Вопрос 23. Общие основы развития личности ребенка в раннем возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем возрасте происходит зарождение самосознания. К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя от своих действий с предметами; 2) возникновение чувства гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности.

Отделение себя от действий с предметами. Первоначально ребенок не осознает себя самостоятельным субъектом. «Катя гулять», «Боря спать», – говорят дети раннего возраста о себе.

Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действия от предмета, за которым первоначально было закреплено. Он наступает в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Так, он может кормить не только куклу, но и все другие игрушки: куклы, мишку, кошку, при этом используя не тол ложечку, но и предметы-заместители (палочку, карандаш и т. д.).

Ребенок начинает воспринимать себя как субъекта деятельности: «Я играю», «Я одеваюсь», «Я ем» и т. д. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «Я» – одно из важнейших достижений раннего возраста.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность: достиг результата − значит, хороший, не достиг − плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. В целом же ребенок оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Возникновение чувства гордости и собственного достоинства. Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» проекцию своего «я» в достигнутом результате – «нарисовал», «вылепил», «построил», «причесался», «оделся». Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-то увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости и собственного достоинства. Отсутствие такового ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «Я», сферой достижений.

Развитие самостоятельности. Освоение способов употребления предметов ведет к тому, что в озрасте около 2-х лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой являются «личные желания» малыша. Однако самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания. Ребенок часто отвлекается, не удерживает цель, не доводит начатое дело до конца.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым формируется целеустремленность. Способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить.

Стремление к самостоятельности, к проявлению личности все чаще ста­новится мотивом поступков ребенка. Малыш стремится быть большим не­медленно, выполнять все действия, присущие взрослому. Вместе с тем, осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим этим возможностям: он хочет не только самостоятельно зажечь свет, сесть за стол, но и сходить в магазин, перейти через дорогу, поездить на машине в качестве шофера и т.д. Все эти желания невозможно удовлетворить в реальной жизни, но зато вполне реально сделать это в игровой деятельности − ведущей деятельности дошкольного возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

Таким образом, к особенностям развития самосознания в раннем возрасте следует отнести:

- ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

- постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

- возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.