Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности.
Существует несколько возрастных этапов, которые оказывают влияние на способность ребенка жить в обществе других детей.
Этап первый. В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. Ребенок полностью сосредоточен на том, во что играет сам. Это очень важный этап, которые позволяет детям проявлять самостоятельность в окружении других людей.
Второй этап. Дети начинают играть в свои игры рядом друг с другом. Они по-прежнему не отвлекаются на игры друг друга, но теперь стремятся находиться рядом с теми, кто им больше нравится. На этом этапе формируется осознание того, как правильно относиться к играм другого человека, чтобы ему не мешать.
Третий этап. Начинает строить попытки действовать в соответствии с общим замыслом. Он пытается договариваться с другими о том, чтобы поиграть вместе и даже подбирает нужные для этого игрушки. Однако такие совместные попытки игры быстро заканчиваются.
Этап четвертый. Характеризуется в том, что дети начинают объединяться в группы и совместно играть по общему замыслу. При этом начинают давать внутреннюю оценку собственным действиям в соответствии с общим замыслом, а также действиям других. Дети способны придумывать совместные игры, организовывать их и долго вместе в них играть.
Этап пятый. Характеризуется тем, что дети приобретают способность действовать, учитывая интересы других. В процессе игры они склонны уступать другим при распределении ролей.
Описанные выше этапы характерны в возрасте от одного года до семи лет.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
В общении со сверстниками появляется и соревновательное начало: возрастает число конфликтов, открыто проявляется зависть, ревность, обида на сверстника. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников (к 6-7 годам).
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении. Изменяется ведущий мотив общения – стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие ребенка. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, творчества. А внеситуативно-деловая форма формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет уточнить ребенку представления о самом себе.
Изменяется и характер общения ребенка-дошкольника со взрослыми. Сотрудничество носит внеситуативный характер, т.к могут обсуждаться проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. В дошкольном возрасте складываются внеситуативно–познавательная и внеситуативно–личностная формы общения ребенка со взрослыми.
Внеситуативно–познавательная (3–5 лет) – совместная познавательная деятельность. Ведущий мотив – познавательный (вопросы о предметах, явлениях, связях между ними) Взрослые начинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения и ответить на возникающие у них вопросы. У дошкольников возникает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении со стороны взрослого. Очень важной для детей становится оценка взрослых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Основное средство коммуникации – речь.
Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, способствует развитию наглядных форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного.
Внеситуативно–личностная (6–7 лет)– служит целям познания социального, а не предметного мира. Ведущий мотив – личностный. Взрослый привлекает ребенка как личность и побуждает его искать контакты с ним. Предмет обсуждения – сам взрослый его жизнь, работа, взаимоотношения. Потребность – внимание со стороны взрослого, взаимопонимание, эмоциональная поддержка, сопереживание.
Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
Эти формы сменяют друг друга, зависят от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и со сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам общения и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и со сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Вопрос 20. Понятие воображения. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.
Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.
В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т.д.
В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим. Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг). Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, схематичность и стереотипность образов. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.
Воображение дошкольника выполняет 2 функции:
- аффективно-защитную – возникает в ситуации противоречия между образом «Я» и реальностью и направлено на защиту образа «Я». Пример: выход ребенка из конфликтной ситуации. - познавательно-интеллектуальную – овладение схемами и смыслами предметных действий и действий общения, строит целостные образы событий и явлений.
В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются 2 стадии. Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится. Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых.
Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Сюжетно-ролевая игра создает ситуации, в которых ребенок создает замысел и планирует его достижение. Дети намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят оборудование. Правда замысел очень неустойчив и легко разрушается или теряется по ходу реализации.
О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Так, младшие дошкольники играют 10–15 минут. В 4–5 лет игра длится 40–50 минут, а у старших дошкольников может продолжаться несколько часов. Игровые замыслы бывают очень устойчивыми, и дети часто осуществляют их до конца.
Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Начинается рост словесных форм воображения. Ребенок сочиняет сказки, перевертыши, истории. Он фантазирует. Иногда ребенок вполне правдоподобно рассказывает о вымышленных, нереалистических событиях.
Затем произвольное воображение проявляется в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию.
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
- приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 317.