Понятие и формы суверенитета. Глава 7
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

17. 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, закрепившая основные принципиальные положения и атрибуты суверенитета.

Со времени возникновения первых государств вопрос о суверенитете всегда занимал важное место в политической и идеологической борьбе между народами и государствами. И это не случайно. Ведь суверенитет, как и территория, население, гражданство, публичная власть, является важнейшим признаком, атрибутом любого государства.

Слово «суверенитет» происходит от старолатинского «supevanus» перешедшего в старофранцузское «sovreins», что означает независимость от каких-либо сил, обстоятельств и лиц, верховенство.

Суверенитет – это верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти на своей территории и независимость от других государств во внутренних делах и внешних сношениях.

Понятие суверенитета ввел в науку французский мыслитель Жан Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576 г.). Он определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической структурой общества, на разных этапах приобретал свои особенности. Очевидно, что и учение о суверенитете не оставалось неизменным, оно имело различную направленность и преследуемые цели. Так, если первоначально с суверенитетом связывалось обоснование безраздельного господства власти монарха, то уже в XVII –XVIII вв. он стал употребляться в новом значении – для борьбы с абсолютизмом в целях утверждения демократической концепции государства.

Проблеме суверенитета в литературе уделяется достаточно внимания. В то же время, среди исследователей нет однозначной оценки сущности и содержания суверенитета, нет единого мнения в отношении субъектов суверенитета и, следовательно, его видов. Одни авторы считают суверенитет единым понятием, субъектом которого является только государство. Другие считают, что субъектом суверенитета может быть не только государство, но народ и нации. На наш взгляд, субъектом суверенитета является государство, народ и нации и, следовательно, справедливо выделение трех видов суверенитета – народный, национальный и государственный. Каждый из названных видов суверенитета имеет свои характерные черты и формы проявления. Единство суверенитета не есть тождество народного, национального и государственного суверенитетов, так как: они отличаются субъектами; их внутреннее содержание и объем не одинаковы; имеются различия в формах их реализации.

Учения о видах суверенитета возникли не одновременно. Первоначально речь шла о государственном суверенитете, поскольку суверенитет Жан Боден связывал с всевластием монарха, который и олицетворял в своем лице соответствующее государство. Ж. Боден в сформулированном им понятии суверенитета первый соединил внешнюю и внутреннюю стороны одного и того же явления – независимость государства в отношениях с иными государствами и верховенство государственной власти внутри страны. Идея государственного суверенитета, сформулированная Ж. Боденом и другими мыслителями на исходе средних веков, затем обогащалась в течении длительного времени. Каждый этап развития общества и государства порождал новые правовые аспекты в развитии и совершенствовании теории суверенитета и реализации его на практике.

Государственный суверенитет является не только исторической категорией, но имеет и юридическую природу, точное содержание. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти означает, что над ней не может быть иной власти, власть государства распространяется на всю территорию страны, на всех граждан и не граждан, на юридические лица и общественные образования.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизни функции государства, выполняют общие, единые задачи государства.

Независимость государственной власти внутри страны означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право государственных органов, действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Республика Беларусь самостоятельно определяет свою внешнюю политику, имеет право на равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими государствами.

Государственный суверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Для поддержания реальности, эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных потребностей граждан; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; наличие вооруженных сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства и др.

Народный суверенитет означает, что народ, составляющий данное государство ни с кем не делит свою власть, является первоисточником власти.

Учение о суверенитете народа появилось позже, чем о государственном суверенитете. Оно возникло в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII– XVIII вв.) и противопоставлялось претензиям монархов на неограниченную власть. Основоположником учения о народном суверенитете стал французский просветитель XVIII в. Жан-Жак Руссо, который заявил об ином источнике государственной власти – народе, которому данная власть и должна принадлежать. Законодательная власть, по мнению Руссо, должна осуществляться самим народом-сувереном. Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу.

Народный суверенитет означает, что единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем полной власти в государстве является народ.

Суверенитет народа обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью.

Применительно к народному суверенитету верховенство означает, что выше народной власти никакой иной власти нету. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетным и подконтрольным ей. Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и Парламент.

Неотчуждаемость суверенитета означает, что народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам.

Единство суверенитета означает, что народ является единственным источником власти Республики Беларусь. И в этом отношении он выступает единой общностью людей, принимающей властное решение на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения меньшинства.

Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам Республики Беларусь принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законах формах во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Республики Беларусь верховным носителем всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительные и непосредственная демократия, о чем говорилось выше.

А сейчас назовем признаки суверенитета Республики Беларусь. К ним относятся:

- Верховенство самостоятельность и независимость государственной власти

- Наличие своей территории (ст. 9).

- Наличие своего гражданства (ст. 10).

- Право народа на самоопределение (ст. 1).

- Наличие собственных вооруженных сил.

- Наличие собственной денежной и финансово - кредитной системы (ст. 132 - 136).

- Самостоятельность во внутренних делах (ст. 1).

- Наличие своих государственных символов (ст. 19).

Что касается суверенитета нации, то данный вид суверенитета стал известен значительно позже – лишь в XX веке с появлением марксистско-ленинского учения о праве нации на самоопределение. В то время национальный суверенитет отождествлялся с полновластием нации, ее правом на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако подобный подход к определению сущности данного суверенитета не выдержал проверку времени. В конечном итоге он явился средством разрушения многонационального государства, что мы и наблюдали на примерах бывших СССР, Чехословакии, Югославии.

На наш взгляд, в условиях демократического государства в отношении национального суверенитета речь должна идти о равноправии всех проживающих здесь наций, а не о возможности их отделения и выхода из состава государства. Национальный суверенитет означает, что каждая из наций, проживающих на территории государства, обладает политической, экономической, идеологической и иной свободой. Она имеет право на самостоятельное определение форм своего бытия в системе государства, самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, без влияния извне решать как внутренние (например, свободно развивать свою культуру, язык, обычаи, традиции и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, создание новых национальных образований и т.д.).

Таким образом, все указанные виды суверенитета существуют в политической системе Республики Беларусь, взаимодействуя между собой. В то же время они самостоятельны. Эта самостоятельность носит в определенной мере условный характер, поскольку составные части суверенитета не могут существовать в отдельности друг от друга.

Признаки и гарантии государственного суверенитета.

«Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства». Указанная трактовка понятия «гарантий суверенитета» довольно широко распространено как в отечественном праве, так в зарубежном. В учебном пособии Д.М.Демичева «Конституционное право» перечисленные условия и предпосылки наполняются следующим смыслом: «Материальные гарантии — создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности. Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности. Юридические гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права»[ 17, С.124-125]. В.Н.Кивель аналогичным образом подходя к понятию суверенитет, выделяет следующие гарантии: «материальные — наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки; политические — наличие в государстве эффективно функционирующих органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, Вооруженные Силы); правовые-нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений» [18,C.40]. А.В. Ясинская-Казаченко выделяет следующие «правовые гарантии государственного суверенитета: наличие национальной системы права; наличие легитимных государственных органов; наличие гражданства; наличие кредитно-денежной системы; наличие народнохозяйственного комплекса; наличие вооруженных сил; наличие государственных символов; обладание международной правосубъектностью» [21,C.55]. Представляется, что наиболее оптимальным будет разделение гарантий суверенитета на следующие категории: 1. Материальные гарантии суверенитета Республики Беларусь (наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика). 2.Обороноспособность как необходимая гарантия государственного суверенитета Республики Беларусь (наличие системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности).

3.Международно-правовая деятельность Республики Беларусь как основа суверенитета (наличие международной правосубъектности, заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права). 2.2. Материальные гарантии суверенитета Республики Беларусь Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. км2. Протяженность с запада на восток — 650 км, с севера на юг — 560 км. Согласно ст.9 Конституции территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. Леса — национальное богатство Беларуси, один из основных природных ресурсов государства. «В состав природной флоры Белоруссии входят 28 видов деревьев, 42 вида кустарников, свыше 820 видов травянистых растений. Растительный мир Беларуси включает около 12 тысяч видов растений и грибов. Животный мир – один из важнейших биологических ресурсов, наше национальное и мировое достояние. Разнообразие животного мира Беларуси в настоящее время представлено 457 видами позвоночных животных и более 20 тыс. видов беспозвоночных животных. Территория Беларуси является водораздельной для бассейнов Балтийского и Черного морей. Всего насчитывается 20800 рек, общей протяженностью 90600 км. В Беларуси имеется 10800 озер и более 9000 болот. Создано также 136 искусственных водохранилищ. По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. В недрах Беларуси на настоящее время с различной степенью изученности выявлено более 4000 месторождений полезных ископаемых. Разведанные на настоящее время запасы минерально-сырьевых ресурсов позволяют полностью обеспечить потребности страны в калийных и поваренных солях, известковом и цементном сырье, керамических и тугоплавких глинах, песках строительных и песчано-гравийных материалах, строительном камне, пресных и минеральных подземных водах. Земельный фонд Республики Беларусь составляет 20,7 млн. га. Климатические и геоморфологические условия Беларуси привели к формированию следующих основных типов почв: дерново-подзолистых, дерново-подзолисто-заболоченных, дерновых и дерново-карбонатных, дерновых и дерново-карбонатных заболоченных, торфяно-болотных, пойменных дерновых»[22]. В соответствии со статьей 13 Конституции недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Развитие экономики Республики Беларусь в настоящий момент проходит в рамках мировых тенденций, характеризующихся ростом экономической активности после небольшого спада в конце 2010 года. «Данные за январь-февраль текущего года в целом показывают, что позитивная динамика экономического роста в Республике Беларусь приобрела достаточно устойчивый характер, достигнув 7,8% к уровню января-февраля 2010 года. Рост экономики поддерживается динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объема выполненных подрядных работ в строительстве, сохранением активного спроса на потребительском рынке страны. Импорт инвестиционных товаров возрос на 78,4% по отношению к январю-февралю 2010 года. Таким образом, общая структура внешней торговли товарами продолжает ухудшаться. Если по итогам 2010 года впервые валютная выручка от реализации товаров на экспорт (25,2 млрд. долларов США) не перекрыла расходы по промежуточному импорту (25,4 млрд. долларов США), то по итогам 2-х месяцев 2011 года разрыв увеличился (экспорт товаров – 4,36 млрд. долларов, промежуточный импорт – 4,74 млрд. долларов). Набирающий обороты рост цен на сырьевые товары в мировом сообществе и в дальнейшем может оказать негативное влияние на показатели внешней торговли республики и усилить инфляционные процессы внутри страны[24]. Результаты января-февраля 2011 года показывают, с одной стороны устойчивую поступательную динамику роста экономики республики и отдельных ее секторов, с другой стороны, наличие определенных рисков, включая ряд непредсказуемых внешних факторов, которые могут в ближайшей перспективе сказаться на параметрах экономического развития. Таким образом, Республика Беларусь имеет собственную территорию, экономику, природные ресурсы, являющимися гарантиями суверенитета. к оглавлению ↑ 2.3. Обороноспособность как необходимая гарантия государственного суверенитета Республики Беларусь. «Важнейшим элементом конституционно-правового статуса Республики Беларусь как суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности Отечества» [17, С.125]. Обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования, призвана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 09.11.2010 N 575 (далее – Концепция в соответствующем падеже). Данная концепция является базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов. Согласно Концепции «Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан» [ 3]. Как упоминалось ранее Декларация закрепила право Республики Беларусь на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету Республики Беларусь. При этом согласно статьи 10 Декларации Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории. Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. №1904-XII «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее — Вооруженные Силы) — структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. «К другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы государственной безопасности, пограничные войска, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Основными задачами Вооруженных Сил являются: в мирное время: поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба; обеспечение информационной безопасности своей деятельности; упреждающее вскрытие любых проявлений подготовки нападения на Республику Беларусь; защита и охрана Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве; создание многофункциональных оборонительных систем с целью комплексного решения задач обеспечения вооруженной защиты Республики Беларусь; всесторонняя подготовка к проведению войсковой мобилизации; готовность к стратегическому развертыванию в рамках перевода страны на условия военного времени; выполнение программ и планов оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, внедрение в учебно-боевую практику войск новых форм и способов ведения боевых действий, новых военных технологий; содержание вооружения и военной техники в состоянии постоянной технической готовности к боевому применению; совершенствование противовоздушной обороны как единой с союзными государствами боевой оборонительной системы; поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава; в военное время: вооруженная защита Республики Беларусь; отражение нападения в любых условиях стратегической обстановки как самостоятельно, так и совместно с вооруженными силами союзников; нанесение поражения противнику и создание предпосылок для прекращения военных действий (заключения мира) на условиях, не противоречащих интересам Республики Беларусь» [8]. Органы внутренних дел — «государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» [6]. «Государственный пограничный комитет Республики Беларусь (далее — Госпогранкомитет) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную пограничную политику, обеспечивающим пограничную безопасность, осуществляющим регулирование и управление в этой сфере, координирующим деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности. Основными задачами Госпогранкомитета являются: 1. проведение государственной пограничной политики и обеспечение пограничной безопасности; 2. организация охраны Государственной границы Республики Беларусь (далее – Государственная граница); 3. осуществление руководства органами пограничной службы; 4. организация взаимодействия и координация деятельности государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности; 5. участие в решении задач по обороне Республики Беларусь; 6. организация пропуска через Государственную границу физических лиц, а также в пределах своей компетенции транспортных средств; 7. предупреждение и пресечение правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности; 8. всестороннее обеспечение оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы; 9. реализация государственной политики в области идеологии и работы с кадрами в органах пограничной службы; 10. выполнение иных задач, предусмотренных законодательными актами» [5]. Еще одной из составных частей системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь являются органы государственной безопасности, обеспечивающие в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Целью деятельности Комитета государственной безопасности Республики Беларусь является: обеспечение в пределах компетенции государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществление регулирования и управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализация основных направлений деятельности и задач органов государственной безопасности. «Основные задачи КГБ Республики Беларусь: • защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах; • информирование Президента Республики Беларусь и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности Республики Беларусь; • разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам и иным организациям в реализации мер по политическому, социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь; • организация и осуществление в пределах своей компетенции внешней разведки; • предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь; • борьба в пределах своей компетенции с террористической и иной экстремистской деятельностью, организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля; • предупреждение, выявление, пресечение преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности; • реализация предусмотренных законодательством Республики Беларусь полномочий в сфере защиты государственных секретов; • обеспечение государственных органов и иных организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, осуществление государственного контроля за этой деятельностью» [4]. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее — ГТК) является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. ГТК является правоохранительным органом (п.1 Положения о Государственном таможенном комитете, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 21 апреля 2008 г. № 228). «Основными задачами ГТК являются: проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов; разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь; организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер; предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела [4]. Таким образом, Республика Беларусь в постсоветский период смогла не развалить, а наоборот консолидировать свою оборонительную мощь.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.