Служба информации о движении судов предоставляет пользователям информацию двух видов: тактическую информацию о движении (ТИД) и стратегическую информацию о движении (СИД).
Рассмотрим более подробно тактическую информацию о движении, которая позволяет судоводителям и береговым диспетчерским службам принимать оперативные решения, касающиеся судовождения в реальных условиях движения судов на ограниченном географическом пространстве. Получение ТИД функционально связано с понятием обнаружения и отслеживания судов.
Тактическая информация о движении реализуется на основе «Международного стандарта для систем обнаружения и отслеживания судов на внутренних водных путях. Резолюция ЕЭК ООН № 63 от 14.11.2014 г.».
Системы обнаружения и отслеживания судов должны предоставлять пользователям следующую информацию:
- идентификация судна;
- название;
- местоположение (на текущий момент);
- путь относительно земли/ направление следования;
- ограничения в отношении района плавания;
- пункт назначения/предполагаемый маршрут;
- тип судна/состава;
- размеры (длина и ширина);
- в грузу/порожнем;
- число людей на борту (в случае аварии);
- навигационный статус (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями и т.д.).
Системы обнаружения и отслеживания судов используют следующие информационные технологии:
- радиосвязь, в том числе:
· речевую (голосом);
· электронные судовые сообщения.
- радиолокация;
- видеонаблюдение;
- по технологии автоматизированных идентификационных систем (АИС).
Из вышеперечисленных информационных технологий наибольшее значение в получении ТИД в настоящее время приобретает технология автоматизированных идентификационных систем (АИС).
Принцип работы АИС был рассмотрен выше в разделе «Мониторинг СНО».
Суда, оборудованные аппаратурой АИС, находясь в открытом море или на внутренних водных путях, регулярно передают в диапазоне ОВЧ морской подвижной радиослужбы стандартные сообщения, содержащие информацию о судне, его координатах, курсе, векторе скорости, опасном грузе на борту, порте назначения, времени прибытия, и другую информацию.
На судах и береговых диспетчерских пунктах информация АИС совмещается с электронной картой, при этом образуется картина движения (traffic image). «Картина движения» является основой для получения
тактической информации о движении.
Пример картины движения приведен на рисунке 4.8.
В таблицах 4.1, 4.2, 4.3 приведены сведения об информации, передаваемой в составе АИС– сообщений.
Рисунок 4.8 – Картина движения (пример – устье реки Невы)
Таблица 4.1 – Данные АИС– сообщений «судно–берег»: динамические
Таблица 4.2 – Данные АИС–сообщений «судно–берег»: статические
Таблица 4.3 – Данные АИС–сообщений «судно–берег»: рейсовые данные
На рисунке 4.9. приведены примеры судовых станций (транспондеров) АИС различных фирм– производителей.
Рисунок 4.9 – Судовые станции (транспондеры) АИС (примеры)
Служба движения судов
Служба движения судов (СДС) в контексте РИС реализуется на основе документов «Руководство и критерии для служб управления движением судов на внутренних водных путях. Резолюция ЕЭК ООН № 58 от 21.10.2005 г.» и Международный стандарт для систем электронных судовых сообщений во внутреннем судоходстве. Резолюция ЕЭК ООН №79 от 14.11.2014 г.».
Рассматриваемая в этом разделе Служба движения судов использует в своей работе технологии и результаты Службы информации о движении судов, рассматриваемой в предыдущем разделе. Однако, согласно Концепции РИС, это разные службы.
Служба движения судов на внутренних водных путях (СДС) – это служба, учрежденная компетентным органом с целью повышения безопасности и эффективности движения судов, а также в целях защиты окружающей среды. Служба должна иметь возможность взаимодействовать с участниками движения и реагировать на ситуации, складывающиеся в зоне ответственности СДС.
Примечание: в российских нормативных документах для описания указанных служб (услуг) обычно используется термин «Система управления движением судов/СУДС», издавна используемый Администрациями морских районов плавания.
СДС должны предоставлять по меньшей мере информационные услуги, и могут также предоставлять другие услуги, например, по оказанию помощи в судовождении или услуги по организации движения судов, либо и те и другие, как указано ниже:
- Информационные услуги – это услуги по своевременному обеспечению необходимой информацией для принятия на борту судна решений, связанных с судовождением. Информационные услуги предоставляются посредством радиопередач в определенное время и через установленные промежутки времени, либо по усмотрению СДС, либо по запросу с судна. Информация может включать, например, сообщения о местоположении, опознавательных данных и намерениях других участвующих в движении судов; данные о фарватере, метеорологическую обстановку, сведения об имеющихся опасностях или любых других факторах, способных оказать влияние на плавание судна.
- Услуги по оказанию помощи в судовождении – это услуги по оказанию помощи в принятии на борту судна решений, связанных с судовождением, и в осуществлении контроля за результатами принятых решений. Оказание помощи в судовождении особенно важно в условиях ограниченной видимости или в сложных метеорологических условиях, а также при неисправностях или неполадках в работе радиолокатора, рулевого управления или двигательной установки судна.
- Услуги по организации движения судов – это услуги по предотвращению возникновения опасных ситуаций в движении судов путем организации движения судов, а также по обеспечению безопасного и эффективного движения судов в пределах зоны СДС. Услуги по организации движения судов связаны с оперативным управлением и перспективным планированием движения судов в целях предотвращения чрезмерного скопления судов и возникновения опасных ситуаций и являются особенно актуальными в периоды высокой плотности судопотока.
Служба должна иметь полноценный доступ к стратегической (среднесрочной) информации о движении, иметь возможность адекватно реагировать на штатные и нештатные ситуации в Зоне РИС.
Важной функцией СДС является планирование подхода судов с целью уменьшения простоев в ожидании шлюзования. В последние годы именно этой задаче уделяется особое внимание.
Служба движения судов должна иметь в своем распоряжении технологические системы поддержки, перечисленные в таблице 4.6.
Таблица 4.6 – Технологические системы поддержки СДС
На рисунке 4.10 показан типовой состав технологических систем, обеспечивающих работу Центра УДС, а на рисунке 4.11– фотографии отдельных Центров УДС европейских стран.
Рисунок 4.10 – Типовой состав технологических систем Центра УДС
Рисунок 4.11 – Центры УДС (пример)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 452.