Законодательство Временного Правительства (гражданское право, правовое регулирование аграрного вопроса, правовое регулирование труда, уголовное законодательство)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политико-правовая ситуация в России после февральских событий 1917 г. была довольно противоречивой. Весной 1917 г. произошла демократизация политической и общественной жизни страны.

Были приняты законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

Новая власть провозгласила демократию, признание политических и гражданских свобод: слова, митингов, собраний, демонстраций, шествий. Была объявлена свобода организации и деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных организаций. Провозглашалось равенство всех граждан независимо от национальности и вероисповедания. 3 марта была объявлена амнистия для политических заключенных. Из тюрем и ссылки были возвращены большевики, эсеры, участники аграрных беспорядков и пр.

Но эти меры носили в значительной степени декларативный популистский характер. Провозглашенные свобода и равенство обернулись митинговой стихией, уличными беспорядками, волной национал-сепаратизма, анархией. На фабриках и заводах упала трудовая дисциплина, резко снизилась производительность труда. Меры по наведению порядка и дисциплины часто рассматривались как контрреволюция. В деревне, где левые партии прямо призывали 'крестьян «брать землю», начались самозахваты земель и погромы усадьб.

Отрицательные последствия имела объявленная 17 марта общеуголовная амнистия, на свободу были выпущены из тюрем уголовные элементы. После нее в тюрьмах осталась 1/3 из 155 тыс. заключенных. Вышедшие из тюрем уголовники стали формировать бандитские группировки, наводя страх и ужас на население. К осени большую часть амнистированных пришлось вернуть в тюрьмы.

Для оставшейся в тюрьмах части заключенных были установлены «демократические» порядки: заключенные выбирали старост, устраивали собрания, двери камер не закрывались, вводились отпуска и пр. Был смягчен режим содержания заключенных. В мае 1917 г. Временное правительство отменило розги в карцере, разрешило снять кандалы с особо опасных преступников, смирительные рубашки для буйных, отменило ссылку на поселение.

12 марта была отменена смертная казнь, которую заменила срочная и бессрочная каторга. Но отмена смертной казни продержалась недолго. Уже в августе смертная казнь была восстановлена на фронте.

4 июня на всей территории России был введен сухой закон. Продажа спиртных напитков, появление в нетрезвом виде в общественном месте карались крупными штрафами и лишением свободы. Это способствовало росту самогоноварения, теневому обороту и озлобляло люмпенизированные слои населения.

Тяжелые последствия для России имела политика новой власти в армии. 1 марта Петросовет издал приказ № 1, упразднивший дисциплинарную власть офицеров в воинских частях. Эта власть была передана выборным комитетам из нижних чинов. Приказ отменил титулование офицеров, ввел равные права офицеров и солдат вне строя и наложил запрет на грубое обращение с солдатами. Выборные комитеты заменили командный состав. Солдаты поняли это как освобождение от дисциплины, как свободу анархии, как возможность устраивать самосуды, широкие масштабы приобрело дезертирство. Приказ № 1 по сути дела развалил и уничтожил армию.

После июльских событий политика правительства ужесточилась. Сразу после подавления вооруженного выступления было принято постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в Закон о печати. В специально изданном постановлении «О печати» устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации.

Весте с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении - постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке». В начале августа принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения» заключенных.

Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства «Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом». В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период «главкизма», уже Советской властью.

В целях борьбы с продовольственными трудностями было издано постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах», вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имевшегося в зонах их действия хлеба, «за вычетом продовольственных нужд владельца», и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Позже этот опыт был использован Наркоматом продовольствия и продотрядами эпохи «военного коммунизма» в 1918-1920 гг.).

Что касается права, то новая власть продолжала руководствоваться старыми дореволюционными законами. Было сохранено действие «Свода законов Российской империи» (изъяты лишь упоминания о царе). В августе 1917 г. постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями» определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии. Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г.

В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных Юридическим совещанием.

В положении «О судах по административным делам» (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров.

Для предотвращения некоторых последствий необдуманных решений Временному правительству пришлось прибегнуть к ужесточению уголовного законодательства. Уже весной были введены меры уголовной репрессии за уклонение от службы путем умышленного членовредительства, за взятки, пьянство, спекуляцию, вооруженные дебоши. С июля усилилась уголовная ответственность за публичные призывы к убийству, разбою, грабежам, погромам.

Все новеллы в гражданском праве были связаны с провозглашенным политическим и гражданским равноправием. Все граждане получили равные юридические права в обладании собственностью (ликвидировались сословные, национальные, вероисповедальные и иные ограничения). В обязательственном праве также отменялись все ограничения национального и религиозного характера и уравнивались права субъектов обязательств во всех видахдоговоров. Те же изменения коснулись наследственного права (документальное оформление брака и нивелировка наследственной массы при уравненных правах женщин и мужчин).

Происходит развитие избирательного права. В течение июля - октября 1917 г. было подготовлено Положение о выборах в Учредительное собрание. Положение снизило возрастной ценз для избирателей до 20 лет, предоставило избирательные права женщинам, военнослужащим, отменило всевозможные цензы (имущественный, оседлости, грамотности), ликвидировало ограничения в избирательных правах по принципу национальности и вероисповедания. По сути избирательное право стало всеобщим и равным. Исключения из него (на определенный срок) касались только осужденных к каторге и ссылке, к заключению в исправительном доме, тюрьме или крепости с ограничением прав состояния. В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам. Устанавливалось тайное голосование. Но воспользоваться этим демократическим законом Временное правительство не успело.

В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них был проект «Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании». Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.

Создание Центральной Рады.

Организовываться она начала только после революции, быстрыми темпами. Вот как описывают эту организацию украинские мемуаристы М. Жученко и Е. Чикаленко: “сначала совет ТУП-а хотел сам стать общей объединяющей организацией, но на его заседание явились Стешенко, Антонович и Степаненко как представители украинских социалистических организаций и добивались, чтобы в совет было принято такое же число представителей этих организаций, какое есть в данный момент в совете ТУП-а. Чтобы не разбивать сил и не создавать двух центров, совет ТУП-а согласился на требования социалистических представителей с тем, чтобы в новый центральный орган, для которого принято название Центральная Рада (совет), входили впоследствии и представители от разных новых организаций.

Так создалась Центральная Рада, в которую сразу же вошли, кроме членов ТУП-а, представители от социал-демократов, украинских социалистов-революционеров, украинцев-военных, украинцев-рабочих, кооперативов, студентов, православного духовенства г. Киева, от разных “товариществ” (“Украинское Научное Товарищество”, “Товарищество украинских техников и агрономов”, “Украинское Педагогическое Товарищество” и др.), обществ и кружков”. (Цитируется из “Истории Украины” Д. Дорошенко, стр. 42).

Буквально в несколько дней маленькие социалистические группы и кружки переименовали себя в политические партии, создался целый ряд новых украинских организаций и каждая из них получала для своего представителя место в Центральной Раде, которая росла численно изо дня в день.

И, уже 22 марта, Центральная Рада выпустила свое первое “обращение к украинскому народу”, составленное в туманных и неясных выражениях, одинаково приемлемых для всех партий и направлений. Невидимому, это результат компромисса между разними точками зрения. Ни сепаратистическая, ни автономистическая точка зрения отчетливо не выражены, а только глухо сказано, что во Всероссийском Учредительном Собрании должен быть услышан голос украинского народа, который “сам за себя скажет, как он хочет жить”.

Тот факт, что это высказывание предвиделось во Всероссийском Учредительном Собрании и нигде не упоминается об Украинском Учредительном Собрании, дает основание думать, что в тот момент Центральная Рада стояла на позициях единства России.

Всего за один день до выпуска обращения от Центральной Рады, было выпущено обращение от ТУП-а, в котором отчетливо выражается мысль об автономии Украины, федерации ее с Россией и, как и в обращении Центр. Рады, нет никаких упоминаний вопросов социальных.

Это, отдельное обращение ТУП-а, в котором состояли наиболее видные деятели украинской культуры, заслуживает особого внимания, ибо свидетельствует о крупных расхождениях в самом начале деятельности Центральной Рады между ее подлинно культурной частью, с большим общественно-политическим стажем, оказавшейся в Раде в меньшинстве, и ее большинством, состоявшим или из зеленой молодежи - выдвиженцев разных социалистических кружков - “гуртков”, или из малокультурных “деятелей” - сельской или уездной “интеллигенции”, или, наконец, из совсем некультурных представителей разных “солдатских” и “рабочих” организаций.

Вскоре это большинство полностью подмяло под себя культурное меньшинство и впоследствии дало из своей среды украинских “деятелей”, “политиков” и “министров” эпохи “петлюровской” и эмигрантской, гордиться которыми, украинскому народу не приходится.

В первое время непререкаемых авторитетом в Раде был Грушевский, который прибыл в Киев из Москвы, где он жил последнее время перед революцией, работая в Московских архивах. Но свой авторитет он не использовал для руководства массами и создания их настроений, а избрал другой путь - самому приспособляться к настроениям масс. Вместо положения вождя, ведущего и направляющего, он добровольно и сознательно избрал положение демагога, плывущего в бурных волнах переменчивых настроений народных масс.

Уже в первом № газеты “Нова Рада”, вышедшей после революции, под редакцией народного социалиста Никовского (впоследствии одного из лидеров “социалистов-федералистов”), Грушевский написал статью установочного характера, в которой он определил свою будущую деятельность: “Мы должны держать руку на пульсе народной жизни и идти в ритм его биения. Оно только нам закон, ему только должны мы подчиняться, его провозглашать всем, не взирая на то, будет ли это нам приятно или нет».

В результате такой установки, член несоциалистического, автономистического ТУП-а, Грушевский, чья подпись стоит под “обращением ТУП-а от 21 марта (1917 г.), следуя “ритму пульса народной жизни”, начал скатываться все дальше и дальше влево. Сначала пошел на поводу у социалистического большинства Центральной Рады, потом оформил свое вступление в партию украинских социалистов-революционеров, а закончил, как известно, покаянием перед большевиками и переходом к ним на службу.

 

Центральная Рада, созданная в первые же дни революции, росла численно, включая все новых и новых “представителей”, в том числе и представителей национальных меньшинств, каковыми считались поляки, евреи и великоруссы, причем “великоруссом” считался не только подлинные великороссы, но и каждый уроженец Украины, не стоявший на “украинской” национальной платформе.

Таким образом, благодаря постоянному пополнению, число членов Рады быстро возросло до 600, как об этом сообщала сама Центральная Рада. Создавались новые организации, которые требовали мест для своих представителей в Центральной Раде. Эти места им охотно давались.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1293.