1. Осознания своей внешности. Дошкольники, в основном, положительно воспринимают свою внешность, но младшие завышено оценивают свой внешний облик («Я красивый»), а старшие – более самокритичны. В самосознании ребенка формируется целостный образ тела, представление об индивидуальности лица, телосложения.
2. Осознание своего имени. Дошкольники не только откликаются на имя, но и реагируют на разное его звучание. (Анна, Анечка, Аннушка), спокойно воспринимают ситуацию совпадения имен, гордятся своим именем, выбирают любимую форму обращения к ним и чаще именно так и представляются.
3. Осознание своего пола. Дошкольники не только знают о своей половой принадлежности, имеют представления о ее неизменности (девочка – девушка – женщина, мальчик – юноша – мужчина), но и различают друг друга по особенностям строения тела, а не только по прическе, одежде. У дошкольников вырабатывается чувство гордости, что он является именно мальчиком (или девочкой) и адекватное отношение к детям другого пола.
4. Осознание себя во времени. Дошкольник воспринимает себя в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Способны дошкольники и планировать свое будущее («Вырасту и буду мамой, врачом» и т.д.).
5. Осознание своей индивидуальности. Оно зарождается в семейных отношениях, т.к. родители обычно подчеркивают исключительность собственного ребенка. Но и воспитатель должна подчеркивать неповторимость личности каждого ребенка, формировать чувство собственного достоинства и уважительное отношение к проявлению индивидуальности другими.
В дошкольном возрасте под влиянием оценки взрослых, сравнения себя с другими формируется самооценка ребенка: завышенная, адекватная и заниженная, что выражается в оценке своих достижений и результатов деятельности, во взаимоотношениях с другими.
Г.А.Урунтаева выделяет особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
1. сохраняется общая положительная самооценка;
2. возникает критическое отношение к оценке себя взрослыми и сверстниками;
3. складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и психических процессов;
4. к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка (оценивание себя по-разному в разных видах деятельности), самокритичность.
Основными факторами, влияющими на развитие самосознания, являются:
· общение со взрослыми и со сверстниками;
· правильно организованная система нравственного воспитания.
В дошкольном возрасте идет активное развитие мотивационно0потребностной сферы. Мотивы поведения существенно изменяются на протяжении дошкольного детства.
Наиболее типичные мотивы для детей дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых (желание быть похожим на взрослых). Это можно использовать для регулирования поведения ребенка: «Ты ведь большой, а большие одеваются сами». Это поведение часто отражается в ходе ролевых игр;
2. Игровыемотивы, связанные с интересом к самому процессу игры (любое дело ребенок может превратить в игру);
3. Мотивы установления и сохранения, положительных взаимоотношений с окружающими. Ребенок стремиться заслужить похвалу, одобрение, ласку, и это является серьезным рычагом поведения.
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Возникают на рубеже раннего и дошкольного возраста, когда ребенок начинает отделять себя от других и требует уважения к себе, чтобы на него обращали внимание и исполняли его желания.
5. Познавательныемотивы. Дошкольники задают много вопросов. Но зачастую вопросы не связаны со стремлением познать окружающее, а связаны со стремлением привлечь внимание взрослых к себе, вызвать его на общение.
6. Соревновательныемотивы. Постепенно появляется новая форма мотивов – стремление выиграть и быть первым. Старшие дошкольники постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть.
7. Нравственныемотивы выражают отношение ребенка к другим людям. В младшем дошкольном возрасте выполнение нравственных норм поведения распространяется только на взрослых и детей, которым они симпатизируют, старшие осознают нравственные нормы и правила и считают их выполнение обязательным.
8. Общественныемотивы – желание сделать что-то для других, принести пользу. С пятилетнего возраста дети осознают, что поступки могут приносить пользу окружающим.
На протяжении дошкольного возраста постепенно формируются все основные мотивы и в определенной жизненной ситуации тот или иной мотив занимает ведущее место. Это называется соподчинение мотивов.
Соподчинение мотивов приводит к тому, что мотивы выстраиваются в определенную систему и формируют определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе. Эгоистическая позиция определяется мотивами самолюбия и самоутверждения. Такому ребенку безразличие другие дети, обычно он ничего не знает о своих ровесниках, не всегда помнит их имена, допускает в адрес товарища грубость, агрессивность. Такого ребенка не любят сверстники, не хотят с ним играть и дружить. Конкурентная позиция определяется мотивами достижения успеха, самоутверждения, соревновательными мотивами. Малыш с конкурентной позицией следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстников неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Такой ребенок стремится во всем быть лучшим, что вызывает излишнее напряжение и тревожность в его психике. Гуманная позиция определяется нравственными и общественными мотивами. Ребенок с такой позицией положительно относится к товарищам, очень чувствителен к состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.