Вопрос 22. Психологические основы развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В дошкольном возрасте осуществляется дальнейшее развитие процессов мышления, совершенствование видов мышления, формирование собственно мыслительной деятельности. Детский психолог Г.А. Урунтаева выделяет несколько основных направлений развития мышления дошкольников.1. Мышление становится внеситуативным, когда ребёнок решает мыслительные задачи, оперируя представлениями, независимо от конкретной ситуации. Это возможно благодаря формированию наглядно-образного и элементов логического мышления.

2. Освоение связной речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, словесному объяснению сущности явлений, причинно-следственных связей, закономерностей между предметами и явлениями, умозаключений.

3. Развитие любознательности и пытливости ума, что проявляется в возникновении детских вопросов и свидетельствует о проблемности мышления ребёнка.

4. В дошкольном возрасте мышление становится более планомерным, что позволяет ребёнку решать мыслительные задачи на основе предварительного обдумывания и рассуждения. Поэтому дошкольник использует не только практические действия, но и способен решить задачу в уме. 5. В дошкольном возрасте зарождается абстрактно-логическое мышление. Дошкольники способны отражать не только внешние признаки, отношения, но и определять существенные причины и общие закономерности.

6. В дошкольном возрасте происходит овладение умением обобщать, классифицировать и систематизировать полученные знания. От простейших понятий дошкольник переходит к усвоению более сложных и обобщённых понятий.

7. В дошкольном возрасте складываются предпосылки развития таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, сообразительность, пытливость и критичность.

8. В дошкольном возрасте особенно высок уровень развития наглядно-образного мышления; оно в этом возрасте является ведущим. При решении мыслительных задач ребёнок прибегает к оперированию образами.

9. В дошкольном возрасте дети овладевают основными способами выполнения мыслительных действий: сравнение, классификация и др. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Уровень развития мышления дошкольника во многом зависит от формирования познавательной активности в детском саду и семье. В качестве важнейших условий ее формирования можно выделить:1. Преодоление жестких рамок регламентированного обучения на занятиях.Мышление ребенка развивается в разных видах деятельности. В игре взрослый учит обследовать предмет; планировать действия; в продуктивных видах деятельности – способности решать практические и познавательные задачи; в общении со взрослым – осваивать систему знаний и понятий. В общении необходимо побуждать детей спрашивать. Равнодушное отношение к вопросу ребенка снижает его познавательную активность.2. Широкое использование дидактических игр («Разложи картинки по группам», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Небылицы» и др.)3.    Включение ребенка в самостоятельную познавательную практическую деятельность. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать путем организации наблюдения, экспериментирования, ознакомления с художественной литературой.Т.О., развитие мышления осуществляется в игровой деятельности, особенно при использовании дидактических и интеллектуальных игр, на занятиях, во время организации наблюдений и простейших экспериментов и в результате инд.-корр. работы с ребёнком. Систематическая работа всегда приводит к повышению уровня развития мышления.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.