На рисунке 4.1 показаны основные нормативные документы ЕЭК ООН, составляющие в совокупности Концепцию РИС, а также эмблемы (логотипы) международных организаций, принимавших участие в создании РИС.
Рисунок 4.1 – Основные нормативные документы Концепции РИС
Основные понятия, термины и определения Концепции РИС
- Речные информационные службы (РИС): Под Речными информационными службами понимаются гармонизированные информационные службы, содействующие управлению движением судов и перевозками в сфере внутреннего судоходства во взаимосвязи с другими видами транспорта. РИС призваны способствовать безопасному и эффективному процессу перевозок и наиболее полному использованию возможностей внутренних водных путей;
- Система РИС: Для целей РИС современные речные информационные системы состоят из одной или более согласованных систем на основе информационных технологий;
- Зона РИС: Зона РИС – это формально обозначенная зона, где действуют РИС. Зона РИС может включать в себя водные пути речного бассейна, в том числе на территории одной или нескольких стран (например, в случае, когда водный путь представляет собой границу между двумя странами);
- Центр РИС: Центр РИС – это место, где операторы управляют службами. РИС могут и не иметь центра РИС (например, служба Интернет, служба управления плавучими средствами судоходной обстановки). Когда предполагается наладить взаимодействие между судном и берегом в обоих направлениях (например, по радиосвязи), необходимо создать один или более центров РИС. Если в зоне РИС есть центр СДС или шлюз, то их можно также использовать в качестве центров РИС. Рекомендуется сосредоточить все службы в зоне РИС в едином центре РИС;
- СДС на внутренних водных путях: Служба движения судов на внутренних водных путях – это служба, учрежденная компетентным органом с целью повышения безопасности и эффективности движения судов, а также в целях защиты окружающей среды. Служба должна иметь возможность взаимодействовать с участниками движения и реагировать на ситуации, складывающиеся в зоне СДС. СДС должны предоставлять по меньшей мере информационные услуги и могут также предоставлять другие услуги, например, по оказанию помощи в судовождении или услуги по организации движения судов, либо и те и другие;
- Зона СДС: – это четко определенная , официально объявленная зона обслуживания СДС. Зона СДС может быть подразделена на участки или секторы;
- Центр СДС: –это центр, из которого осуществляется управлени еработой СДС. Каждый участок СДС может иметь собственный отдельный центр.
На рисунке 4.2 показана типовая структура РИС.
Рисунок 4.2 – Структура Речной Информационной Службы (РИС)
Услуги РИС
Различные информационные услуги пользователям предоставляются службами РИС:
Службы, связанные с движением:
1. Служба информации о фарватере (СИФ);
2. Служба информации о движении судов (ИД):
а. Служба тактической информации о движении (ТИД);
б. Служба стратегической информации о движении (СИД);
3. Управление движением судов (УД):
а. Местное управление движением (службы движения судов – СДС);
б. Управлени шлюзами и мостами (УШМ);
в. Планирование движения;
4. Служба преодоления последствий аварийных ситуаций (ПАС).
Службы, связанные с перевозками:
5. Информация для транспортной логистики (ИТЛ):
а. Планирование рейсов (ПР);
б. Управлениеперевозками (УП);
в. Интермодальное управление портами и терминалами (ИУПТ);
г. Управление грузами и флотом (УГФ);
6. Информация для правоохранительных целей (ИПЦ);
7. Статистика (СТ);
8. Сборы за использование водных путей и портов (СИВПП).
Наиболее используемыми в настоящее время являются первые три из вышеперечисленных служб. Приведем их более подробное описание.
Информация о фарватере (ИФ) содержит географические, гидрологические и административные сведения о водных путях (фарватерах) в зоне РИС, которые необходимы пользователям РИС для планирования, осуществления и контроля за рейсом. Информация о фарватере носит односторонний характер: она передается от береговой службы судну или от береговой службы в офис пользователя.
Тактическая информация о движении (ТИД) – это информация, которая позволяет судоводителям или операторам СДС незамедлительно принимать решения, касающиеся судовождения в реальных условиях движения судов на ограниченном географическом пространстве. Тактическая картина движения содержит информацию о местоположении судна и важную для судна информацию обо всех объектах, обнаруженных радиолокатором или автоматизированной идентификационной системой (АИС) и отображенных на электронной навигационной карте. ТИД можно получать как на борту судна, так и на берегу, например, в центре СДС.
Получение ТИД функционально связано с понятием обнаружения и отслеживания судов. Под обнаружением судов понимается получение информации о судне, в том числе о его местоположении и характеристиках, включая сведения о грузах и условиях перевозки. Под отслеживанием судов понимается обновление информации, касающейся местоположения судна, и при необходимости, информации в отношении груза и условий перевозки.
Стратегическая информация о движении (СИД) представляет собой сведения, которые помогают пользователям РИС принимать среднесрочные и долгосрочные решения. Стратегическая картина движения улучшает возможности принятия решений на стадии планирования, обеспечивая безопасное и эффективное плавание. Стратегическая картина движения готовится в центре РИС и передается пользователям по их запросу. Стратегическая картина движения охватывает все соответствующие суда в зоне РИС с их характеристиками, грузами и местоположением, эти сведения хранятся в базе данных и представляются в табличной форме или на электронной карте. Стратегическая информация о движении может предоставляться центром РИС/СДС или может быть получена в офисе.
Управление движением судов (служба движения судов – СДС) более подробно рассматривается в последующих разделах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 463.