Вопрос 30. Понятие и специфика психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик.

П сихологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

В качестве важнейших компонентов психологической готовности выделяются интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.

Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.

Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:

- развитость познавательных процессов, речи;

- сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности (умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение оценивать результаты; развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация). Владение этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости» (А.П.Усова).

- широта круга представлений (важно, чтобы ребенок желал узнать новое).

Личностная готовность предполагает готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. У ребенка появляется внутренняя позиция школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности.

Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Лидия Ивановна Божович считала мотивационную готовность – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни.

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность приобщиться ко взрослой жизни. Некоторых детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т. д.), потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного положения среди других людей.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.

Особое место в структуре психологической готовности к школьному обучению занимает социально-психологическая готовностьэто готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми.

На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Ребенок должен вступить с учителем в новую форму отношений – внеситуативно-личностное общение, когда ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. 

Не менее важно способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Ребенку необходимо умение общаться с другими учениками, действовать совместно с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, подчинять при необходимости, отстаивать свою позицию, чувство товарищества — это те качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Переход в школу связан и с изменением взаимоотношений со сверстниками, так как обучение носит коллективный характер. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, т.е. основанные на общей ответственности. Изменяются ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии. На первый план выдвигаются факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жестко фиксированные оценочные эталоны, связанные с отметкой и успехом в учебе и четко обозначенные социальные роли. Общение часто носит кооперативно-соревновательный характер.

Успешное обучение в школе невозможно и без соответствующего развития эмоциональной и волевой сферы. Поэтому в качестве одного из компонентов выделяется эмоционально-волевая готовность к школьному обучению — способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.

Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую. В качестве основных критериев эмоциональной готовности детей к школе выделяются: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонкое развитие высших чувств, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать), уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнить не очень привлекательное задание.

Волевая готовность формируется как результат развития соответствующих волевых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность).

Показателями волевой готовности к школе являются:

1. Сформированность волевого действия. К 6-ти годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты.

2. Соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, но при поддержке взрослого он легче следует более значимому мотиву.

Таким образом, все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 193.