Воспитательный потенциал д етского православного лагеря
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитательный потенциал д етского православного лагеря

«Изборский Посад» .

по направлению «Разработка и внедрение авторских программ, курсов, учебно-методических комплексов и пособий в области духовно-нравственного просвещения детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также студентов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»

 

Возраст участников: 9 – 18 лет

Срок реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018

 

 

Автор: Педагог

 

ДПЛ «Изборский Посад»

 

Соколова Наталья Николаевна

 

Камно 2018

Оглавление

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2

Книга III. Приложения II.4.1 – II.4.2

Книга IV. Приложения II.5.1 – II.10.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

Книга I : Конкурсный проект « Воспитательный потенциал д етского православного лагеря «Изборский Посад»

Оглавление:                                                                                               2

Навигатор:                                                                                                     7

I . Содержательно – целевой блок                                                       11

I.1 Описание проекта                                                                                  12

I.2 Актуальность, своеобразие и новизна                                                   14

системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

 в детском православном лагере «Изборский Посад»

· Актуальность и своеобразие                                                        15

· Новизна                                                                                         19

I.3 Лагерное движение: история и современность                                21

· Православные лагеря. История и современный опыт                22

I.4 Описание работы детского православного

лагеря «Изборский Посад»                                                                    31

II. Организационно – методический блок                                             39

II.1. Откуда начинается программа                                                       40

работы детского православного лагеря

«Изборский Посад» 

II.2. Организационно-методические основы работы                                 42

детского православного лагеря «Изборский Посад»

II.3. Проектная деятельность                                                              47

II.4. Технология педагогических мастерских                                     57

II.5. Занятия по катехизации                                                                61

II.6 Конкурсная деятельность как фактор                                                63

творческого развития посадников

II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного

воспитания в ДПЛ «Изборский Посад»                                               67

II.8 Прогулки «Изборского Посада»                                                    70

II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество              72

· Видим, слышим, чувствуем, творим…                                       73

II.10 Песенное творчество                                                                     74

· О, песня русская, простая…                                                         75

III. Результативно – оценочный блок                                                 76

III.1 Исследовательская работа

по развитию навыков саморефлексии и самооценки

через которую воспитывается чувство трезвения                                77

· Развитие культуры самонаблюдения                                          78

· Цветограммы                                                                                79

· Анкетирование                                                                              85

· Рефлексии                                                                                     85

· Тестовый рисунок оргпериода                                                    88

· Роль детского православного лагеря «Изборский Посад»

в формировании мировоззрения и шкалы нравственных

ценностей воспитанников                                                            89

III.2 Заключение                                                                                     94

IV. Список использованной литературы                                               99

 

Книга II: Приложения I .4.1 – II .1.2

Оглавление:

I .4.1 Программы лагеря «Изборский Посад»

II .1.1 Педагогический коллектив

детского православного лагеря «Изборский Посад»

II .1.2 Двухгодичный цикл программ

· Программа смены «Лето Господне»

26.06.08 – 21.07.08

· Программа смены «Маленький принц»

21.03.08 – 30.03.08

· Программа смены «Серебряные нити Рождества»

2.01.08 – 9.01.08

· Программа смены «Земное и небесное»

2.11.07 – 9.11.07.

· Программа смены «Ливонская битва»

29.06.07 – 21.07.07

· Программа смены «Воскресение души»

23.03.07 – 30.03.07.

· Программа смены «Рождественская сказка»

02.01.07 – 09.01.07

· Программа лагеря «Семья - малая церковь»

27.10.06 – 5.11.06

· Программа смены "На все времена"

10 июля - 28 июля 2006г.

Приложение II .3.1 Проектная деятельность

в детском православном лагере «Изборский Посад»

· Былина «Поле Русской Славы»

· Проект «Живая душа природы»

Книга V: Приложения III .1.1 – III .1.3

Оглавление

III.1.1 Исследовательская работа по развитию

навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения

· Виды сводных цветограмм настроений

III.1.2 Анкетирование

· Анкета участника смены «Воскресение души»

· Итоговая анкета

III.1.3 Рефлексии

III.1.3 Отзывы родителей, инструкторов, детей

 



Навигатор

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2 

Книга III. Приложения II.4.1 – II.4.2

Книга IV. Приложения II.5.1 – II.9.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

 

Книга I: Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад» Оглавление: Навигатор: I. Содержательно – целевой блок I.1 Описание проекта  I.2 Актуальность, своеобразие и новизна системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи  в детском православном лагере «Изборский Посад» Актуальность и своеобразие Новизна I.3 Лагерное движение: история и современность Православные лагеря. История и современный опыт I.4 Описание работы детского православного лагеря «Изборский Посад» II. Организационно – методический блок II.1. Откуда начинается программа работы детского православного лагеря «Изборский Посад»      II.2. Организационно-методические основы работы детского православного лагеря «Изборский Посад»     II.3. Проектная деятельность   II.4. Технология педагогических мастерских   II.5. Занятия по катехизации     II.6 Конкурсная деятельность как фактор творческого развития посадников   II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад»   II.8 Прогулки «Изборского Посада» I     II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество Видим, слышим, чувствуем, творим… I I.10 Песенное творчество. О, песня русская, простая…     III. Результативно – оценочный блок III.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки через которую воспитывается чувство трезвения Развитие культуры самонаблюдения Цветограммы Анкетирование Рефлексии Тестовый рисунок оргпериода Роль детского православного лагеря «Изборский Посад» в формировании мировоззрения и шкалы нравственных ценностей воспитанников III.2 Заключение IV. Список использованной литературы Книга II: Приложения I.4.1 – II.1.2 Оглавление:   I.4.1 Программы лагеря «Изборский Посад»     II.1.1 Педагогический коллектив детского православного лагеря «Изборский Посад» II.1.2 Двухгодичный цикл программ     Приложение II.3.1 Проектная деятельность в детском православном лагере «Изборский Посад»   Книга III: Приложения II.4.1 – II.4.2 Оглавление:   II.4.1 Технология педагогических мастерских .   II.4.2 Диагностика педагогической мастерской «Человек – Гражданин»   Книга IV: Приложения II.5.1 – II.9.2 Оглавление: II.5.1 Катехизация   II.7.1 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад»   II.8.1 Прогулка: «Учитесь слушать тишину»   II.9.1 Декоративно-прикладное и художественное творчество II.9.2 Творческие работы в технике «Флористика»   II.10.1 Песенное творчество   Книга V: Приложения III.1.1 – III.1.3 Оглавление III.1.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения III.1.2 Анкетирование     III.1.3 Рефлексии III.1.3 Отзывы родителей, инструкторов, детей       · Программа смены «Лето Господне» · Программа смены «Маленький принц» · Программа смены «Серебряные нити Рождества» · Программа смены «Земное и небесное» · Программа смены «Ливонская битва» · Программа смены «Воскресение души» · Программа смены «Рождественская сказка» · Программа лагеря «Семья - малая церковь» · Программа смены "На все времена"   · Былина «Поле Русской Славы» · Проект «Живая душа природы»     · Педагогическая мастерская «Мой дом – моя крепость» · Педагогическая мастерская «Портрет одной монахини» · Педагогическая мастерская « Притча» · Рисунки к педагогической мастерской Е.О.Галицких «В каждом ребенке солнце» · Педагогическая мастерская "Стоит в поле теремок" · Педагогическая мастерская «Ангел мой – Хранитель мой»   · Начни день с молитвы» Занятие - беседа · «Магнетизм благодарности» Занятие - беседа · Педагогическая мастерская «Радуйся, Радосте Наша» · Программа «Куликовская битва». Лето 2003 · Не судите... Практическое занятие · «Связанные одной нитью» Практическое занятие · «Как слово наше отзовется…» Практическое занятие · «Содержание определяет форму» Занятие - беседа · Два полюса души Занятие – беседа. · «Наша взаимосвязь со Святым Духом» Занятие - беседа     · Виды сводных цветограмм настроений   · Анкета участника смены «Воскресение души» · Итоговая анкета    

 

 


I.1 Описание проекта

Актуальность и своеобразие

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет важное внимание патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения. Принята очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) (далее в тексте Концепция); существует федеральная целевая программа "Молодёжь России".

Президент РФ Владимир Владимирович Путин в 2007 и 2008 гг. в посланиях Федеральному собранию подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...»

Свой вклад в это богоугодное государственное дело вносит Русская Православная Церковь, ибо целью христианской жизни является именно духовно-нравственное развитие и воспитание личности, причём до самой высшей ступени – состояния святости, посредством последовательного восхождения по ступеням праведной жизни, становления лучше и добрее.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указаны:

- национальный воспитательный идеал: в Церкви это Святая Троица – первоисточник любви, основание традиционной семьи: отца, матери и детей. - Господь Иисус Христос - идеал мужчины, Божья Матерь – образец женственности и материнства, святые Александр Невский, Димитрий Донской, Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Петр и Февронья, Лука Войно-Ясенецкий и великий сонм угодников Божиих – образцы патриотизма, великой праведности.

- базовые национальные ценности: в Церкви это действенная, жертвенная любовь к Богу, человеку, Отечеству;

- в сфере личностного развития: Церковь предлагает установки «становиться лучше»; чёткие представления о смысле жизни, о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести (голоса Божьего в человеке), способности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; жизненный оптимизм стремления к вечной жизни.

Таким образом, деятельность РПЦ направлена на выполнение социального заказа образованию и совершается в строгом исполнении Концепции и указанных выше государственных документов, которые описывают все стороны обычной жизни православного христианина – патриота и законопослушного гражданина России.

«Ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку – это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления» – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку».

Действительно на наших глазах происходит распространение различных псевдорелигиозных течений, начиная от искаженного христианства, до оккультизма и даже откровенного сатанизма. К этому перечню опасностей для подрастающего поколения сегодня добавились экстремизм, детский суицид, наркомания, алкоголизм, преступность, половая распущенность, однополые браки, деструктивные секты и неформальные молодежные течения.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. Л. С. Выготский утверждал «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Многовековой опыт показал, что указанных выше пороков практически нет в православной среде. Вследствие чего сегодня, верующие родители применяют традиционную систему православного воспитания в отношении своих детей. Теоретические знания об основах православной веры, полученные в окружающем информационном пространстве и христианских семьях, дети укрепляют практическими навыками, полученными в лагере. Именно этим обусловлено появление сегодня православных лагерей с различной формой организации, которыми за последние 25 лет их деятельности, создана и апробирована методика просветительской работы с детьми и молодежью в каникулярное время, основанная на православном учении. Получен практический опыт их организации и проведения, который ныне активно используется в различных регионах России.

Анализ работы ДПЛ «Изборский Посад» является яркой иллюстрацией того что:

·  Методы работы и формы деятельности способствуют духовно-нравственному воспитанию детей

· Полевые и бытовые условия содействуют плодотворному взаимодействию в группе и друг с другом

· Процесс обучения начинается с эксперимента (дети при достижении поставленной цели не имеют ограничений: экспериментируют, проявляют полную творческую свободу и изобретательность) и затем концептуализируется 

· Обстановка совместного проживания детей в разновозрастных группах позволяет им в наиболее оптимальном режиме усваивать нормы социальной жизни и, в частности, основные правила поведения в коллективе, культуру взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни

· Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество обеспечило реализацию потребностей подростка и прогрессивным развитием лагеря, когда взрослые воспитанники лагеря, вновь возвращаясь, находят для себя что-то новое

· Основой обучения является духовно-нравственное просвещение в общении с природой

· Проживание за городом почти в полевых условиях помогает научить детей непритязательности и развивает их практические навыки и творческие способности

·  Правила и нормы взаимодействия отличают высокая регламентированность общения и отношений, укладные ограничения; структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, инструкторов и советников, партнеров по времяпрепровождению

Вывод: В силу этих особенностей и своеобразия лагерь (наряду с подобными) является по-своему уникальным местом предоставления возможностей для разностороннего развития ребенка.

Для чего все это надо? Для того, чтобы в дальнейшем ребята могли успешно развивать навыки социальной адаптации, сплотить вокруг себя творческую команду, помочь своим сверстникам решить возникшую проблему.

Новизна

К новизне системы духовно-нравственного воспитания в православном лагере «Изборский Посад» можно отнести следующие факторы:

· Формирование среды разновозрастного пролонгированного взаимодействия происходит на основе норм православной культуры и традиций, позволяющих решать задачи духовно-нравственной реабилитации детей

· Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый - воспитательная организация для школьников, второй - для студентов. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего - добровольность

· Особенность ситуации педагогов-инструкторов (студентов вузов) состоит в том, что они, с одной стороны, субъекты воспитания подростков, а с другой - воспитанники небольшой команды старших (по возрасту, опытности, положению в коллективе) педагогов.

· «Изборский Посад» - воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развивают соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов - авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков - авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой

· В рамках лагеря проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания

· В основе общности участников лагеря лежит стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим фактором связан такой принцип вхождения, как ретро-мотивация (значительный процент педагогов-инструкторов побывал в лагере в качестве воспитанников)

·  Участники педагогического коллектива выступают как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучении новым педагогическим технологиям коллег - педагогов

· «Изборский Посад» принадлежит к экстернальным объединениям - группам, чья активность направлена вовне

 



I .3 Лагерное движение:

История и современность

Продолжаясь таким образом

До пришествия Христова,

Мере зависит от детей,

Типология проектов

Таблица 1

Исследовательские Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов
творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения
информационные Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация
практико-ориентированные   Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы

В практике «Изборского Посада» используются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, игровых.

Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

В основе метода проектов лежит:

· Креативность

· Умение ориентироваться в информационном пространстве

· Самостоятельно конструировать свои знания

Деятельность участников может быть:

· -индивидуальной

· парной

· групповой.

Время выполнения работы – заданный отрезок времени.

Результат – решение конкретной проблемы.

Условия применения метода проектов

Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании Структурирование этапов выполнения проекта Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

Метод проектирования формирует ключевые компетенции учащегося:

- Трудовые;

- Коммуникативные;

- Социальные.

Виды проектов:

Творческие методы проектирования:

- аналогии,

- ассоциация,

- неологии,

- эвристическое комбинирование,

- антропотехника,

- использование передовых технологий.

Аналогии – использование уже существующих решений в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения) Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, т.е. проектирование не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, а способ обогрева, не чайник, а способ кипячения воды.

Ассоциации – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления.

Неологии - метод использования чужих идей. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы? Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование - комбинаторный поиск компоновочных решений. С помощью этого метода можно первоначальную идею довести до абсурда, а потов в этом найти рациональное зерно. Например: авангардисты в моде.

Антропотехника – метод, привязывающий проектируемый объект к удобству человека, к его физическим возможностям (зонт должен открываться нажатием на кнопку одной рукой, машина закрывается нажатием на одну кнопку брелочка сигнализации).

Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемного поля. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной, творческой работой.

Чем проект отличается от реферата? Часто путают информационный проект и реферат.

Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. информационный проект должен содержать предмет поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результатов, внешняя оценка рефлексия.

Как педагогически грамотно заканчивать проект? Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.

На какие вопросы отвечает ученик в процессе рефлексии?

1. насколько успешно решена проблема?

2. насколько полно собрана информация?

3. насколько представленное проектное решение может быть улучшено?

4. насколько я был успешен в процессе проектирования?

Этапы работы над проектом

Учебный проект

Проблема проекта Почему? Актуальность проблем. Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Результат Что получится? Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла. На разных этапах проекта, как полагает Дж. К. Джононс, от участников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем участникам проекта ничего лишнего. У них есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребята сталкиваются с тем, что им приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Они черпают их из разных предметных областей, так как проектная деятельность призывает заниматься анализом.

Практически – каждая смена в «Изборском Посаде» так или иначе, является проектом, включающим в себя многочисленные шажки, которые ведут ребят к достижению конечной цели. Летом 2003 года программа включила в себя два проекта (Приложение I .3.1):

· Поле Русской Славы (Куликовская битва)

· Живая душа природы

На творческих отчетах этих проектов хочется остановиться подробнее:

Поле Русской Славы: В один из первых дней смены была проведена творческая педагогическая мастерская «Вначале было слово…», в которой речь шла о жанрах русского устного народного творчества. Во время рефлексии данной мастерской ребятам было предложено на протяжение всей смены, отражая события, происходящие в лагере, к последнему костру написать былину. Былина была написана участниками дружин «Владимир», «Суздаль», «Псков». Разные дружины описывали разные события, но, в конечном итоге, получилось произведение, единое по стилю. Трудно поверить, но авторский коллектив этой былины – 23 человека.

Проект «Живая душа природы» включил в себя самые разнообразные виды деятельности:

· паломнический поход с чтением акафиста «Слава Богу за все»

· поисковую работу с Евангелием

· естественно - научный эксперимент о равноценности взятого у природы и отданного ей

· практическое занятие с фланелеграфом о сотворении мира

· Декоративно-прикладное творчество

·  творческие конкурсы

·  защита творческих проектов (к защите проектов участники не только написали тексты, но и подготовили необходимые декорации, костюмы, театрализации)



Занятия по катехизации

Все мы знаем, как важно воспитать человека с раннего возраста. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются с ним на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна. Святой Иоанн Златоуст напоминает, что «возраст нежный скоро усвояет в себе то, что говорят, и как печать на воске в душе детей отпечатывается то, что они слышат, посему, если в самом начали уклонить их от порока и направить на верный путь, то на будущее время это обратится уже в навык, как бы в природу и они уже не так удобно будут уклоняться к худшему».

 

 

Цель наших занятий по катехизации состоит в развитии кругозора, освоении христианских понятий и представлений, познании христианских добродетелей, знакомстве с духовным наследием наших предков, благодаря которому возникла, развивалась и защищалась Россия и русская культура.

Лучшие русские педагоги - Ушинский, Пирогов, Рачинский, Миропольский - считали основой педагогики религиозно-нравственное начало воспитания детей.

Занятия проходят в среднем один раз в неделю накануне церковной службы, входят в процесс подготовки к исповеди и Причастию и длятся от тридцати минут до часа. Некоторые занятия мы повторяем по просьбе детей.

Творец так устроил мир, что вся окружающая нас природа призывает нас задуматься: правильно ли мы живем? Сделать уроки катехизации не заумными, а увлекательными, интересными, доступными для понимания, помогла книга Дженкинс Пегги Дж. «Воспитание духовности у детей

Мы разработали цикл занятий, в которых в качестве примеров приводим привычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни: чайный пакетик, медную проволоку, туалетную бумагу, камушки, найденные на прогулке, иллюстрации из журналов и многое другое.

Духовному образованию воспитанников «Изборского Посада» способствуют также беседы с духовником лагеря о. Алексием, творческие мастерские, просмотр и обсуждение видеофильмов соответствующей тематики и, другие формы работы.

(Приложение II .5.1)

 

 



Конкурсная деятельность

В ДПЛ «Изборский Посад»

 

 



В ДПЛ «Изборский Посад»

Традиция посещения святых мест идет еще с ветхозаветных времен. Начинали их мужчины – отцы, являя пример добровольного путешествия к местам особой святости. Это трехдневное путешествие Авраама в землю Мориа для принесения Исаака в жертву, и святое место Вефиль, увиденное Иаковом и почитаемое его потомками. Еще Моисей в книге Второзакония постановил, чтобы весь Израиль мужеского пола трижды в год приходил в Иерусалим, именно в праздник Опресноков, вспоминая об освобождении от рабства египетского и высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления египетского (1Кор .5:8). "Посему, говорит св. ап. Павел, станем праздновать (Пасху) не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины". В праздник Седьмиц, в праздник Кущей. Потом был построен храм и с этого времени стали совершаться паломнические путешествия в Иерусалим благочестивых иудеев мужского пола. Нередко к ним добровольно присоединялись и их жены. А упоминание о путешествующих детях содержится в Евангелии от Луки, где повествуется о паломничестве в Иерусалим двенадцатилетнего отрока Иисуса, Который тоже не пренебрегал этой святой обязанностью иудейского народа, тем самым показав его важность. (Лк.2;42-52). Традиции паломничества в лагере возобновлены в полной мере.

Почитание святых, благоговейное внимание к их жизни и подвигам в каждом лагере приводят нас в святые места. Рассказы об истории возникновения монастырей и жизни монахов, организация деятельности на православных приходах, встречи и живое общение с прихожанами и священниками – вот те малые крупицы, из которых складывается личный духовный опыт воспитанников «Изборского Посада. За прошедшие годы паломнические маршруты приводили нас в Мальской, Крыпецкий и Спасо-Елиазаровский, Свято-Успенский Печерский, Святогорский, Введенский Оптинский, Пафнутиев-Боровский, Ипатьевский мужские монастыри, Никандрову, Тихонову пустыни, Островский Введено-Казанский, Снетогорский, Нерехтский Троице-Сыпанов, Шамординский и Дивеевский Казанские женские монастыри, а также в Троице-Сергиеву лавру и святые обители Санкт-Петербургской епархии. Делом чести для нас является выполнение послушаний в святых обителях, которые мы посещаем.

Как показала многолетняя практика, все экскурсии в монастырях, каждый раз являются продолжением лагерных тем, без всякого предварительного согласования с монахами – экскурсоводами.

В паломнических поездках важно позаботиться о том, чтобы посетить такие храмы, в которых священники готовы уделить детям внимание. Паломничество отличается от экскурсии в первую очередь тем, что ребята становятся непосредственными участниками духовной встречи, а не внешними наблюдателями. И еще важный момент: паломничество обязательно связано с необходимостью совершить какое-то усилие над собой: встать пораньше, лечь попозже, преодолеть усталость от дороги. Мы не боимся потрудиться, ведь духовную награду получает только тот, кто совершил хотя бы малый подвиг.

А видимыми результатами паломнических поездок становятся творческие представления, рисунки, стихи и песни. (Приложение II .7.1)



Изобразительное творчество

 

Видим, слышим, чувствуем, творим…

В этом разделе разговор пойдет об очень солнечном, радостном виде деятельности, которая стала в нашем лагере одной из ведущих. Это декоративно-прикладное и изобразительное искусство в различных его проявлениях. Детские произведения дарят нам ощущение радости жизни и единства детской души со всем, что ее окружает. Дети рисуют, лепят, вышивают, плетут из бисера то, что видят, слышат, ощущают вокруг себя. На бумаге и ткани отражаются сады, поля, храмы, монастыри, их краски, звуки. Дети пользуются чистым цветом, звуком, стараясь не смешивать их, не добавлять мрачных, черных тонов. Им удается передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, тишину сада, шум леса. Дети так ценят очарование быстро проходящего момента жизни, его неповторимость и красоту. Если изменить слова французского поэта Поля Верлена, можно сформулировать основную особенность детского творчества «душа ребенка – пейзаж». Дети едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека. Дети находят свои средства воплощения. По детским работам можно «читать историю души» через изображение окружающего мира и природы, через язык образов, красок и звуков. В «Изборском посаде» творчество детей не встречает ограничений. Им лишь задается тема работы. А педагоги сопровождают процесс детского самовыражения не обучающими лекциями, «как нужно правильно…», а доверительными рассказами, беседами, в том числе на богословские и евангельские темы. (Приложение II .9.1)


 


II.1 0 Песенное творчество

 

О, песня русская, простая…

«Едва ли есть в мире народ певучее русского. Во всех почти минутах жизни русского человека, и в одиночестве, и среди народа участвует песня; почти все свои труды, и земледельческие, и ремесленные и минуты отдыха русский чувством и обычаем человек сопровождает песней. Он поет, когда ему весело, поет, когда грустно. Когда общее дело или общая забава соединяют многих – песня раздается звучным хором; за одиноким трудом или раздумьем, мелодия песни, полная души, переливается одиноко. Поют все: и мужчины и женщины и старики и дети. Ни один день не пройдет для русского человека без песни: все замечательные времена его жизни, выходящие из ежедневной колеи, так же сопровождаются особенными песнями. На все времена года, на все главные праздники, на все события семейной жизни, есть особенные песни, носящие на себе печать глубокой древности; и особенно там, где меньше чувствительно городское влияние. Песни вполне сливаются с чувством и обычаем русского человека. Так же выражали свои чувства и обычаи его предки. Русский человек дорожит своими песнями: можно сказать, что они составляют любимую и лучшую утеху в его жизни. Поэтому не удивительно, что песен существует необъятное множество, очень разнообразное и по содержанию и по напевам»

Вот и жители «Изборского Посада» удивительно тонко чувствуют музыку окружающей их природы, музыку Божьего мира. Практически каждое из разнообразных занятий, которые проживают дети в лагерной программе, заканчивается новой песней. И песни эти почти сразу становятся любимыми, потому что чувства, наполняющие их, ребята переживают вместе. (Приложение II .10.1) Вместе и поют: на послушании, на прогулке, на занятиях рисованием, лепкой, бисероплетением, ткачеством, в паломничествах. Мы приводим лишь несколько из огромного количества сочиненных посадниками песен.


 


Цветограммы

Условные обозначения:

Настроение:

Причины настроения:

  Восторженное   В себе
  Радостное   В друзьях
  Светлое    В делах
  Ровное   В погоде
  Грустное   В природе
  Тревожное   В отношениях с взрослыми
  Плохое   Другие причин

Если в таблице недостает цветов и знаков, соответствующих вашему настроению, вы можете добавить их сами.

           

Обычно в легенде цветограммы оставляется несколько пустых клеток, в которые ребята могут вносить дополнительные цвета настроений (например: тихая радость или светлая грусть) и знаки причин настроения.

С 1998 года дети и взрослые трижды в день заполняют клетки цветом, соответствующим настроению, и ставят знаки причин настроения.

Диаграмма 1.

После заполнения рабочей матрицы педагог получает реальную возможность фиксировать изменения настроений в детском временном социуме в различные периоды времени.  

Рабочая матрица (диагр.1) анализируется: 

· по персоналиям – преобладания и перепады настроений ребенка, склонность к тому или иному типу настроения, что существенно дополняет характеристику каждого ребенка.

Восторженное настроение более свойственно младшим детям: Маша Г. 7 лет, Даша А.10 лет, Маша Г.9 лет. Для жизнерадостного и энергичного Влада С. характерно радостное настроение. Посещение монастыря у каждого вызвало настроение, которое дети назвали «тихая радость». Ближе к концу лагеря, в ожидании грядущего расставания, у ребят грусть и тревога (диагр.2)

Диаграмма 2.

· по датам – анализ реакции детей на то или иное событие в лагере (табл.3). Например, 28 марта утром основная группа детей испытала восторг и радость во время Божественной Литургии. Во время занятий по катехизации ребята получили дополнительные знания о церковной службе и являлись непосредственными участниками, а не наблюдателями богослужения. 28 марта днем восторг испытала группа инструкторов и советников, участвующих в подготовке игры на местности «Клады России». В то же время дети, «нашедшие» «послание к потомкам из прошлого», справились с его переводом с церковнославянского языка, и, получив подсказку батюшки, испытали радость в ожидании чего-то нового и неизведанного. Ровное настроение наблюдалось у детей, которые несли послушание на кухне и не принимали участия в данных событиях. Вечер 28 марта отмечен подъемом настроения до состояния восторга у 50% участников игры - 8 человек, радостное и светлое настроение имели соответственно 5 и 1 человек. Ровное настроение испытали 2 человека. На двоих человек первый в этом году костер навеял тихую радость и один ребенок немного погрустил.

Диаграмма 3.

Летом 2003 года пик восторженного настроения выпал на 2 дня пребывания в монастыре, куда мы ездили не только на экскурсию, но и работать на монастырских полях. Следующий пик выпал на творческую мастерскую в природе «Живая душа природы». Важно отметить, что после мастерской наступило умиротворение, которое выразилось в «ровном» настроении. Итогом имитационной игры «Куликовская битва» стали восторг, радость и великодушие «победителей». Плохое «черное» настроение появляется у новичков, скучающих по дому (диагр.4).

Диаграмма 4.

В программе «Земное и небесное» осенью 2007 (диагр.5) года пик восторженного настроения пришелся на празднование Казанской иконы Божьей Матери и творческую мастерскую «Притча».

Диаграмма 5.

·  по причинам настроения, что позволяет делать выводы о взаимоотношениях в коллективе: взаимоотношениях старших и младших, детей и педагогов, целесообразности и результативности проведенных дел и другим причинам, влияющим на настроение детей (диагр. 5,6,7). Так, все дети довольны питанием в лагере. Даже те, кто дома ест не очень хорошо, в лагере просят добавки. Творческие мастерские, которые очень любимы детьми, всегда сопровождаются большой заинтересованностью и повышением настроения. Впервые на этой смене дети положительно отметили новую систему управления. Погода и природа также являются немаловажными факторами воздействия на настроение.

 Причины настроения на смене «Воскресение души»

Диаграмма 6.

По данному графику (диагр.6) можно отметить, что Саша Б. (опекаемая девочка из детского дома) своей роли в жизни лагеря не увидела. Невысоко оценивает и роль ребят, но дает достаточно высокую оценку педагогам. Отмечается повышение (по сравнению с предыдущими графиками) самооценки Маши Х.: с неуверенностью, застенчивостью и робостью этой талантливой девочки мы «боролись» с 2003 года. Диаграмма 7.

Анкетирование

Как правило, первичное анкетирование проводится для диагностики степени воцерковленности, проверки уровня развития кругозора, выявления интересов детей, когда на смену приезжает много новичков. Анкета проводится по дороге в лагерь или, если не позволяют условия дороги, в первые часы пребывания детей на территории лагеря.

В процессе подготовки свечи «Быть, а не считаться православным» была проведена анкета, цель которой – познакомиться с самооценкой детей и видением окружающего мира.

Промежуточное анкетирование позволяет определить степень заинтересованности и удовлетворенности лагерной программой и взаимоотношениями с коллективом.

Конечное анкетирование проводится чаще всего на обратном пути домой. (Приложение III .1.2)

Рефлексии

Самоанализу детей способствуют и рефлексии, которые так нравятся нашим ребятам. Порой заполночь продолжается разговор о самом сокровенном у костра или лампы. ( Приложение III .1.3) Используются следующие формы рефлексий:

· Стоп – кадр. Если бы тебе предложили получить в подарок одну лишь фотографию прошедших 3 дней (как правило – организационного или заключительного периода), чтобы ты хотел на ней увидеть?

· Мое открытие. Каждый человек, ежедневно открывает для себя что-то новое. Подумайте минутку, что вы открыли сегодня для себя и тех, кто с вами рядом?

· Снимается кино. Вы знаете, каждый год после окончания летней смены мы делаем кино про наш лагерь. Сегодня каждый из вас участник творческого коллектива, снимающего фильм под названием… Подумайте пожалуйста, что бы вы хотели увидеть в этом фильме? В каких тонах и красках был бы снят этот фильм?

· «Давай с тобой поговорим…» Разговор по кругу о серьезных проблемах, так часто возникающих в подростковом возрасте. Каждый участник разговора начинает со слов, обращенных к соседу – «Давай с тобой поговорим о…»

· Находки дня. Расскажите нам о находках - хороших и плохих, полезных и вредных…

· Хорошие новости. Просто разговор о хороших новостях.

· «Наши песни носим в сердце…» Попытайтесь выразить сегодняшнее состояние души словами какой–либо песни. Выступления ребят перемежаются пением любимых песен.

· Шесть перчаток мышления. Используется при анализе, какого – либо дела или определенного периода времени или событий в лагере. Из цветной бумаги изготавливаются перчатки шести цветов (на цветной бумаге обводятся ладошки) по количеству детей в коллективе. Каждому ребенку предлагается выбрать перчатку того цвета, который нравится. Затем дети объединяются в группы по цвету перчаток. Каждой группе участников рефлексии предлагается рассмотреть объект обсуждения с точки зрения:

1. БЕЛАЯ – информация, голые факты.

2. ЧЕРНАЯ – осторожность, негатив, просчеты, недостатки.

2. ЖЕЛТАЯ – позитив, преимущества, все плюсы.

3. ЗЕЛЕНАЯ – креативность, творчество, перспективы творчества на будущее.

4. КРАСНАЯ – выплеск эмоций, раздражители.

5. СИНЯЯ – управление процессом, анализ, итог.

 

 

 

 

Тестовый рисунок организационного периода.

 

 

 



III. 2 Заключение

 



Заключение

Как указывают дети в отзывах, (Приложение III .1.3) в процессе жизни лагеря ими приобретаются важные навыки практической жизни: почитание родителей и старших, понятия о добре и зле, правде и лжи, патриотизме, доверие, истинной дружбе, самостоятельности, ответственности, рассудительности, верности, целомудрии, милосердии, помощи ближнему, сострадание, искренность, культурное развитие, дисциплинированность, трудолюбие, общительность, самокритичность, внимательность, бесконфликтность, забота, способность к жертвенности, смирение и терпение. Они становятся членами духовной семьи - церкви, а некоторые уже создали семейные пары и воспитывают не менее двух детей.

Православный лагерь решает большое количество проблем семейной жизни, особенно неполных семей. Общие религиозные взгляды сближают детей и родителей, появляются общие интересы, навыки здорового образа жизни, активного отдыха, культурного развития, правильного воспитания юноши и девушки, мужчины и женщины.

Походы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, добрая музыка, христианская культура, насыщенная творческая и интеллектуальная программа, расширяют кругозор, любовь к малой и большой родине, культурному и духовному наследию, интерес к книге, паломничеству, исследовательской деятельности. Дети из разных регионов получают возможность участвовать в межкультурном диалоге с богатейшим культурным многообразием.

Таким образом, при правильной духовной и материальной организации, детский православный лагерь приносит величайшую пользу как детям, так и взрослым, гармонично развивая их в физической, культурно-социальной и религиозно-нравственных сферах. Максимальная эффективность достигается в семьях, где вложенные в детей святые семена, бережно сохраняются и усердно продолжают возделываться ведением православного образа жизни.

В ходе исследования были достигнуты поставленные цели работы.

Во-первых, доказано, что правильно организованный православный лагерь является одним из самых эффективных направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Окунувшись в среду образа жизни православной общины, младшие школьники, подростки и студенты получают возможность непосредственно «примерить» такую жизнь на себя, почувствовать всю радость пребывания в атмосфере любви, центром которой является Богослужение, как в храме, так и за его стенами. Может увидеть, что православные люди, будучи верующими, могут одновременно быть достойными и полезными членами общества, вполне адекватными и развитыми, сочетающими в себе как веру в Бога, так и успешный, продуктивный контакт с окружающим современным миром. Осознать, что вера в вечного вездесущего Бога открывает смысл жизни и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Во-вторых, были исследованы и описаны разнообразные формы работы и виды православных лагерей. В результате можно констатировать, что данный вид миссионерской и духовно-просветительской деятельности доступен и применим к различным условиям.

В-третьих, в ходе работы были изложены методика работы в православном лагере, особенности воспитания детей именно в условиях жизни лагеря. Лагерь – это то место, где дети живут одним большим коллективом, соборно, духовной семьей. Смена должна стать своеобразным воспитательным «полигоном», на котором теория духовной жизни, полученная в повседневной жизни, должна применяться на практике под руководством священника, опытных педагогов, либо других старших, имеющих отношение к воспитательному процессу. Однако, чтобы воспитанники считались с мнением старшего – последнему необходимо самому обладать заслуженным авторитетом, безупречной нравственной жизнью, всесторонней развитостью и интересами в различных сферах, чтобы детям было интересно с ним.

Помимо описания организации, бытовой части и программы, был проведен анализ того, какие плоды с течением времени принесла работа в лагерях.

На основании этого можно сделать заключение: детский православный лагерь «Изборский Посад» – это весьма эффективное направление духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которое необходимо применять и развивать, особенно в условиях современной жизни. Из описания видно, что за сравнительно небольшое время существования лагеря уже сейчас можно заметить значимые плоды этой работы. Как минимум, в детей посеваются семена веры, они знакомятся с Православием – таким светлым, какое оно есть на самом деле, а не как его представляют довольно часто в темных красках. Также лагеря дают возможность заполнить досуг детей разнообразными интересными и полезными делами.

В-четвертых, выявлены возможности применения форм, методов и технологий работы с детьми в детском православном лагере «Изборский Посад» к любым подростковым объединениям, например, за счет возможного введения профильности смен, путем личного примера в лагерях любого профиля.

Итак, выдвинутая гипотеза подтверждена, наполнение православным содержанием деятельности лагеря действительно возможно, что выявлено в результате исследования на базе детского православного лагеря «Изборский Посад» Описаны формы и методы наполнения этой деятельности.

Цель работы достигнута, изучены возможности наполнения православным содержанием и предложены для использования в любых детских лагерях.

Выявлены основные проблемы:

1) недостаток воцерковленных кадров в нашем обществе, без которых, невозможно это доброе делание, основанное в первую очередь на личном примере, собственной вере и реализации православных добродетелей в повседневной жизни;

2) развитие полученных детьми знаний и навыков необходимо продолжать в семье ведением православного образа жизни.

 

 

 



IV. Список использованной литературы

 

 

 



Библиография

Воспитательный потенциал д етского православного лагеря

«Изборский Посад» .

по направлению «Разработка и внедрение авторских программ, курсов, учебно-методических комплексов и пособий в области духовно-нравственного просвещения детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также студентов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»

 

Возраст участников: 9 – 18 лет

Срок реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018

 

 

Автор: Педагог

 

ДПЛ «Изборский Посад»

 

Соколова Наталья Николаевна

 

Камно 2018

Оглавление

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2

Книга III. Приложения II.4.1 – II.4.2

Книга IV. Приложения II.5.1 – II.10.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.