Форма конституции: это способ организации и выражения конституционных норм.
В случае если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. В случае если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (без судебных прецедентов и обычаев), то речь идет о некодифицированной конституции. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые.
Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.
В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.
В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.
Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не бывают реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.
Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
Классификация Конституций.
По времени действия различают постоянные и временные, последние могут приниматься на определенный срок или впредь до наступления определенного события.
По форме выражения – писаные и неписаные. В неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента͵ и некоторые правовые обычаи. К примеру, Великобритания.
По способу изменения – «жесткие» и «гибкие». Жесткие конституции требуют для своего изменения специальной процедуры. Есть несколько вариантов жесткости, которые могут применяться: 1) требование к изменению конституции, конституция должна изменятся квалифицированным числом голосов (2\3, иногда 3\4) членов парламента͵ в отличие от обычных законов, которые изменяются простым большинством. 2) двойной вотум - означает, что поправки к конституции бывают приняты только после двух голосований. Гибкие изменяются как текущие законы.
По способу принятия – народные, принятые на референдуме; октроированные (дарованные); учредительные, принятые учредительным собранием.
По политическому режиму – демократические и авторитарные, а среди последних и тоталитарные.
По форме территориального устройства – унитарные и федеративные.
По форме правления – монархические и республиканские.
Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:
1) Президента;
2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Изменения и дополнения Конституции бывают приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламент.
Изменения и дополнения Конституции бывают проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Могут быть изменены только путем референдума.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.