Качество товаров – совокупность свойств товаров, определяющих степень пригодности для использования по назначению (ГОСТ Р 51303-99).
Показатели качества товара – количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество
Классификация показателей качества:
Признак классификации | Группы показателей качества продукции |
1. По способу выражения | - Показатели, выраженные в натуральных единицах (кг, м, баллы, безразмерные) - Показатели, выраженные в стоимостных единицах |
2. По количеству характеризуемых свойств | - Единичные показатели - Комплексные показатели (групповые, обобщенные, интегральные) |
3. По применению для оценки | - Базовые показатели - Относительные показатели |
4. По стадии определения значений показателей | - Прогнозируемые показатели - Проектные показатели - Производственные показатели - Эксплуатационные показатели |
Вопрос. Оценка качества товаров.
•Оценка качества товаров – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.
•Оценка уровня качества товаров складывается из следующих этапов: 1) постановка задачи и определение цели оценки; 2) выбор метода оценки; 3) выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого товара; 4) выбор или разработка методов определения численных значений показателей качества; 5) выбор базовых показателей и образцов для сравнения; 6) определение численных значений показателей и сравнение их с базовыми; 7) анализ полученных результатов и принятие решений по управлению качеством.
•Цели оценки могут быть следующие: планирование показателей качества, анализ динамики качества товара во времени, контроль качества, сертификация товаров, обоснование правил потребления и ухода за товарами.
•Оценка уровня качества может проводиться тремя методами: дифференциальным, комплексным и смешанным.
•Дифференциальный метод заключается в сопоставлении единичных показателей качества оцениваемого товара с соответствующими базовыми показателями. Для этого определяются относительные показатели. Если относительные показатели больше или равны единице, то уровень качества оцениваемого товара не ниже базового уровня. Если относительные показатели меньше единицы, то уровень качества товара ниже базового уровня.
•Комплексный метод заключается в том, что уровень качества товара выражается одним числом, т. е. одним обобщенным показателем. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение товара, интегральным и средневзвешенным показателями.
•Смешанный метод сочетает в себе комплексный и дифференциальный методы. При этом методе одновременно используются единичные и комплексные групповые показатели качества. Наиболее важные из них рассматриваются как единичные, а для группы второстепенных свойств определяется один комплексный (групповой) показатель. Затем для единичных показателей и полученного группового рассчитывается дифференциальным методом уровень качества товара.
Вопрос. Градация качества товаров
Градация качества – это категории, которые ранжируют товары одного наименования от высших до низших ступеней качества на основе значений показателей качества и наличия дефектов.
Градация качества – категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству товаров, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001).
Градации качества:
1) Стандартные товары:
-сорт;
- группа сложности;
- марка;
- группа качества;
- номер;
- категория качества.
2) Нестандартные товары
-ликвидные;
- условно-пригодные товары.
3) брак и отходы
- неликвидные;
- опасные товары.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 529.