На становление личности ребенка особое влияние оказывает характер общения с окружающими. Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией Майи Ивановны Лисиной. Психолог Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные (возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации), деловые (рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности) и личностные (общение как самостоятельный вид деятельности).
Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, различные выражения лица); 2) предметно-действенные средства (поза, жесты, действия с игрушками); 3) речевые операции.
Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые состояния – формы общения, которые меняются на протяжении детского возраста. Форма общения – это коммуникативная деятельность на определенном этапе развития, взятая в целостной совокупности ее свойств (параметров).
М.И. Лисина определила следующие основные параметры форм общения:
– время возникновения данной формы общения;
– место, которое она занимает в жизни ребенка;
– основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в данной форме общения;
– ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;
– основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка с людьми.
На протяжении младенчества и раннего детства развиваются следующие формы общения ребенка со взрослым. Первоначально (с 2-х месяцев) возникает с итуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми, которая обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Содержание потребности составляет стремление ребенка к доброжелательному вниманию. Во взаимодействии преобладает личностный мотив: взрослый выступает как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств. Функцию общения выполняет «комплекс оживления». В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой либо другой деятельности.
Данная форма стимулирует становление перцептивных действий разных систем и анализаторов, реакции хватания.
Ситуативно-деловая (6 месяцев – 2 года) – осуществляется в процессе совместных со взрослым предметно-манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребенка – потребность в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Мотивы – деловые. Взрослый выступает как партнер по игре, организатор и помощник совместных действий, образец для подражания и эксперт в оценке умений и знаний ребенка. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Свое стремление к сотрудничеству ребенок выражает позами, жестами.
Общение развертывается в ходе ведущей деятельности данного возраста – предметной. В этот период очень важна положительная оценка ребенка взрослым, т.к. она оказывает влияние на усвоение предметных действий и способствует развитию речи.
Обе формы носят ситуативный характер, т.е. приурочены к месту и времени.
К 2-м годам складывается эмоционально-практическая форма общения ребенка со сверстниками (2-4 года). У ребенка возникает потребность привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера, оценку своим действиям. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.
Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.