Правовой статус, порядок организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наряду с органами прокуратуры, которые осуществляют от имени государства надзор за состоянием законности, в Беларуси образован и действует с 1996 года орган государственного контроля – Комитет государственного контроля (КГК).

Данный орган, согласно статьи 129 Конституции Республики Беларусь, осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Органы Комитета государственного контроля в своей деятельности руководствуются:

- Конституцией Республики Беларусь (глава 8);

- законом Республики Беларусь от 01.07.2010г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» с последующими изменениями и дополнениями;

- актами Президента;

- иными нормативными правовыми актами.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Беларуси, его сотрудники не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля.

В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

Комитет государственного контроля является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Территориальными органами Комитета государственного контроля являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля.

Комитеты государственного контроля областей являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Межрайонные комитеты государственного контроля не являются юридическими лицами и входят в структуру комитетов государственного контроля областей.

Комитеты государственного контроля областей осуществляют свои полномочия на территории соответствующих административно-территориальных единиц, если иное не определено Председателем Комитета государственного контроля. Территории, на которых осуществляют свои полномочия межрайонные комитеты государственного контроля, определяются Председателем Комитета государственного контроля.

Среди ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯможно выделить следующие:

- законности;

- соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, - граждане), и организаций;

- единства системы органов Комитета государственного контроля и централизации управления ими;

- открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне;

- презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия (далее, если не определено иное, - проверяемые субъекты);

- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

- ответственности Комитета государственного контроля и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля.

СИСТЕМУ ОРГАНОВ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ образуют:

- республиканский Комитет государственного контроля;

- Комитеты государственного контроля областей и г. Минска.

По решению Президента Беларуси органы КГК могут образовываться в городах и районах Республики Беларусь.

Руководство Комитетом государственного контроля осуществляет его Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Заместители Председателя также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Председатели территориальных органов КГК назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем республиканского Комитета государственного контроля по согласованию с Президентом.

В республиканском КГК образуются коллегия в составе:

- Председателя;

- 1-го заместителя Председателя;

- заместители Председателя;

- иных членов.

Численность и состав коллегии утверждается Президентом Беларуси по представлению Председателя. В территориальных органах Комитета государственного контроля, за исключением районных и городских, образуются коллегии в составе председателя, заместителя и других сотрудников.

На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные вопросы, требующие обсуждения и выработки согласованных решений. Решения коллегий принимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании. Решения коллегий принимаются в форме постановлений.

Полномочия Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Председателей территориальных органов сформулированы в ст.ст. 11-12 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которыми Председатель Комитета государственного контроля:

- руководит деятельностью Комитета государственного контроля, его территориальных органов, организует и контролирует его работу;

- решать в пределах своей компетенции вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля в республике, планированием, проведением проверок, а также назначением должностных лиц Комитета государственного контроля и его государственных органов;

- организует работу коллегии Комитета государственного контроля и руководит его деятельностью;

- информирует Президента Республики Беларусь о деятельность Комитета государственного контроля и его территориальных органов;

- вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства;

- представляет Комитет государственного контроля в государственных и иных органах, международных организациях, заключает по поручению Президента Республики Беларусь договоры по вопросам финансово-экономического контроля, сотрудничества в области валютного контроля с контрольно-финансовыми органами других государств и международными контрольно-финансовыми организациями;

- утверждает в пределах бюджетных ассигнований штатное расписание Комитета государственного контроля и его территориальных органов, а также положения о структурных подразделениях Комитета государственного контроля.

Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля осуществляют руководство деятельностью возглавляемых ими органов, издают приказы и распоряжения, дают соответствующие указания, обязательные для исполнения подчиненными им сотрудниками.

 

68. Кредитно-денежная система Республики Беларусь.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь»

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:

1) первый уровень - Национальный банк;

2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации

Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

Основные показатели, характеризующие функционирование банковской системы Республики Беларусь:

1. Ставка рефинансирования (%).

2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США).

3. Прирост рублевой денежной массы (%).

4. Прирост нормативного капитала (%).

5. Прирост требований банков к экономике (%).

6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%).

7.Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%).

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики РБ:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного

функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает:

· бюджетную систему;

· банковскую систему;

· финансовые средства:

o внебюджетных фондов;

o предприятий;

o учреждений;

o организаций;

o граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетная система Республики Беларусь включает:

· республиканский бюджет;

· местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Банковская система Республики Беларусь состоит из:

· Национального банка Республики Беларусь;

· иных банков.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Национальный банк Республики Беларусь

Национальный банкцентральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь:

· осуществляет свою деятельность в соответствии с:

o Конституцией Республики Беларусь;

o Банковским кодексом Республики Беларусь;

o законами Республики Беларусь;

o нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;

· независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

· утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

· назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

· определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка;

· утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.