Для обеспечения экономического роста, необходимо осуществление политики стимулирования процесса накопления инвестиции и оживления процесса инвестирования. Для достижения поставленных целей необходимо активное участие государства, которое выражается в форме долгосрочной инвестиционной стратегии, которая в свою очередь формирует инвестиционную политику Казахстана.
Для усиления инвестиционной привлекательности требуется изменения, Во-первых, основных концептуальных подходов к её регулированию с тем, чтобы изменить структуру инвестиционных заделов в пользу фондосоздающих отраслей и обрабатывающей промышленности, создать условия для роста накоплений в реальном секторе экономики, повышения экономической привлекательности. Для этого в частности необходимо:
• определить основные концептуальные положения и принципы инвестиционной политики;
• уточнить государственные приоритеты инвестирования, обеспечив ориентацию на прогрессивные структурно-технологические преобразования, а также решения задач социального характера;
• конкретизировать источники расширения финансирования капитальных вложений с учетом возможностей отечественного и иностранного капиталов;
• разработать организационно-экономический механизм привлечения и эффективного использования инвестиций, найти пути и способы переключения на инвестиционные цели свободных финансовых ресурсов.
Во-вторых, необходимость изменения роли государства в управлении инвестиционной деятельностью обусловлена:
• разрушением плановой системы централизации большей части инвестиционных ресурсов и, как следствие, резким снижением их объемов;
• переходом от административного распределения капитальных вложений к системе альтернативных инвестиционных предложений на конкурсной основе;
• отказом от безвозмездного финансирования капитальных вложений и развитием инвестиционного кредитования;
• снижением доли государственного сектора и развитием частных форм собственности;
• заменой традиционной системы "государственный заказчик государственный подрядчик" диверсифицированной системой субъектов инвестиционной деятельности.
Рыночные отношения и связанные с ним фундаментальные изменения в макроэкономической политике и в инвестиционной деятельности требуют новых подходов и изменения функций государства.
Основными функциями государства в регулировании инвестиционной деятельности являются:
• определение приоритетов экономического развития страны;
• разработка государственной программы и перечня приоритетных инвестиционных проектов;
• обеспечение рационального распределения государственных
централизованных инвестиционных средств и оптимальной
последовательности действия исполнительной власти для удовлетворения
неотложных нужд государства и поддержки первоочередных приоритетов;
• создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток капитала в национальную экономику и его свободный перелив в приоритетные отрасли промышленного производства и регионы.
В-третьих, одним из основных источников финансирования инвестиций остаются, и будут превалировать собственные средства строительных предприятий и организаций всех форм собственности. На сегодняшний день доля собственных средств в общей доле инвестиций занимает порядка 50-80%.
Формирование собственных средств предприятий в значительной мере будет осуществляться за счет амортизационных отчислений, путем использования механизма ускоренной амортизации. Доля амортизационных отчислений в накоплениях предприятий должна составлять не менее 50%. Для того, чтобы амортизация на деле стала важнейшим источником инвестиционных средств, как это осуществляется во всех развитых странах, необходимо создание благоприятных макроэкономических условий и проведение целенаправленной амортизационной политики государства.
В-четвертых, наряду с традиционными источниками финансирования вложений необходимо максимально возможное задействование новых - рыночных:
• средств от приватизации с эмиссией акций предприятий и развитием рынка ценных бумаг;
• долгосрочного кредитования предприятий коммерческими банками;
• частного и смешанного капитала;
• средств пенсионных, страховых и прочих негосударственных фондов;
• средств населения.
В-пятых, существенным источником инвестиций является частный капитал. Ключевой принцип государственной инвестиционной политики по отношению к частным инвесторам заключается в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать повышению их инвестиционной активности. Основными направлениями государственного регулирования частного капитала и инвестиций являются:
• совершенствование законодательной базы для стимулирования сбережений и накопления;
• создание эффективного механизма финансового, кредитного, таможенного, налогового регулирования частных инвестиций;
• активное содействие формированию механизма трансформации сберегаемых в экономике ресурсов в инвестиции реального сектора;
• поддержка частных инвестиций и обеспечение надежной защиты вкладываемых средств путем развития системы гарантий и страхования от коммерческих рисков.
В-шестых, необходима государственная гарантия от риска для частных инвесторов и для средств населения возможна при условии, если банки или инвестиционные фонды, получив средства от продажи ценных бумаг, направят их в проекты, согласованные с правительством. Поскольку в Республике Казахстан уже появились предприниматели, накопившие солидные средства для крупного инвестирования, эта мера помогла бы стать более эффективной, чем гарантии государства по иностранным кредитам.
Главной задачей государства в области привлечения средств населения и инвестиционных, пенсионных, страховых и других негосударственных фондов для целей инвестирования является стимулирование привлекательности долгосрочных вложений в производство, создание информационного поля для наиболее привлекательных проектов, обеспечение правовой и законодательной базы таких вложений. Уже сегодня инвестиционные компании, банки, пенсионные и страховые фонды располагают значительными активами, но эти активы составлены преимущественно из низко ликвидных ценных бумаг, а постоянные нарушения прав акционеров, являются главным препятствием осуществления дальнейших инвестиций.
Весомым источником финансирования капитальных вложений являются иностранные инвестиции. Их привлечение должно базироваться на взаимовыгодных условиях и взаимосвязанных принципах экономической целесообразности, социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, на приоритетности вложений средств в соответствии со структурной государственной и инвестиционной политикой.
Основными задачами инвестиционной политики Казахстана являются:
• преобразование финансово-кредитной системы, осуществление антиинфляционных мер и разрешение кризиса неплатежей;
• осуществление структурной перестройки и формирование эффективной конкурентоспособной национальной экономики;
• модернизация производства на основе внедрения высоких ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
• развитие инфраструктуры рынка и институциональные преобразования;
• совершенствование законодательства с целью улучшения инвестиционного климата регионов и национальной экономики в целом;
• развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, увеличение объемов и роли фондового рынка Казахстана;
• внедрение новых рыночных методов экономического регулирования инвестиционной активности с использованием прямых и косвенных методов государственного воздействия;
• проведение активной инвестиционной политики в регионах;
• формирование региональной инвестиционной политики, формирование эффективной налогово-бюджетной политики.
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание организационно-экономических и нормативно-правовых условий для формирования и эффективного использования инвестиционных ресурсов, способных обеспечить реальные, устойчивые и возрастающие темпы экономического роста, прогрессивные структурные сдвиги, модернизацию производства, решить социальные вопросы и проблему экономической безопасности страны.
Основные принципы государственной политики Казахстана включают: селективность и избирательность; экономическая целесообразность и безопасность; множественность источников финансирования инвестиций с всевозрастающей ролью частного капитала; максимальная возвратность бюджетных средств, то есть перенос центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования инвестиций на кредитование и заимствование; социально-экономическая эффективность и окупаемость; децентрализация инвестиционной сферы на основе развития многообразных форм собственности; использование рычагов экономического и организационного воздействия на инвестиционную активность.
Принцип селективности и избирательности особенно актуален в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, что характерно для современного этапа формирования рыночных отношений и постепенного оживления экономики нашей страны. Его реализация требует точного выбора инвестиционных приоритетов и концентрации капитальных вложений в секторах экономики, способствующих её росту и модернизации. При этом концентрация вложения может обеспечиваться как путем непосредственной селективной поддержки наиболее важныхжизнеобеспечивающих отраслей, производств, регионов и сфер деятельности, так и посредством стимулирования вложений частного капитала в приоритетные проекты.
Как показывает мировой опыт, приоритетными сферами инвестирования являются те, которые обеспечивают:
• национальную, экономическую, экологическую и продовольственную безопасность страны, но привлекательны для частного капитала;
• общие благоприятные условия для расширенного производства и жизнедеятельности населения страны;
• большой социально-экономический эффект в перспективе, инициирующий последующие, в т.ч. частные, инвестиции;
• быструю окупаемость сложений и одновременно обуславливают развитие сопряженных отраслей и производств;
• социальную защиту и развитие человеческого потенциала. В Казахстане выбор приоритетов для реализации инвестиционной политики должен исходить из необходимости:
•развития экспортного потенциала, обеспечивающего поступление валютных средств для инвестирования других производств;
• государственной поддержки отраслей, образующих систему жизнеобеспечения республики и социальную сферу;
• инвестирования производства и отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках;
• инвестирования производства, выпускающих продукцию высокого уровня готовности.
Государственные капитальные вложения следует направлять в такие жизненно важные производства, которые по каким-либо причинам (большой объем первоначальных вложений, неопределенность ожидаемых результатов, низкая рентабельность) не привлекают внимания частных инвесторов.
В соответствии с вышеизложенным подходом к числу важнейших
государственных приоритетов в нашей стране следует отнести:
производственную инфраструктуру; отрасли обрабатывающей
промышленности, включая легкую и пищевую, хранение и переработка
сельхоз. продукции, машиностроение и его конверсионный сектор,
производство продукции конечных переделов черной и цветной металлургии,
химической и нефтехимической промышленности, производство прогрессивных и новых видов строительных материалов и конструкций; строительное производство.
Наиболее распространенной в мировой практике и приемлемой для казахстанских условий организационной формой реализации активной инвестиционной политики является разработка инвестиционных программ. Данные программы включают в себя подпрограммы межотраслевого, отраслевого и регионального значения в привязке к определенным временным срокам и источникам инвестиций, и, в конечном счете, объединяют все инвестиционные объекты и проекты с государственным участием. Регулярная разработка таких программ, и контроль за их выполнением сделает реальной макроэкономическую координацию по регулированию инвестиционной деятельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.