Основные стратегии развития стран Востока в постколониальный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третий этап, начавшийся с середины 70-х годов, открыл начало постколониальному периоду развития. Он характеризовался существенными изменениями в процессе экономического и социального развития освободившихся стран, связанными с выбором путей экономического и политического развития, перемещением центра тяжести экспансии Запада в экономическую, финансовую и научно-техническую сферы, а также нарастанием политической и экономической неустойчивости и ростом социальных противоречий в странах «третьего мира». Прежде всего, следует отметить, что Восток в постколониальный период на международной арене превратился в самостоятельную силу. Процесс формирования независимых государств и их экономическое укрепление приняло необратимый характер. После получения политической независимости в освободившихся странах происходят весьма существенные преобразования, которые не только изменили облик бывших колоний, но, став частью мирового экономического хозяйства, они повлияли на изменения всей мировой экономической и политической структуры.

В странах постколониального Востока вставал вопрос о выборе путей дальнейшего развития независимых государств. На азиатском континенте провозглашены различные концепции стратегии развития, но все они отражали расстановку политических сил в международном плане. На выборе путей развития сказалось противоборство двух общественно-политических систем и склонность правящих элит к различным общественно-политическим блокам, различным политическим идеям. Во многих восточных государствах лидеры правящих элит проявляли склонность к разработке своих, «независимых доктрин», являвшихся, как правило, утопическими, начиная от идей «чучхе» до «тоухидной экономики».

С точки зрения исторической перспективы при выборе пути социально-экономического развития выигрывали те страны, которые не связывали себя с различными идеологическими концепциями. Они строили свое развитие на основе товарноденежных отношений, опирались на частную инициативу и участие в развитии экономики ТНК, ориентируясь на мировой рынок и международную помощь западного мира. С 70-х годов усиливалось расслоение развивающихся государств, связанное с появлением новых индустриальных стран (НИС), достигших уровня среднеразвитых стран (Ю. Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур). Слисок государств с наивысшими темпами прироста ВВП в 80-е и 90-е годы пополнился другими странами. Он был открыт с появлением нового поколения индустриально-развитых государств Востока. В процесс бурного развития были вовлечены такие страны 1ШС второй волны, как Индонезия, Таиланд, Малайзия, Турция. Мировая ситуация приобрела совершенно новые очертания, когда произошло экономическое и социальное пробуждение Китая, который многие политологи прочат в качестве нового лидера XXI века. КНР сумела в короткий исторический срок, в течение несколько десятилетий, увеличить свой валовой продукт приблизительно в 7—8 раз. Сегодня Китай демонстрирует максимальные на планете темпы роста, в среднем около 10 процентов в год.

Страны третьего мира стали достаточно неодно1юдны. Государства ОПЕК, то есть 13 нефтедобывающих стран, за три десятка лет стали одними из наиболее развитых стран третьего мира за счет нефтедолларов. После четвертой арабо-израильской войны на мировом рынке произошел быстрый скачек цен на нефть. Они возросли почти в 17 раз, что явилось основой обогащения некоторых арабских стран — экспортеров нефтепродуктов. Военные действия в 200З-2004 гг. в Ираке и нестабильность в этом государстве также вызвали небывалый за последнее десятилетие рост цен на нефть, обеспечивая экспортерам нефтепродуктов дополнительные прибыли. В постколониальном мире достаточно быстро возрастало разделение стран третьего мира на богатых и бедных. Разрыв в доходах составлял огромную сумму. Доход наиболее богатых стран был в 40 раз больше, нежели в бедiLUX странах.

В то же время большинство освободившихся стран находились на низком уровне развития производительных сил, а экономика имела ярке выраженный аграрно-сырьевой характер. Многие освободившиеся страны не сумели стать на путь радикальных преобразований в экономике к не поспевали за быстро развивающимся капиталистическим миром, оставаясь в статистической рубрике ООН «наименее развитых стран». В целом общая картина отставания бывших колониальных стран от процессов мирового развития сохранилась. Доля в промышленном производстве бывших колониальных и зависимых стран была непропорциональна количеству населения. Она сохранилась и сегодня. В начале 60-х Годов на развитые страны приходилось 88,5% промышленного производства, тогда как на «третий мир» — 11 процентов. В последующие годы эта разница сокращалась, но не столь значительно. На рубеже XXI века доля промышленного производства в развивающихся странах составляла 25 процентов. На этой почве росла соляризация богатств между странами, увеличивался разрыв в уровнях экономики и жизни развитых и некоторых развивающихся государств мира. Этот разрыв в современных условиях продолжает увеличиваться. Поэтому обострение конфликта между суверенными государствами и их экономической зависимостью от западных государств было явлением не случайным.

Экономическое развитие третьего мира серьезно тормозилось из-за возраставшего долга западным государствам. Быстрое нарастание финансовой зависимости от Запада в определенной степени тормозило экономику развивающихся стран. Финансовая задолженность имела тенденцию к постоянному увеличению, что использовалось западными странами для оказания нажима на правительства развивающихся государств. Если задолженность в 70-е годы составляла 45,5 млрд долларов, то к началу нового века она составила более двух триллионов долларов. Выплаты по долгам постоянно возрастали, и в 90-е годы они съедали до 60-ти процентов экспорта развивающихся стран, что, несомненно, приводило к обеднению бывших колониальных государств и усилению их экономической зависимости от стран-кредиторов. В 80-е, 90-е годы возникла проблема прощения долгов, поскольку государства третьего мира оказались неспособными справиться с возросшими долгами и финансовой зависимостью. Поэтому в определенной ситуации западные государства стали выдавать государственные кредиты, которые шли на списание долгов задолжникам. Эта политика в данном случае преследовала только одну цель — увеличить способность бедных стран платить по долгам. В целом долговой кризис еще более привязывал третий мир к западным странам и потребностям их капиталистического рынка.

Таким образом, западным странам удалось перенести потери от крушения колониализма и компенсировать их различными формами неоколониальной экспансии стран третьего мира.

В рассматриваемый период постколониальпого Востока усиливалась политическая дифференциация стран Востока. На выбор дальнейшего пути развития стран третьего мира оказывало серьезное влияние противоборство сложившихся в мире двух общественно-политических систем. 1/5 развивающихся стран попытались пойти по пути социалистической ориентации. Можно было пенять революционный романтизм пришедших к власти молодых революционных демократов, их стремления перескочить целую эпоху, создать политическими средствами п революционным натиском условия для быстрого продвижения стран вперед по пути создания справедливого, гармонично развитого государства. Не случайно в этих странах устанавливались диктаторские, революционные режимы, принесшие немало вреда в процессе постколониального развития этих государств. Преобладание политики над экономикой сыграло свою отрицательную роль и в конечном итоге привело к поражению этих режимов в экономической и политической сферах.

Условно существовало два поколения государств, избравших «некапиталистический путь развития». В 60-е годы курс социалистической ориентации избрали Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма. Испытывая огромные экономические и социально политические трудности, политика этих государств пришла к определенному тупику и кончилась провалом. В 70-80-е годы этого курса продолжали придерживаться Ангола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия, Ирак, Сирия. Концепция, разработанная КПСС, о возможности миновать капитализм с помощью победивших стран социализма была серьезной стратегической ошибкой. Более того, курс на социалистическую ориентацию предполагал оказание этим странам необходимой экономической и политической помощи. Конечно, эта поддержка позволяла странам «социалистической ориентации» повышать экономический и политический уровень своего развития, но отрыв от мирового хозяйства впоследствии сказался на экономическом развитии svnx стран. Подобная практика привела к особо тяжелым последствиям. Большинство стран третьего мира не смогли подключиться к динамичному развитию Запада, использовать достижения научно-технической революции, и подготовить для этого соответствующие кадры. Отрыв от мирового хозяйства и мировой экономики лишь закреплял отсталость независимых государств во всех сферах экономического и политического развития.

Оказание экономической помощи развивающимся странам в целях направления их в русло антиимпериализма слишком дорого обошлось Советскому Союзу. СССР в странах Азии И Африки построил 3900 объектов, потратив при этом десятки миллиардов долларов. Это тяжело отражалось на экономическом бюджете страны. Пытаясь ориентировать освободившиеся страны на антиимпериалистическую и антикапиталистическую борьбу, руководители- СССР стремились оказывать этим странам не только экономическую, но и военную помощь. Советский Союз поставлял гигантское количество оружия, что еще более милитаризировало экономику пашей страны. Прямо или косвенно 40 процентов промышленности СССР работало на военные нужды. Объективно СССР способствовал милитаризации развивающихся стран и укреплению их военных режимов. Милитаризация стран третьего мира стала одной из важных черт постколониального развития, что было одним из факторов дестабилизации мировой обстановки. Военные расходы в развивающихся странах постоянно увеличивались. В I960 году на эти страны приходилось 4,5 мировых военных расходов, а к началу XXI века они составили 35%.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.