Как мы отметили тема лекции называется «Формы политической власти». В этой связи важно выяснить, что же понимается под властью, какие формы власти известны.
Власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью людей или групп людей добиваться осуществления своей воли над другими людьми или группами.
Власть в конституционно-правовых отношениях понимается как:
1. способность и возможность подчинять поведение людей своей воле;
2. определенная функция, обеспечиваемая системой соответствующих полномочий;
3. определенная система публичных органов.
В зависимости от субъекта, осуществляющего власть , различают общественную (неполитическую) и государственную (политическую) власти.
Государственная власть представляет собой организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Ее суть выражается в принятии актов, имеющих государственно-обязательную силу. Государственная власть занимает главенствующее место среди других проявлений власти, имеющих место в обществе. Она осуществляется с помощью определенной системы приемов, методов, способов и форм. Главными чертами государственной власти являются ее суверенность, масштабность, распространение на всех лиц, находящихся на территории страны и на своих граждан, где бы они не находились. Ей присущ специальный аппарат принуждения.
Общественная власть – это власть общественных объединений по отношению к своим членам. Как правило, данная власть осуществляется без применения насильственных принудительных мере на добровольных, уставных началах.
Довольно часто применяется термин «политическая» власть. Политическая власть – это власть над обществом, осуществляемая через организации, образующие политическую систему. По существу политическая власть – это в значительной мере государственная власть, то есть, управление делами государства и общества через систему государственных органов. Вместе с тем «политическая власть» является понятием более широким, поскольку охватывает и не государственные методы воздействия на общество и граждан, исходящие от правящих партий и близких к ним иных общественных объединений.
В соответствии со ст. 3 Конституции Республики Беларусь народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные и иные органы. В зависимости от форм волеизъявления народа различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию. Непосредственная демократия – это форма непосредственного участия народа или каких-либо групп населения в управлении делами государства. Формами такой демократии является выборы Президента и депутатов, референдумы, собрания граждан по месту жительства и др.
Представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (Президента, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.
Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.
В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.
Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:
§ на правотворческую деятельность;
§ исполнительную (управленческую) деятельность;
§ судебную деятельность.
Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.
Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.
В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:
§ на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
§ правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.
Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.
При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).
Организационные формы
Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называютнеправовыми формами деятельности государства.
Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.
Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:
§ на организационно-регламентирующие;
§ организационно-хозяйственные;
§ организационно-идеологические.
Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);
Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);
Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения по тому или иному вопросу).
Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.
Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения,
Дата: 2019-02-02, просмотров: 315.