Понятие инвестиционной активности и привлекательности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработка инвестиционной политики, адекватной целям государственной экономической программы, является центральной задачей регулирования и управления народным хозяйством Казахстана.

Так, в инвестиционной политике на 2009 год главной ее задачей становится достижение максимальных темпов экономического роста. Это напрямую зависит от быстрого роста инвестиций и повышения нормы накопления в валовом внутреннем продукте.

Для поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста ставится задача в течении четырех, пяти лет увеличения объемов валовых накоплений основного капитала по отношению к валовому внутреннему продукту до уровня 28 процентов. Также увеличения роста государственных инвестиций от 2 до 4 процентов от валового внутреннего продукта страны.

Государственные инвестиции в целях создания и капитализации финансовых институтов будут направлены:

- на увеличение уставного капитала Банка развития и наполнения его кредитных ресурсов в размере 12 миллиардов тенге;

- в уставный капитал создаваемого Казахстанского инвестиционного фонда в размере 23 миллиардов тенге;

- создаваемому Инновационному фонду – 3 миллиарда тенге;

- для создания корпорации по страхованию экспорта в размере 7,7 миллиардов тенге.

Инвестиционная деятельность в республике должна основываться на прочном правовом фундаменте. Для этого, в первую очередь, необходимо совершенствование законодательной и налоговой базы инвестирования, создание благоприятных условий функционирования инвесторов, создание организационных форм, обеспечивающих развитие инвестиционной деятельности, а также разработка правовых документов по созданию, регулированию и лицензированию инвестиционных институтов (инвестиционных посредников, консультантов, компаний, фондов). Кроме того, для улучшения инвестиционного климата, необходима разработка нормативных положений по созданию механизма государственного мониторинга и анализа эффективности деятельности действующих инвестиционных проектов с прямым участием экономических интересов государства. Однако, практика реформирования казахстанской экономики в течение последних лет столкнулось с рядом проблем, которые выявили неадекватность используемых для этого методов и средств перехода к рыночным отношениям[1].

Современное государственное регулирование инвестиционной деятельности не охватывает всех аспектов этого процесса. Многие вопросы, требующие нормативного закрепления, решаются в индивидуальном порядке или регулируются ведомственными приказами, положениями, инструкциями и т.д. законодательнаянеурегулированность отдельных вопросов является серьезным препятствием для улучшения инвестиционного климата. В современной экономической ситуации осуществления структурных преобразований требует реформирования не только раннее сложившегося хозяйственного механизма и создание нового рыночного, а также создание новых стимулов для роста инвестиционной активности, притока прямых инвестиций в высоко эффективных конкурентоспособные проекты, производственную структуру[2].

Для усовершенствования правовой базы и кардинального изменения инвестиционной политики в республике были приняты ряд Законов, направленных на усиление инвестиционной активности и привлекательности. Так, новый Закон «Об инвестициях» имеет ряд принципиально новых юридических положений увеличивающих степень исключительности прав инвесторов, что повышает конкурентоспособность нашего инвестиционного поля. В целях целенаправленной реализации новой инвестиционной политики был создан Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям. На этот возложены основные функции по организации и привлечению прямых инвестиций в республику, обеспечения получения всех согласительных, разрешительных документах, лицензий, виз, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также вопросы оказания помощи инвесторам и контроля за исполнением инвестиционных обязательств. Одной из важнейших предпосылок экономического роста возрождения Казахстана является стабилизация и рост производства во всех отраслях, но, прежде всего – в промышленности[3]. Однако, нужен рост только конкурентного производства, которое, используя достижения научно-технического прогресса, может удовлетворять производственные потребности в товарах, получать ресурсы, как для расширенного производства, так и для развития непроизводственной сферы, а также способному избежать банкротства, выжить в конкурентной борьбе за покупателя и источники инвестиции. В рыночном экономическом механизме управления предприятиями необходима система управления конкурентоспособностью, которая бы учитывала интересы и инвесторов, и производителей и потребителей. Информация о конкурентоспособности нужна в практике предпринимательства и менеджмента при решении вопросов инвестирования маркетинга, банкротства, санации предприятии и т.п. Составной частью системы управления конкурентностью производства, а также в целях осуществления структурных сдвигов по формированию эффективной деятельности предприятий, должна стать оценка инвестиционной активности и привлекательности.

Инвестиционная активность включает:

- комплекс работ по формированию инвестиционных проектов (бизнес-планов, идей и т.п.), контрактов с потенциальными инвесторами;

- взаимодействие с республиками и местными властями, отраслевыми объединениями;

- поиск и распространением информации о инвестиционной стратегии предприятий. 

На практике значительная группа казахстанских предприятий вообще не осуществляет инвестиции другие приобретали оборудование и проводили реконструкции производства, третьи вкладывали средства в оборотный капитал, строительство жилья и других объектов социальной сферы.

 

Таблица1 - Схема инвестирования

 

Типы инвестиций

Инвестиции в материальные активы

Инвестиции в финансовые активы

Инвестиции в нематериальные активы

Объекты инвестирования

Основные производственные и непроизводственные средства, материальные запасы

Облигации, акции и другие ценные бумаги

Патенты, лицензии, торговые знаки, научно-техническая продукция и др.

Образование, культура, здравоохранение и др.
Сфера обращения

Реальный сектор экономики

Финансовая, банковская сфера Инновационная сфера

Социальная сфера

Цель обращения инвестиций Создание новых материальных активов Возмещение выбывающих материальных активов Модернизация и повышение эффективности материальных активов Трансформация свободных денежных средств и инвестиций Повышение научно-технического уровня, качества и конкурентноспособности материальных активов

Повышение качества жизни, уровня образования, квалификации улучшение экологии и т.д.

Конечная цель инвестирования

Приумножение материального богатства и общественных ценностей нематериального характера

               

 

В целом лишь в малой доле предприятии удалось реализовать свою инвестиционную активность. Одна треть из них продолжает работу в непроизводственной сфере. Процесс трансформации инвестиционных ресурсов в материальные и нематериальные ценности общества, называется процессом инвестирования. Процесс инвестирования можно представить в виде таблицы 1. Для стабилизации и оживления инвестиционной активности производства в казахстанской промышленности необходимы в частности ее структурная перестройка, диверсификация, повышение технического, организационного и экономического уровней развития большинства предприятий, что требует крупных инвестиций. Изыскать их в нужные сроки и достаточном объеме за счет собственных долгосрочных займов, приобретение акции и т.п. должно стать привлекательным.

При оценке инвестиционной привлекательности необходимо учитывать специфику казахстанского рынка, для которой характерны:

- нестабильность;

- отсутствие тесной зависимости между эффективностью использования ресурсов предприятия и его финансовыми показателями (в частности дохода), которые улучшаются прежде всего за счет (завышения) цен в условиях монополизма, слабой конкуренции, несовершенной нормативно-правовой системы;

- практически полное отсутствие в доступной официальной статистической информации среднеотраслевых показателей (производственных и финансовых), необходимых длясравнительной оценке предприятия;

- отсутствие производственного учета и практики формирования внутрипроизводственной информации для нужд менеджеров;

- частное отсутствие систематизированных и достоверных сведении о конъюнктуре рынка, о тенденциях ее изменения и т.п.

Под инвестиционной привлекательностью следует понимать гарантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестора на базе экономических результатов деятельности данного инвестируемого производства. Инвестиционная привлекательность предопределяется комплексом разнообразных факторов, совокупность и влияние которых могут различаться и изменяться в зависимости как от состава инвесторов, преследующих разные цели, так и от производственно-технических особенностей инвестируемого производства, качества его экономического развития в прошлом, в настоящем и будущем.

Отсюда возникает необходимость изменения инвестиционной привлекательности. Возможная в этой связи информация нужна и для инвестора для формирования приоритетной инвестиционной стратегии, и заемщикам (производителям) для маркетингового поиска своей «рыночной ниши», для надежного технико-экономического обоснования предпринимательского проекта будущего производства, а также для разработки и своевременной реализации, текущих и перспективных планов совершенствования существующего производства в том направлении, которая ведет к получению экономических результатов, привлекательных для инвесторов и гарантирующих достижение их целей.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.