Вопрос 25. Кризис трех лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем возрасте в процессе личностного развития возникают закономерные противоречия, приводящие к кризису. Опыт предметных действий, освоение речи, особенности общения со взрослыми приводит к нарастанию у ребенка самостоятельности. Это выражается в речевой формуле «Я сам».

Появляются собственные желания ребенка, которые часто не совпадают с желанием взрослых. Ребенок все чаще заявляет «Я хочу». Если взрослые не перестраивают своего отношения к ребенку, не организуют деловое сотрудничество, может возникнуть негативное поведение, характерное для кризиса 3-х лет. Эти противоречия являются основной причиной возникновения кризиса 3-х лет.

Кризис 3-х лет возникает на рубеже перехода ребенка из раннего в дошкольное детство и связан с развитием самооценки, стремлением делать всё самому.

Симптомами начала кризиса 3-х лет являются:- острый интерес к своему изображению в зеркале;- ребёнок интересуется своей внешностью, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;- забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.

Основные формы проявления кризиса (Л.С.Выготский назвал их «семизвездье симптомов»): негативизм в поведении ребенка проявляется, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых; упрямствоэто реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал и не хочет от своего решения отказаться (например, поведение в магазине игрушек); строптивостьреакция, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого;  своеволие, своенравиестремление к самостоятельности, ребенок все хочет делать сам;протест-бунтвсё в поведении ребенка начинает носить протестующий характер, конфликты со взрослыми становятся постоянными; симптом обесценивания – проявляется в том, что обесцениваются старые правила поведения (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей), старые привязанности к вещам (ребенок отказывается от любимой игрушки и может сломать её, если она предложена не вовремя);деспотизмжелание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка. Часто встречается в семьях с единственным ребенком. Если в семье несколько детей, то по отношению к младшим или старшим в семье проявляется ревность требование постоянного внимания только к себе.

Во время кризиса перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям. Ребенок в раннем детстве находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан.

В этот критический период характерными в поведении ребёнка становятся невротические реакции – это последствия основных симптомов и капризы – неустойчивые эмоциональные состояния, проявляющиеся в негативных реакциях (плач, крик).

Таким образом, ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Психологическим новообразованием вследствие данного кризиса является важные достижения в личностном развитии: осознание «Я сам», появляется личное действие и личное желание.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 214.