Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О, как вы и по сие время нетвердо выражаете свою веру, как будто находясь в не­доумении! Вам ли, принявши просвещение от слова истины, говорить с таким сомнением: «Есть в бренности человечества что-то вечное, неумирающее?» Вы верная христианка и не языческого духа; вам было преподаваемо уче­ние о познании Бога и самих себя; вам ли так гадательно говорить: «Что-то вечное есть в бренности человечества».

Вам надобно говорить с твердым по­знанием истины: не «что-то», но именно душа бессмертная, разумная, самовластная, сотво­ренная по образу и по подобию Божию Самим Богом — вот что возвышается над бреннос­тью плоти; не гадательное нечто, а существо, достоверно известное и познаваемое в истине. А тело есть одежда души: как мы снимаем с себя телесную одежду и тело наше остается тогда наго, так и душа, совлекшаяся плоти, или тела своего, совершенно обнажается и бывает нага до того времени, когда то же са­мое мертвенное тело ее воскреснет и обестленится; тогда она, как новую одежду, приимет его, соединится с ним и более никогда с ним не разлучится, но вечно пребудет или в теле, прославленном с Господом своим, в бесконеч­ной Его радости, или в теле омраченном, от­лученная от Бога, за непокаянное сопротив­ление Ему в сей жизни, на муки вечные, которым не будет конца. Тогда все будет поздно: за гробом нет исповедания и покая­ния о грехах своих; но доколе остаемся еще здесь, дотоле не лишены надежды, что всякое время благоприятно ко спасению.

Спасайтесь, возлюбленная сестра моя о Господе, и пребывайте под покровительством Матери Божией.

 

К П. И. В.

Мир, как море, а Церковь Божия посреди мира, как обуреваемый корабль; кормчий ее — сам Господь Иисус Христос. Не подражайте тем мудрым, которые хотят вне корабля спа­стись; но соблюдайте все предания Святой Церкви, как необхо­димые средства к достижению вечной жизни: и будете благо­получны.

18-го Ноября, 1834 г.

 

К П. И. В.

Слава Богу.

Христос воскрес! Радуйтесь о Господе!

И мы воскреснем по смерти нашей, несомненно. Вас смущают находящие помыслы, а вы не внимайте им; пусть они как псы, лают, вы не бойтесь их; а когда вносят вам вопрос: кто Бога сотворил? отвечайте: Бог все сотворил видимое и невидимое, а Его никто не сотворил: Им же все было, без Него же ничто не может быть, если есть, Бог невидимый — все видящий, непостижимый, всемогущий, везде пребывающий и все испол­няющей и обо всех промышляющий неизреченно! Он верою приемлется нами, а не видением: и чины Ангельские не смеют на Него взирать, а не только испытывать! Его существо превыше всякого существа; вся тварь работает Ему со страхом и ра­дуется ему с трепетом. Мы, несомненно, веруем слову Его, вочеловечшемуся ради нашего спасения. Читайте Символ веры, православно исповедуемый Святою Апостольскою Церковью, и утверждайтесь против злых духов и против зломудрствующих еретиков. Святой Ангел- хранитель да хранит вас от искушений лукавого духа! Не смотрите на то, что пристрастившийся к сей временной жизни мир делает, но внемлите, чему Христос учит: Он есть совершенный человек, приявший че­ловечество ради нашего спасения; не тварь, но Творец твари. Веруйте и не смущайтесь!

 

3. 70. К М.М.

В письме вашем я заметил неправое мнение, но уверен совестью вашею, что оно никогда не было вашею мыслью; это мысль набежавшая, или находящая. Враг спасения любит всевать свои плевелы; кажется, это его внушение, будто бы Бог не удостаивает устраивать души грешных. Ах, как часто мы, по нерассмотрению и неосторожности, принимаем такие от него наносимые мысли! Теперь прошу вас внять гласу Божиему и познать, как противно оному диавольское внушение. Вот что Иисус Христос глаголет: не требуют здравии врача, но болящии... Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние  (Мф 9, 12-13); а в другом месте Господь сказал: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк 19,10). И еще Господь чрез пророка говорит: хотением не хощу смерти грешника, но обратитися и живу быти ему (см.: Иез 33,11). Теперь разумно вам строение Господне о душах грешничих. Не верьте ж возмутителю. Бог кающихся грешников принимает, а некающиеся сами удаляются от Него и за свое произволение будут судимы. Веруйте всем сердцем Иисусу Христу! Во имени Его наше спасение.

Не ласкайте матушку А.: монашеские правила запрещают изъявлять наружные неумеренные ласки; довольно одной учтивости и должного почитания. Молчанием и терпением всех ее прекословий можете и весь гнев потушить по милости Божией. Ведь временное изменяется — помышление ж человеческое суетно и ложно, как непогода, которая иногда и целую неделю продолжается, а потом переменяется на хорошую погоду.

Вашему сердцу говорю Господне слово: не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс 145, 3); проклят человек, иже надеется на человека. Только одни надеющиеся на Господа не постыдятся и, как Сионская гора, пребудут непоколебимы. Надежда на человека лишает надежды на Бога. Также и любить должно со свободою духовною, а не по пристрастию души. Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас (Мф 5, 44)! Так повелевает Иисус Христос. Любите друг друга, горяще духом, но все творите со страхом Божиим.

Иоанн Златоуст молился: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». Так и нам должно молиться и часто повторять сию молитву: из оной видите сами, что страх Божий есть корень всех благих дел.

Ни малого нет сомнения следовать воле Господней. Бог вас вознаградит стократно за ваше безропотное терпение. Только вы терпите ради претерпевшего за вас Самого Господа Иисуса Христа, с благодарностью к Нему, что Он удостаивает нас такового терпения, и храните все это в глубине сердца своего. Когда бы кто спросил из любопытства: «Каково вам? Не скучно ли?»,— следует отвечать: «Слава Богу! Очень хорошо мне за вашими святыми молитвами». Святые Ангелы каждую минуту наблюдают терпение смиренного сердца. Ежели сердце к чему привязалось, вы скажите себе: «Почто ты, сердце, привязалось не к Богу? Ведь ты погибнешь без Бога! Смертные сегодня или завтра могут умереть, и вещи изменятся в прах; только вечный Бог силен спасти тебя вовеки». Так, возлюбленная сестра, отвечайте своему сердцу — и злая скорбь, отойдет от вас.

 

К Е.Я.Т.

День Святого Иоанна Богослова.

Поздравляю вас с радостным празднованием Св. Апостола по всей вселенной. Да вселится в нас слово Божие, спасающее от суетных слов человеческих! Евангелист Иоанн Богослов возвещает о Слове Божием, которого и Ангельские языки изъяснить не могут; ибо оно есть неизреченное, непостижимое, и нет ума, которым бы можно объяснить, что есть сие слово — безмолвное, и вместе во всех сердцах, верующих в него, гласящее и гремящее страхом на противящихся ему. Сим словом все было и создалось! Следуя сему слову и мы, горя духом, любим друг друга духовно и обязываемся неизменно любить. Нежно касаясь сердца, посвященного любви, сладчайшее слово, Иисус Христос, восхищает всего человека, и не сопротивляющегося приводит в неизъяснимое видение небесных красот. Понятие об этом мы имеем из многих описаний Св. Отцов, благоугодивших Господу.

Всякое праздное слово отдаляет нас от слова животворящего. Ах! Сколь много я утешаюсь, когда вижу, что наше сердце сокрушается о своих немощах и преступлениях пред Господом, и все погружается в слово Божие, занимаясь искренним молитвословием от внутренних благих мыслей... Скажите, сколько можете вы в сутки посвящать времени уединению для размышления о вечности и о будущем суде? После такого занятия тяжело будет вам слышать, или сказать праздное слово. Душа, ощущающая таинство небесной радости и не радующаяся о суетном утешении, и сама уже не может терпеть медлительности во временных сего мира удовольствиях, но охотно будет оставлять их и удаляться от них. Поистине приятно для меня слышать, что вы любите более быть в своем доме, нежели выезжать к другим, с которыми может повредиться душа, и совесть претерпевает смущение. Вот ударили в колокол к обедне; он зовет слышащих в церковь молиться и внимать Слову Божьему, благоговейно поспешим и мы к тому же вниманию. Истинное утешение и покой наш в совершенной преданности сердца Слову Божьему!

26-го Сентября, 1825 г.

К Е.Я.Т.

Сегодня двух Иаковов, по-русски: запинателей. Они действительно запинали врага, оклеветывающего святую истину. Первый, Св. Апостол, по плоти брат Господень, запинал дьявола проповедью Св. Евангелия и учением Христовой вере; второй, Боровицкий чудотворец, чудотворениями святыми всячески прогонял тьму бесовскую. И чем более клеветник покушался нападать на них искушениями своими, тем больше посрамлялся сам, и посрамлен был до конца. Несовместимое с лукавством и с коварною хитростью простое слово чисто назидающее душу в спасительную предосторожность; может ли быть не благоприятно сердцу, любящему правду и жаждущему пить любовь Христову? — Каждый же носит в себе осуждение, или оправдание от словес своих.

23-го Октября, 1825 г.

К А.Т.Б.

Пусть все смертное, изменяемое истребится из памяти нашей и вселится едино бессмертное, свойственное душе бессмертной благо! Да будет в нас свет истинного разума, просвещающий нас, Иисус Христос, итак обрадованные в Господе, радостью будем благодарить Господа...

„Оставившие плотоугодное и беззаконное житие, суеты и пышность мира сего, и возлюбившие смиренное и добродетельное житие Христово, взявши всякий свой крест, за Христом Спасителем своим пошли. Свет вышеестественный в сердцах их блеснул и привлек вслед Христа. Чрез кого бесчисленные народы, яко дикие звери, в веру христианскую обращены? Чрез двенадцать Апостолов. Чем обращены? Не оружием, но словом. Кто они были? Невежды и препростые. Уму человеческому непонятно дело сие; и не иное что, как сила распятого Христа все сие действовала. Сколько дьявол препятствия налагал растущей вере христианской, и сам, чрез служителей своих — то проповедникам слова, то прочим верным! Каких не изобретал мучений! Но ничего не успел; рассыпался весь совет его злой силою распятого Христа Бога нашего. Чем более мучили и убивали христиан, тем более умножалось число их; и премногие из них на мучения за Христа, как на пресладкий пир, спешили, и сквозь огнь и воду входили в вечный покой. Удивления достойное дело! Видели люди тягчайшие мучения, каковые тогда были христианам, но дерзновенно шли в веру христианскую, и на все дерзали мучения; вечных благих не видели, но к ним, как видимым, стремились, и друг друга к подвигу тому и вечным оным благим поощряли. Не человеческое, но Божие то дело было: сила Божия то действовала. Бог, которого они познали и прославляли, подавал им свет свой, крепость и силу свою, по писанному: Господь крепость людям своим дает. И так все козни и тягчайшие мучения одолели и победили". Сии строки списаны со строк Св. Тихона: видите, как убедительно мысль сердца его действовала на прохождение спасительного дела; и мы, принимая оную с любовью, сколь приятно наслаждаемся созерцанием назидательного и возбудительного к святой ревности слова! Господь, хотя всем спастись и в разум истины придти, да дарует нам непрестанно молиться Ему и просить себе всего спасительного и полезного, чтобы, по великой милости Его, благоугодить Ему. Господи, не лиши нас небесных Твоих благ; удиви на нас милость Твою: до самого конца жизни нашей временной на сердца наши положи непрестанное желание проходить любезно тесный и прискорбный путь ради любви Твоей. О, сладчайший в сладостях небесных Иисусе Христе, Сыне Божий, Боже наш! влеки нас к Себе: да будет в нас едина душа, едино сердце, едина мысль, едина надежда наша и любовь—Спаситель!

13-го Февраля, 1827 г. 

К А.Т.Б.

„Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя."

Ах, как приятно псалмопение царя Давида! Оно объемлет все наши нужды, проникает в душу и сердце пленяется Словом Божиим. — Предадимся же ему всей душой, пусть оно обладает нами: в нем живот наш,

в нем царство!

в нем веселие

и радость вечная!!

Захотим ли пить воду непостоянную, волнующуюся от духа ярости и кипящую словесами мира сего? — Это от нашего изволения зависит; во благом нет невольников... Причастник я есть всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданиям Твоим научи мя. Благость сотворил если с рабом твоим, Господи, по словеси Твоему. — Благости и наказанию и разуму научи мя, так как заповедям Твоим верую. Благ если Ты, Господи! и благостью Твоею научи мя оправданиям Твоим.

Благо мне, яко смирил мя еси, яко научуся оправданием Твоим.

Благ мне закон уст Твоих, паче тысяч злата и сребра. Щедроты Твои многи, Господи: по судьбе Твоей живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша.

Виждь смирение мое, и изми меня, яко закона Твоего не забых. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне.

Слово Божие свободно. Небесная сила спасительным призыванием Слова любезно содействует нашим сердечным желаниям на изыскание царствия Божия внутрь нас.

Человеческое сердце, по извольному своему уклонению во благо, благоустрояется и утверждается Богом, делается благонравным, простым и бывает вместилищем царствия Божия. Долготерпением преодолеваются препятствующие причины.

1827 года. [о силе Слова Божия]

 

К А.Т.Б.

Когда веруете, что Премудростью Божиею все благоустрояется ко спасению, то не сомневайтесь, возлюбленная сестра о Господе, припомните слово Священного Писания: смирихся, и спасе мя Господь (см.: Пс 114, 5). Вам угодно вооружиться против смертного страхования: вооружитесь; все святые свидетельствуют, что ни на земле, ни на небеси нет крепче сего оружия — имени Христова: оно не привешивается наружно, но свидетельствуется внутренне — сердечною верою и устным исповеданием. Непрестанное повторение молитвы сей: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — не будет тщетно. Да будет вам милость Божия!

Октября 24-го, 1834 года 

 

К А.Т.Б.

Обозревая, сколько можно, круг земной и воззрев на небо, неуклонно убеждаешься произнести от всей души: Слава Богу за все!

Душеспасительные размышления Сильвестра получены мною от вас 24-го числа Апреля. Это вы мне подарили в неожиданный час ради моего Ангела: он, конечно, вознаградит ваше усердие. Приношу вам благодарность... Поистине пища, укрепляющая душу в подвиге спасения, есть слово Божие: оно скорбящим приносит радость, а болящим утешение; оно внимающую душу очень приятно руководствует и возводит от земного к небесному, и чрез кратковременную сию жизнь нашу сопровождает к будущей жизни—вечной... А здесь покуда скорби и болезни для претерпевающих с благодарностью очень полезны.

Апреля 26-го, 1885 г.  

К В.В.Г.

О Господе возлюбленная сестра В. В.! По истине и по всем испытаниям, которые во все время жизни моей Промыслом и попущением Божиим до меня дохо­дили к познанию, к постижению и к просвещению души моей и душ многих, по всем испытаниям, — как в пространном поле мира сего, и в уединении, я совершенно уверен, что одно только истинное утешение наше — Христос посреди нас, и нет другого истинного утешения, — нет ни в чем,— нет нигде; но повсюду, везде и неизреченно; вся наша радость, сила и надежда — Христос посреди нас, словом и делом свидетельствуемый; се есть истинное утешение мое и ваше и всех верующих?! Уклоняется же Христос, где молва, празднословие, споры и ссоры, зависть, ненависть и всякое подозрение. Христос посреди нас, если мы день и ночь о Нем говорим, о Нем размышляем, о Нем поучаемся и живем, как Он научает нас. Христос посреди нас, когда мы все, что ни делаем, ради Него делаем. А дела, которые ради Него де­лаются, происходят от правой веры в Него. И теми ж де­лами свидетельствуется и самая вера: и добрые дела без веры, и вера без добрых дел, как тело без души, мертвы.

Июля 28-го, 1829 г.

 

К П.И.А.

Мирные, благие мысли да покрывают ваше сердце от находящего смущения: Христос посреди нас — прибежище наше, спасение наше и утешение наше! Се время благоприятно, се день спасения! Сегодня, а не завтра Господь дарует нам спасение: радуйтесь таковому благоволению Господню. Благодарение Господу, дарующему нам спасение; слава премудрости Твоей, Господи, слава милосердию Твоему, слава неизреченному человеколюбию Твоему! Дивный Господи во святых Своих, удиви милость Твою и на нас грешных; призри на изнемогающих и спаси нас имени Твоего ради.

Возлюбленная сестра моя о Господе! Искреннейшей друг души вашей есть благая совесть, — когда благо творите ради Господа, она веселит и утешает; она же томит и опечаливает за преступление заповеди Господней. Благо нам прилеплятися Господеви и петь имени Его в вышних—день и ночь.

В Псалтири читаете: милость и истина сретостеся: правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша дает плод свой. Не то ли означают слова сии, что благоволением Отца и осенением Св. Духа слово Божие плоть бысть во чреве Пре­чистой Девы Марии, и вочеловечися: и принесе плод спасения нашего, то есть, смертью смерть поправ, дарует всем воскре­сение в жизнь вечную?

Какое неизреченное блаженство ожидает тех, которые всей душой и всем сердцем своим и всем помышлением своим любят более всего, более души своей, Господа Бога своего и заповеди Его хранят?! Иго Спасителя благо, и бремя Его легко есть: и заповеди Его тяжки не суть. Не тяжко то, что повелел? Господь, Который ведает всю немощь нашу и молящимся Сам помогает. Божией милостью прошу вас: будьте всегда заняты добрым делом, да не обкрадывается праздностью время ваше. Не задумывайтесь; радование о Господе просвещает душу, а уныние умерщвляет. Прочь уныние, прочь от сердца! Да приидет на сердце ваше радование о Господе, и исполнится сердце веселья небесного!

Июля 18-го, 1832 г.

 

К П.И.А.

Одно истинное наше утешение — Слово Божие Иисус Хри­стос! Он пременяет печаль на радость; Он исцеляет больных; Он воскрешает мертвых; Он животворит и укреп­ляет расслабленных. Слово Божие есть наша жизнь времен­ная и вечная. Радуйтесь о Господе!

29-го Декабря, 1832 г.

 

К П.И.А.

Солнцем озаряется день, а словом Божиим озаряется верующее сердце.

Тело питается от земли, а душа питается с небеси. Телесные силы укрепляются хлебом и водою, а душевные силы укрепляются словом Божиим и верою.

Как рыба без воды, так и душа без мо­литвы мертвеет. Рыба погружается в воду и иг­рает; душа погружается в молитву и утешается.

Любящим мир множится злоба; любя­щим же Бога вся споспешествуют во благое (Рим 8, 28).

 

К П.И.А.

Мирный Ангел, дух небесный,

Благовестник бестелесный,

Да внушит вам мысль благую —

Рая дверь в душе златую!

Крест Христов — держава.

Похвала и слава!

Крест — непобедимая победа всем но­сящим его с любовью!

25 июня 1825 года

 

О посте

 

 

К Н. Н.

Святая Церковь ныне приятно взывает к своим чадам: «Придите, очистим себе милостынями и щедротами убогих, не трубя, ни являя наше благотворение, да не знает левая рука правой дело, да не расточит тщеславие плод милостыни: но в тайне тайное ведущему воззовем: «Отче, оставь прегре­шения наши, как человеколюбец».

«Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы с умилением, и об убо­гих попечение, Христос в писаниях завещал».

„Проходя житие непостоянное, в разбойнические помыслы впал и уязвленный сделался смрадным: Врач болящих, дай мне руку, святых Твоих всех мольбами ".

„Лютого греха буря мое помышление смущает: как Петра спаси меня, Иисусе, поющим: все дела благословите, пойте Господа."

„Воздержанием страсти умертвим, постом дух направим к небесам, и воззовем умилением сердца: согрешили Тебе, Боже: как щедрый, прости".

Страстей мучительством, Господи, не приведенную в рабское состояние душу мою покажи: да свободно творю волю Твою радуясь, и славлю дер­жаву Твою во веки.

Постимся от страстей гнева, насладимся любовью неложной, напитаем убогих хлебом, божественной питаемые благодатью, и сле­зами слезы угасим будущего изречения.

Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, оставим и соблазны греха, отпустим и братии долги, да и нам простятся прегрешения наши: так вот возопить сможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 187.