Четвертая составная часть веры: вера в Его имена и атрибуты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такая вера подразумевает собой подобающее подтверждение того, что Аллах обладает теми именами и атрибутами, о принадлежности которых к Нему Он заявил посредством Корана или сунны своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) причем это подтверждение должно исключать возможность какого бы то ни было искажения, лишения, видоизменения или уподобления. Аллах Всевышний сказал: «Аллах обладает прекрасными именами, обращайтесь же к Нему по ним и оставьте тех, кто искажает Его имена. Воздастся им за то, что они делают!». Коран сура «Преграды», 180.

 

Всевышний также сказал: «Он являет Собой высочайший пример в небесах и земле. Он – Могучий, Мудрый!». Коран сура «Румы», 27.

 

Всевышний также сказал: «Нет ничего и никого, подобного Ему и Он – Слышащий, Видящий!». Коран сура «Совет», 11.

 

Относительно этого впали в заблуждение две группы.

 

Первую из них составляли собой муаттилиты, которые отрицали существование имен и атрибутов в целом и частично, утверждая, что подтверждение того, что Аллах обладает ими, требует уподобления, то есть уподобления Аллаха Всевышнего Его творению, однако это утверждение является ложным в силу следующих причин:

 

Во-первых, потому, что в основе этого утверждения лежат ложные посылки, так как оно предполагает собой существование противоречий в словах Аллаха, слава Ему. И действительно, поскольку Аллах утверждает, что обладает определенными именами и атрибутами, и отрицает возможность существования чего-либо подобного Ему, становится ясным, что если бы подтверждение этого предполагало необходимость уподобления, то слова Аллаха противоречили бы друг другу.

 

Во-вторых, тот факт, что две вещи называются одинаково или обладают одинаковыми атрибутами, вовсе не означает, что они подобны друг другу. Так, например, если ты увидишь двух людей, каждый из которых является человеком и обладает слухом, зрением и даром речи, это еще не будет означать, что они обладают и одинаковыми человеческими качествами и одинаково слышат, видят и говорят. Точно также, если ты увидишь каких-либо животных, обладающих луками, ногами и глазами, это еще не будет означать, что их руки, ноги и глаза одинаковы.

 

Однако если выяснилось, что между сотворенными существами, обладающими одинаковыми именами и атрибутами, существуют различия, то тем более ясно, что отличие Творца от сотворенного еще более велико и очевидно.

 

Вторую группу составляли собой мушаббихиты, которые подтверждали тот факт, что Аллаху Всевышнему принадлежат эти имена и атрибуты, но вместе с тем уподобляли Его людям, ссылаясь при этом на соответствующие тексты и утверждая, что Аллах Всевышний обращается к Своим рабам посредством того, что является понятным для них. Однако подобные утверждения следует считать ложными в силу следующих причин:

 

Во-первых, потому, что сама мысль о подобии Аллаха Всевышнего сотворенному является несостоятельной, и на несостоятельность ее указывают как разум, так и шариат, в то время как указания, которые заключают в себе Коран и сунна, не могут быть несостоятельными.

 

Во-вторых, потому, что Аллах Всевышний обратился к Своим рабам, использовав для этого обращения понятные им идеи, что же касается глубинной сути всего этого, то знанием об этом, касающемся Его сути и Его атрибутов, обладает один лишь Аллах Всевышний.

 

Так, например, если Аллах утверждает, что Он – Слышащий, то по этому поводу можно сказать, что мы знаем о том, что такое слух (то есть способность к восприятию), однако неизвестно, что именно это может означать, когда речь идет о слухе Аллаха Всевышнего, ибо разной способностью к восприятию звуков обладают и сотворенные существа, различия же в этом между Творцом и сотворенным еще более велики и очевидны.

 

И если Аллах сообщает о Себе, что Он воссел на троне Своем, то в связи с этим можно сказать лишь то, что нам понятна сама идея, но как именно сделал это Он, нам неведомо, ибо сделать это можно по-разному, даже если речь идет о сотворенных существах. Так, например, одно дело сидеть на стуле и совсем другое –на диком верблюде, но если различия существуют, даже если речь идет о сотворенных существах, то тем более велики и очевидны они в том случае, когда Творец сопоставляется с сотворенными.

 

 

Вера в Аллаха Всевышнего в том виде, как мы ее описали, приносит верующим много важным плодов, в том числе:

1 – Она позволяет им исповедовать истинное единобожие, когда человек не связывает ни с кем, кроме Аллаха Всевышнего, свои надежды, никого не боится, кроме Него, и никому, кроме Него не поклоняется.

2 – Она приводит их к совершенной любви и почитанию Аллаха Всевышнего, что сообразуется с Его прекрасными именами и высочайшими атрибутами.

3 – Она дает возможность поклоняться Ему посредством исполнения Его велений и отказа от того, что было Им запрещено.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.