрекает любовь ко Господу и о Господе любовь к ближнему. Чего себе, того и другим мы обязаны желать сердечно самою истиною.
Да усладится ваше сердце в благоговейном прилеплении к имени Христову!
Февраля 14-го, 1823 года
К А.П.Р.
Сделайте милость, прикажите вашей крестнице почаще заниматься книгой Святого Димитрия — Духовным Алфавитом, и жить под покровительством вашим поуединеннее. Внимание о спасении души и размышление о вечности и будущем воздаянии каждому по делам его, неизбежно требует уединенной комнатки и прилежного занятия в молитве. — Об этом просит вас
Непотребный раб Егор.
Августа 81-го дня, 1825 г.
К П. И. В.
Истинное просвещение есть Иисус Христос—Слово Божие. День и ночь поучаться в нем убеждает нас все, что сотворено Богом. Мы уверены, что иного нет пути, ведущего к жизни вечной, в жилище блаженно веселящихся. Воспитание любезнейших детей ваших должно быть не иначе, как в страхе Божием: это есть начало премудрости, которым управляются любящие Бога в делании заповедей Божиих; о том же соревнует и Благочестивейший Государь наш: Он дал знать всем, в Своей Империи, вверенной Ему от Господа, каких должно иметь наставников или наставниц в домах для благочестивого воспитания вверенных им детей. Сами вы можете хорошо разуметь, что благочестие на все полезно; и сие приемлется сердцем; а чего в сердце нет, того и на самом деле нет. Весь человек должен служить Богу, как по внутренности—мыслью своей, так и по внешности—словом и делом, и свидетельствовать смирение свое пред Богом со всяким благоговением и земным поклоном. Сам Христос молился так; противящиеся же Ему и помышляют все противное, и мудрствуют неподобающее. Но вам неуклонно надлежит повиноваться Церкви Божией и по ее святым установлениям провождать жизнь свою и воспитание детей ваших; в погрешностях же, всяко приключающихся, исповедываться и приносить покаяние от всего сердца своего; а ересей, расколов, суеверия и всякого вольнодумства, как пагубной заразы, или смертоносного яда, всячески беречься. Да сохранит Господь все семейство ваше в христианском благочестии!
Искренно вам доброжелательствующий о Господе,
непотр. раб Егор.
Августа 18-го дня, 1834 г.
К М.М.
Христос посреди нас.
Уклонись от зла и сотвори благо: взыщи мира, и пожени. Поэтому нельзя сотворить благо, не уклонившись прежде от зла; а чтобы мирным быть, нужно трудиться — трудом взыскующим мира так, чтоб, прежде всего, в себе было мирно. Удерживающие в себе мирные мысли ограждаются от волнения молитвою, как колодезь или родник, огражденный стенами, и не волнуются.
Алчущие и жаждущие страждут, пока не удовлетворятся. Духовное укрепление с прохлаждением бывает им пищею и питием... Все делать по пристойности и по приличию, — есть дело здравого разума; всякая же добродетель совершается любовью. Слава Богу!
6-го Октября, 1829 г.
Уведомление ваше о себе утешило меня: вы теперь в действительном сражении против находящих вам, побеждающие же венчаются. Святитель Христов Тихон пишет: уступающие людям побеждают врагов. Мир вам о Господе!
К А.Т.Б.
Слава Богу за все!
Так и наше время днями,
Как вода течет реками:
Где тихо, где крутит,
И бушует, и мутит;
А где светлыми струями,
Ограждаясь берегами,
Прямо как стрела летит,
Господь сил с нами!
1829 г. Января 11-го.
К В.В.Г.
Да радует вас более всего любовь ко Господу животворящим духом в смиренных в подвигах монастырских, которыми благоугождается благость Божия. Ах! вырывается слово от искренности сердца: полюбите всей душой путь тесный и прискорбный — и водворится небесное пространство в сердце вашем. Только храните молчание и берегитесь оказывать из — любочестия свой разум пред людьми, любящими мирскую мудрость. Любезно благодарю вас за оставление всего мирского и за первое рассуждение о вечной жизни. Будем подражать житию святых, описанному в Четьях-Минеях и в Прологах. Я чувствую слабость сил моих, но внутренне уверен, что в немощах наших верою сила Божия совершается. Скажу вам анекдот: более десяти лет назад тому, как ехал я верхом на лошади посетить помещика, в степи живущего уединенно. Мне вдруг явились две дороги: одна — покрытая водой, другая видная. Я был один и направил путь свой по видной дороге, философствуя о видимых и невидимых, и не почувствовал, как весь внезапно провалился с лошадью в прорубь: одни уши остались у лошади наяву, а я только головой не в воде. Но я нимало не испугался; во мне отозвалось внутреннее слово: не бойся, не потонешь; вынь прежде ноги из стремян, обопрись руками о лед, выскочи из пропасти; смотри, удержи лошадь поводом, кричи во весь голос: «Человеки! ратуйте!» Так меня ободряла во мне мысль. Перед этим никого я не видел; вдруг показался обоз с солью и множество малороссийских мужиков скоро подбежали ко мне, вытащили мою лошадь и сказали: «Се счастлив, пан, як ты не пропал!» Я, поблагодаря их, сказал им веселое словечко, они утешились и примолвили мне: «Да тут и дна нет!» Я тотчас сел и отъехал в степь по дорожке; лошадь подо мной дрожит, и я озяб, пустился бежать во всю рысь. Вдруг поднялась метель, ветер и снег и мороз; а время склонялось к ночи. Тут-то я мог помыслить, что теперь можно потерять дорогу и замерзнуть. И все скрылось предо мной. О, какой неизъяснимый вздох возлетел от сердца к Богу: «Теперь Тебе единому возможно сохранить меня от смерти». Не успел я окончить слова сии, как вдруг явился человек при лошади моей и, рукой своей повернув за повод лошадь, сказал: «В эту сторону поезжай; услышишь собак, они доведут тебя». И я действительно чрез несколько минут увидел дом, в который ехал... Слава Богу о всем! Веруйте, спасайтесь!
Мая 1-го, 1827 года
К В.В.Г.
Возлюбленной сестре моей о Господе смирение и терпение даруй, Господи!
Не оскорбляетесь ли вы за болезненный выговор матушки игумении? Она жалеет о вас, любит вас и не хочет отпустить от себя, чтобы в мирском доме, куда вы намереваетесь перейти, не было вам хуже. Также и другие рассуждают, что очень опасно по изволению сердца своего оставлять ограду, огражденную Господом, и мыслить об удобстве спастися вне оной, среди людей вольномыслящих и пребывающих в бесстрашии. Ах! нужно, нужно нам следовать смиренно советам, утверждающим благую мысль... Вы счастливы в вашей обители. Матушка казначея любит вас; ей больно лишиться вашего краткого сопребывания с ней; кто прочтет ей жития святых столь близко сердцу, как вы? Сестры же, о Господе любящие вас, заплачут горько, лишаясь приятного свидания с вами. Они теперь имеют в вас своего искреннего друга и ближайшую о Господе сестру. Слезы их прольются пред Царицею Небесной, пред иконою ее, нарицаемою «Знамением», получат знамение милости, что Матерь Божия для них не пустит вас жить в другом месте. Нет! видно, еще нужно вам гостить в Ельце. Погостите!
22 ноября 1829 года
К П.И.А.
Посмотрите, как огонь в лампаде пред святой иконой тихо, мирно светит: так и в сердце Слово Божие просвещает душу. Да возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею более всего! Да возлюбишь и ближнего твоего как себя: в сих двух заповедях заключается все наше житие и вечное спасение.
Молимся Господу!
Господи, научи нас творити волю Твою. Господи, вразуми нас благоугождати пред Тобою. Господи просвети нас словом Твоим. Буди, Господи, милость Твоя на нас: благодатью Твоею и человеколюбием спаси нас, избави от всякой неприязни.
Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим, — под Ее же покровительством и я, недостойнейший, пребываю все дни жития моего.
Июня 2-го 1833 г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.