Модернизация общественной мысли и идеологии в странах Востока в конце ХХ – начале XXI вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие исследователи отмечают, что еще в начале ХХ века большинство стран Ближнего и Среднего Востока представляли собой традиционные общества с рудиментарной политической системой, в которой доминировали феодально-сословные, династические, клановые, родовые отношения, традиционные и религиозные ценности. До сих пор особенностью многих стран Ближнего и Среднего Востока остается относительно слабая степень дифференциации политических институтов и их функций, их тесная взаимосвязь с религией, традиционной моралью и культурой, инертность деятельности политического индивида.

 

Следует учитывать, что политические системы региона развивались на фундаменте переходных социальных структур с многоукладной экономикой и незавершенной классовой дифференциацией. Причем в одной группе стран, таких как Саудовская Аравия и другие арабские монархии Персидского залива, преобладали традиционные структуры, а формирование классов и национально-этнических общностей находилось в начальной стадии. Фактически они долгое время оставались конфедерациями племен и этнических групп[1]. В других же странах – Египте, Тунисе, Марокко, где доминировали раннекапиталистические структуры и ощущалось сильное влияние политических систем бывших метрополий, наблюдался более высокий уровень развития современных политических и правовых институтов. После обретения независимости бывшими колониями, процесс укрепления суверенитета этих стран и одновременно сохранение политико-культурного влияния мировых держав стимулировали поиск новых форм развития национальных государств и политических систем.

Важными факторами начавшейся политической модернизации этих государств были идеи национального освобождения, защиты культурной идентичности, секуляризации, развития политического сознания. Несмотря на очевидные различия в динамике и направлениях общественно-политического и экономического развития таких стран, как, например, Саудовская Аравия, Иордания, Египет, Марокко, Тунис, Пакистан, в их политической модернизации проявились некоторые общие тенденции. В частности, это появление новых функций политической системы, развитие политического плюрализма и представительства, многопартийности, распространение современных форм и способов политического участия все более широких кругов населения, реформирование национальных правовых систем, расширение и совершенствование политических норм и традиций в соответствии с требованиями современности.

Развитие политических систем на Ближнем Востоке отражало социально-политические изменения в странах региона. Коалиции помещиков, городской знати и племенных лидеров уступали место партиям или государственным организациям, сердцевину которых составлял образованный средний класс. Но роль и функции политических партий не изменились кардинально в результате экономического развития и усиления социального расслоения в ближневосточных государствах. В двух самых развитых странах (Египет и Иран) политические партии прошли различную эволюцию. В Египте развивалась ограниченная конкуренция между партиями, а в Иране мусульманская фундаменталистская партия получила контроль над всей политической системой. «Баас» добилась успеха в Ираке и Сирии, но приняла форму партии, контролируемой государством.

Изменение политических систем и режимов в странах мусульманского мира в сторону модернизации и либерализации является одним из императивов их современного развития. Процессы политических реформ в настоящее время наблюдаются в большинстве стран Ближнего Востока, где происходит постепенное расширение пространства для политической конкуренции между различными силами. Однако вследствие этого, наряду с либеральными, светскими и другими национальными партиями и движениями в политическую жизнь вовлекаются и радикальные силы, что создает почву для «раскачивания» внутриполитической ситуации в этих странах, с самыми негативными последствиями для их единства, суверенитета и целостности.

Государства Ближнего Востока и мусульманские страны в целом имеют достаточно богатый и сложный опыт развития и модернизации политических систем, включая попытки развития элементов социалистического реформирования, арабского национализма, представительной демократии. Таким образом, процессы трансформации политических систем в мусульманском мире продолжаются уже значительное время, хотя и с более медленной динамикой, чем это происходило в западных странах. Процессы политического и социального реформирования в мусульманском мире сталкиваются со значительными трудностями как ввиду более сильных «охранительных» механизмов, направленных на обеспечение стабильности существующих режимов, так и в силу уязвимости большинства стран перед воздействием внешних факторов – деструктивных транснациональных радикальных движений, амбиций региональных сил и политики мировых держав.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.