Княжне Татьяне Андреевне Волконской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вы меня и себя удобно можете по­нимать в силе слова Божия, а не по стихиям и рассуждениям мира сего. Не благоволил Гос­подь открыть тайны Царствия Своего премуд­рым и разумным совопросникам века сего, но открыл их незлобивым младенцам, да посра­мится Божиим буйством премудрость мира сего: зане буее Божие премудрее человек есть,— свидетельствует святой апостол Павел (1Кор 1,25). В одном из псалмов Давидовых сказано: храни незлобие, и виждь правоту: яко есть останок человеку мирну (Пс 36, 37).

Милостию Божиею мне дается разу­меть, что останок человеку мирну есть истин­ное спасение и будущая жизнь, даруемая Иисусом Христом. Останок человеку мирну есть надежда на Христа, упокояющего мирные души: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы,— призывает Сам Христос (Мф 11, 28). Осталось только веро­вать и с надеждою идти на глас призывающего Господа; быть незлобивым и видеть правоту, быть младенцем, упремудренным во Христе.

Спасайтесь о Христе, возлюбленная се­стра моя! Разговорился; скажу вам теперь ма­ленький анекдот (случай): вот что я слышал от близ­кого мне искреннего друга, который был нищелюбив и тайно подавал милостыню, убе­гая тщеславия. Вдруг среди собрания окружа­ющих его явился убогий человек, просящий милостыни; все смотрят на него, и никто не хо­чет подать. Друг мой сознавался, что в нем по­действовала мысль: лучше презреть мнение о тщеславии и прославить имя Христово пода­янием милостыни нищему. Он так сделал — и был оправдан истинным веселием сердца. "Из этого разуметь можно, что, где нельзя ук­рыться от людей, тамо нужно предпочесть сво­им опасениям славу Божию.

 

Княжне Татьяне Андреевне Волконской

Ни с чем сравниться не может то премирное состояние души, когда сердце вни­мает слову Божию и мысли ничем не бывают встревожены...

Когда смиренномудрствующим вера по­дает надежду, милостию Божиею, по претерпении за христианское благочестие многих скорбей получить по смерти уготованное Цар­ствие от сложения мира, и ум, углубляясь в благоговейное о сем размышление, начинает погружаться в бездну Божией премудрости,— тогда божественная любовь неизреченно объемлет всю душу, приветствует ее и утверждает в непоколебимом пребывании изражением сих слов: «Веруй, надейся и люби!» Да соблюдает­ся слово Господне в сердце твоем непорочно! Слава Богу о всем! 24 марта 1829 года

 

Марии Петровне Колычевой

О, матушка Марья Петровна! Не при­помните ли, когда и где и в каких книгах начи­тали или от кого слышали вы такое плотское неправое мудрование о заповеди, данной Ада­му и Еве? Это я заметил из ваших строк и по­скорбел из сострадательности к болезнующей душе вашей; вот что вы сказали мне в письме своем: «Что было запрещено Богом Адаму и Еве, то самое запретил лекарь N. К.». Почто вы это так разумеете? Такое мнение ужасно ис­тинным христианам, внимающим со страхом слову Божию! Да вразумит вас святая Истина видеть правое ознаменование слова. Мне приятно привести вам на такое не­чаянное ваше выражение 18-ю беседу святите­ля Златоуста из 1-й книги, в которой, между прочим, он произносит следующее: «Адам позна Еву, жену свою. Рассуждай, когда сие было? По преслушании, по изгнании из рая; тогда совокупление началося; до преслушания же, яко Ангелы, жили и нигде о совокуплении слова нет. Как понеже тогда телесным нуждам не подлежали, и потому с самого начала девст­во первенствовало. Но когда, по слабости их, ослушание пришло, грех дорогу сыскал — и девство отступило, яко от недостойных толь великой добродетели. Потом уже обычай взо­шел плотского смешения. Итак, рассуди, по­жалуй, коликое девства достоинство, сколь высокое и великое оно есть добро, которое превосходит естество человеческое и вышней руки требует!» Вы можете и далее читать в книге бесед правое изъяснение надлежащего слова и уви­дите, что не от плотского смешения или сово­купления умножается человеческий род, но от непостижимой силы Божия благословения. Ясно ли теперь вам, что плотское смешение не имело заповеди, но произошло после преступ­ления и преслушания, которого могло и не быть?... Мая 15-го, 1827 года

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем!

Утверждает Господь вся ниспадающия и восставляет вся низверженныя, как прорицает и свидетельствует Св. Пророк Царь Давид. Что вы поколебались в надежде неисповедимых и недоведомых судеб Божиих? И еще потерпите неотступно один год ради приобретения души, и узрите милость Божию. Сохраните к N. N. кроткое слово, и благоприятным обращением вашим удобнее можете приобрести его в послушание истины. Можете приятно предлагать вопросы и любезно рассуждать вместе с ним о его ответах: тогда он и сам невольно будет принужден познавать точнее и рассматривать истиннее. Спросите, что они разумеют под случаем и что есть в случай собственного? и как они разумеют о свободе и бессмертии? Ежели вины и причины приписывают случаю, то что же будет, или останется для воли человеческой! Когда, по их умствованию, человек подлежит слу­чаю, то поэтому он невольник, заключенный в работу случая. Ио так думать безумно; все правомыслящие уверены в себе, что полной воле их есть побеждать благим злое помышление и дело. В такой надежде, при безропотном терпении, да поможет вам Господь и да примет ваше раскаяние и сожаление о вырвавшихся из ваших уст в бывшей немощи вашей ропотных словах на всевидящего и всеслышащего и правосудящего Господа, наказующего и милующего кающихся. Марта, 27-го, 1927 года

 

Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание— сладчайшие плоды Духа Святого. Чтобы творить сии плоды, нужно непрестанно молиться Богу!

О Христе любящий вас, гр. Георгий.

1юля 2-го, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Весь свет пред Богом как ничто: а потому и милость и гнев людей пред Божиим гневом и милостию как ничтоже.

1юля 14-го, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Буди воля Божия; как Господу угодно, как Господь о мне устроит, так оно и будет. Сие обычно говорится, но, когда, сделавшие что-нибудь по своей воле оскорбительное бла­гочестию, тотчас говорят: знать, так Богу угод­но,— то таким извинением человеческим оклеветывается воля Божия, воля благая, воля святая. Но чтобы выйти из заблуждения, поис­тине нужно искать и просить познания: что есть воля Божия? Что Господу угодно? И что есть Господне устроение о человеке?

Дано знать миру, что воля Божия есть, чтобы со страхом хранимы были все заповеди Господни. Угодно Господу, чтобы любовь была между всеми. Господь устроил спасение миру, предал сие изволение [роду] человече­скому и устраивает спасающимся благий конец, а не спасающимся и уклоняющимся в сопротивная — суд и бесконечное мучение.

Раб грешный Георгий

Июля 4-го, 1828 года

 

Марии Петровне Колычевой

„Един ласково и учтиво с ближним своим обращается, не хотя его оскорбить; и другой такожде, но в сердце обма­нуть его думает: оный есть истинный и чистосердечный люби­тель; сей лукавец и с диаволом едина нрава есть, который всячески тщится человека обмануть. Един плачется, что или богатство, или честь потерял, или не может отмстить врагу своему; другой плачется, что Бога, Творца и благодетеля своего прогневал: сего христианская есть печаль и спасительная; оного печаль мира сего есть печаль и пагубная. Так и в прочем могут быть равны все дела человеческие, но внутрь в сердце не равны могут быть. Мы их, по мнению нашему, равно судим, яко на внешнее токмо смотрим; но Бог, который глу­бину сердца зрит и испытует, иначе судит, якоже глаголет Господь к Самуилу, когда пришел в Вифлеем помазать од­ного из сынов Иессеевых на царство, и хотел то учинить над Елиавом: не зри на лицо его, ниже на возраст величе­ства его, яко уничижить его. 1 Цар. гл. 16. Понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце. Сей случай и рассуждение учит те­бя тому, дабы дела твои и внутрь в сердце добрыми были, ко­торые вне похвальными показуются, и всякое бы дело внешнее доброе от сердца доброго происходило, когда хочешь Богу угож­дать." Это я выписал из сочинения Святителя Тихона.

Златолиющими устами

Вещает Иоанн пред нами:

Где бы мы ни были,

Что бы ни творили,

Будем непрестанно умную молитву,

Как преславную битву,

В сердце совершать;

Будем непрестанно к Господу вешать:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Смиренно взывающт Г...

Января 4-го, 1829 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу! Да свободит Господь ваше сердце от связывающих оное денег. С деньгами хорошо, когда они неудержно благоупотребляются; но без денег — еще лучше. Ибо не имеющие оных всей душой и сердцем неотступно уповают на Бога и всю печаль свою возлагают на Него: аз же нищ есмь и убог: Господь попечется о мне (Пс. 39,18)!..

Настоятельно ищут лишить меня пребы­вания моего в уединении; но верую — и прошу вас помолиться о мне вспомоществовательным молением, да не оскудеет вера моя и тогда, ког­да бы приключилось, по каким причинам, от наветующего под благими предлогами вра­га, наикрайнейшее испытание души моей, что­бы я переменил сокровенное нынешнее место пребывания моего...

Аще кто и весь мир приобрящет, душу же свою отщетит, ничтоже пользует (см.: Мк 8, 36) — да повторяется сие в сердце моем сми­ренно день и нощь!

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу!

Вчерашний вечер, в премирном внимании вещанию псалмов, был для меня светлым днем: душа взималась в состояние премирного света и превосходила все земное. Слово о вечности подавало мысль, как бы благополучно достиг­нуть оной и удостоиться быть в числе спасаемых Господом. Доброе утро вам! Теперь видится ту­манно; а когда солнце воссияет, тогда обвеселит храмину земную и возбудит спящего в ней на пение хвалы Богу! Святой Ангел Хранитель да сохранит вас от находящих прилогов, которыми окрадывается чистая радость и вносится другая на смущение души. Если слово Божие не прием­лется любовью в слове сердца человеческого, то скрывается оно и пребывает премудро в тай­не вечности своей, а человек во временных, обольстившись видимыми, мечтает суету. Это явно видимо: чем более или менее занято сердце, то самое износится и словом. Каждого состоя­ние внутреннее души является словом и свидетельствуется самым делом.

Прошу: о Господи, даждь ми мысль бла­гу на благоугождение Тебе!

8 часов утра

Июля 15-го, 1829 года

 

Марии Петровне Колычевой

Господь просвещение мое (Пс 26,1)!

Святой апостол в Послании своем (см.: Гал 1,8) остерегал, что ежели кто-нибудь благовествует паче того слова, которое он благовествовал с прочими апостолами, избранными от Господа, и которое в полном смысле для каж­дого ко спасению достаточно, то такого пре­даст он анафеме отлучения...

Не любопытствуйте книг странного учения: трудно познать неискушенному и нео­чищенному уму яд еретического зломудрствования; это как мышьяк в меду. Зло растворяют сладкоречием и подводят для свидетельства Священное Писание, как и сам начальный ис­куситель тоже от Писания трижды дерзал искушать Самого Господа Иисуса Христа. Не принимайте посторонних книг. Помните, что вы на записке вашей сказали: нельзя угож­дать купно миру и Богу.

Августа 3-го, 1830 года

 

Марии Петровне Колычевой

О желание, превышающее все желания;— чтобы ехать в Иерусалим, видеть тамо досточудные места, походить на развалинах и поклониться Гробу Господню с верою и любовию! Это достойно и преславно!.. Но далеко!.. Теперь вам не видно, хотя и гадательствуете, да не предузнаете. Неожиданные последуют труды, и беды, и многие скорби. При немощи немощь; только что дунет ветерок на слабое ваше здоровье — и погасит горящую лампаду вашей жизни. И так, не совершившуся предприятию, кончается ваше желание в бездне неисповедимых судеб.

Корабль, свыше осеняемый и охраняе­мый от летящих стрел и потопления, представ­ляет Святую, Соборную Всероссийскую Цер­ковь, окруженную звездами. Ей дана победа; врата ада не одолеют ей (Мф 16,18).

Матерь Божия да сохранит вас под кро­вом Своим! И вы, сколько можно, подражайте божественному нраву Божией Матери; Она Сама вас вразумит и наставит.

Усердствующий вам искренностью слова непотребный р. Георгий

Марта 27-го, 1832 года

 

Марии Петровне Колычевой

Нет ничего приятнее, как слы­шать простой сердца глас.

Это истинно, матушка Марья Петровна. Сею приязнью вы меня много утешили. Чувст­во сердца моего исполнилось живейшею благо­дарностью, и будто в восторге начинаю себе повторять душеполезную песнь:

Горя любовью благ превечных,

Пролью мой вздох из недр сердечных.

Ни гнев, ни бедствий миллион

Не сильны сделать мне препон.

И еще:

Не все ли мы о том известны,

Что блеск обманчивых утех

И суетны заботы всех —

Один лишь смех и сон прелестный?

Так! Все на свете тленно, все минет,—

Лишь вечности границы нет.

И мы, куда более стремимся, туда и удалимся.

Сознаюсь, пока любопытствовал я в про­чтении славянских книг, ни слог, ни речь не бы­ли мне приятны и так скучно было мне, что луч­ше казались переводы. Но Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти. Он благоволил мою мысль углубить во внимание не по внешнему только изложению слов, но и по вну­треннему состоянию сердца. Ах, какой луч света скрывается в нас! Хотя на минуту озарится им наша мысль, и мы увидим, что сей мир — великая темница в сравнении с истинным небесным светом. Не на­прасно убегали и скрывались в горы, в пещеры и в расселины камня те, которые почувствова­ли в сердцах сию тлеющуюся искру.

Святой Ангел да споспешествует вам в приобретении лучшего и вечного удовольст­вия. Вы изъявляете мне свое искреннее усер­дие; я это чувствую и отношу в славу вседействующего Сердцеведца Бога. И чем бы вы когда ни усердствовали, на это, по воле Господней, предлежат мне пристойные употребления на прославление Иисуса Христа, без Которого ни вы, ни я ничего не можем.

Искренно доброжелательствующий вам,

непотр. раб Егор

4 ноября 1833 года

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.