Анализ внешней среды организации, движущих сил отрасли и ключевых факторов успеха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В приложении А представлен PESTEL-анализ факторов внешней среды, оказывающих наибольшее влияние на деятельность ОАО «Алтайвагон».

Рассмотрев факторы внешней среды видно, что большое влияние на предприятие оказывают политические, экономические и технологические факторы.

На данный момент работа правительства стабильна, следовательно, риск изменений в стране минимальный. Стабильность правительства придает уверенность в том, что все государственные проблемы будут решены. Внутренняя политика России на пути к тому, чтобы вывести страну из затяжного кризиса.

ВВП РФ в 2017 году вырос на 1,5%, а в 2018-2019 годах вырастет примерно 2-2,5%. В данный момент страна по-прежнему переживает последствия кризиса, но по сравнению с 2017 годом присутствуют значительные улучшения – уровень инфляции снизился, а также снизилась ключевая ставка рефинансирования и уровень безработицы. Это привело к тому, что реальная покупательная способность доходов населения повышается в результате быстрого снижения инфляции, следовательно, возросла экономическая активность. 

Снижение инфляции, ставки рефинансирования, уровня безработицы, а также прирост объемов ВВП говорят о том, что наблюдается положительная тенденция и все вернется в норму. Экономика России находится в нестабильном состоянии, негативное влияние на российскую экономику введенных против России санкций будет постепенно ослабевать, ключевые показатели достигнут прогнозируемых порогов.

Среднедушевые номинальные денежные доходы в Новосибирской области на конец 2017 года составили 37 507 рублей, что ниже, чем по России в целом (46 592 рублей), но опережает все регионы Сибири, кроме Красноярского края. Но негативно то, что доходы снизились в 2017 году на 1,7%, тогда как по России они выросли на 1,4%, а по Сибирскому федеральному округу уменьшились только на 0,2% .

В 2018 году производство вагонов в России сократилось на 30% и составило 40,4 тыс. единиц вместо рекордных за последние пять лет 57,4 тыс., выпущенных в 2017 году. Списание вагонов сократилось на 33% и составило 36,6 тыс. вместо 53,3 тыс. в 2017 году.

В 2019 году динамика сокращения производства и списания вагонов замедлится. Производство сократится на 23% до 31,2 тыс., списание - на 30% до 25,6 тыс.

В 2018 и 2019 годах больше всего - 48% - будет выпущено полувагонов - 34 тыс., в том числе 24 тыс. в 2018 году. При этом полувагоны ожидает и наибольшее списание - 21,1% или 13,1 тыс., в том числе 10,4 тыс. в 2018 году. Почти столько же за 2 года будет списано платформ - 20,8% или 12,9 тыс., в том числе 5,5 тыс. в 2018 году.

В 2017 году доля сегмента лизинга для железнодорожной отрасли увеличилась с 13 до 17% в объеме лизингового бизнеса, и впервые с 2012 года в абсолютном выражении сегмент показал рост на 82%. Рост объема нового бизнеса с железнодорожной техникой прежде всего обусловлен ростом арендных ставок вследствие списания старого парка и возникновения дефицита вагонов на путях. В 2014-2017 годах списано 400 тысяч старых вагонов, сообщила компания.

Накануне анализ текущего состояния рынка производства вагонов представил Институт проблем естественных монополий. По оценкам ИПЕМа, к 2021 году вагоностроительные предприятия сократят производство полувагонов для внутреннего рынка и переориентируются на выпуск специализированного грузового состава, а также организацию небольших объёмов поставок полувагонов на экспорт.

По итогам января - мая 2018 года выпуск грузовых вагонов увеличился на 22% до 25,9 тыс. штук, сообщал Росстат.

По состоянию на 2018 год в России действует около 20 вагоностроительных заводов. Основными игроками рынка являются:

- Тихвинский ВСЗ;

- Тверской ВСЗ;

- Усть-КатавскийВСЗ;

- КалининградскийВСЗ;

- НовокузнецкийВСЗ;

- Уралвагонзавод;

- Вагонмаш;

- Алтайвагон;

- Абаканский ВСЗ.

Лидером по производственной мощи является Уральский федеральный округ, который выпускает 39% общего количества вагонов. Второе место занимает Приволжский округ с показателем в 26%.

В начале 2017 года «Алтайвагон» объявил, что преодолел кризис. В тот год предприятие выпустило 7 тыс. вагонов и полувагонов (при номинальной мощности 9 тыс. единиц).

В 2018 году предприятие получило заказов уже на 10 тыс. вагонов. Сейчас завод работает круглосуточно. Около трети продукции отправляет на экспорт (прежде всего в Казахстан). Кроме того, «Алтайвагон» снизил минимальный заказ с 500 до 20 вагонов — чтобы не зависеть от крупных покупателей и иметь возможность увеличить цены.

За кризисные годы «Алтайвагон» накопил 3 млрд рублей убытков. В 2018 году предприятие рассчитывает выйти в плюс и заработать миллиард. Пока все выглядит благополучно. Однако в отрасли все понимают: рост спроса временный, и будущее — за инновационными вагонами. А их в линейке «Алтайвагона» пока нет.

Из Германии на Рубцовский филиал «Алтайвагона» уже отправили необходимую оснастку. Осенью там изготовят первые отливки. Это начальный этап разработки, постановки на производство и сертификации новой продукции.

В «Алтайвагоне» рассчитывают, что выйдут на рынок инновационных вагонов весной 2019 года. Таким образом «Алтайвагон» станет третьим в России производителем собственной инновационной тележки.

Дмитрий Медведев рассчитывает, что по соотношению цена/качество эта тележка будет привлекательнее, чем уральская и тихвинская. «Алтайвагон» планирует к 2021 году выпускать на ее базе до половины своих вагонов и полувагонов, а также продавать лицензию на тележку другим производителям.

Разработкой уже интересуются крупные потребители. Например, завод подписал стратегическое соглашение с «Федеральной грузовой компанией», которая намерена закупить 20 тыс. вагонов. Интерес к новинке проявляют также «Первая грузовая компания» и «Сибирская угольная энергетическая компания».

Стратегический анализ отрасли представим в таблице 2.4.

К движущим силам развития вагоностроения РФ можно отнести:

-технологические изменения, которые включают в себя новые технологии в изготовлении продукции вагоностроения;

-внедрение новых продуктов – расширение ассортимента и качества продукции вагоностроения;

-изменение темпов роста рынка, так как он влияет на спрос и предложение;

-распространение ноу –хау;

-уход с рынка сильных игроков.

 


Таблица 2.4 -Направления стратегического отраслевого анализа

Показатели Характеристика
Емкость рынка доля рынка вагоностроения составляет около 24% продукции Сибири
Масштабы конкуренции региональная
Темп роста отрасли увеличение прироста 5,6%
Стадия жизненного цикла отрасли Стадия зрелости
Барьеры: Входа выхода Барьеры входа в отрасль высоки. Высокие барьеры защищают позиции и прибыль существующих фирм.
Степень дифференциации продукта Высокая степень дифференциации
Средний уровень прибыльности (рентабельности)в отрасли Очень низкая рентабельность, не превышающая 1,2%
Направления и темпы технологических изменений в процессе производства и в создании новых продуктов применение инноваций в производстве вагоностроительной продукции
Степень интегрированности организаций в отрасли Наличие крупных вертикально интегрированных вагоностроительных компаний
Наличие эффекта масштаба  
Игроки имеющие сильные и слабые конкурентные позиции и их стратегии Стратегия расширения рынка лидером Тихвинским ВСЗ. Стратегия увеличение интенсивности использования продукции.
Организации, определяющие область конкурентной борьбы в ближайшем будущем, и их стратегии Тверской ВСЗ; -Усть-КатавскийВСЗ; КалининградскийВСЗ; - вокузнецкийВСЗ;

 

Для выработки возможной конкурентной стратегии ОАО «Алтайвагон» необходимо оценить его конкурентную позицию. Одной из важных характеристик положения предприятия на рынке является завоеванная им доля рынка.  В таблице 2.5 рассмотрим показатели деятельности конкурентов ОАО «Алтайвагон».

 

Таблица 2.5 –Конкурентоспособность компаний-конкурентов

Предприятие Выручка от реализации, млрд. руб. за 2016 г Доля рынка Качество продукции по 5-ти балльной системе Квалификация персонала (оценка по 5-ти балльной системе) Имидж (оценка по 5-ти балльной системе)
1. «Уралвагонзавод» 46,0 39% 5 5 высокий
2.«Тихвинский вагоностроительный» завод 41,7 18% 5 5 высокий
3.«ПромтрактоВагон» 1,1 13% 4 3 высокий
4.ОАО «Алтайвагон» 0,9 12% 4 3 средний

 

 На рисунке 2.2 построим карту стратегических групп по таким показателям как выручка от реализации и доля рынка.

     
   

Доля рынка
0                            10                                      20                              30

 

 

Рисунок 2.2 –Карта стратегических групп по параметрам «выручка-доля рынка»

 

Как видно из карты стратегических групп, явным лидером среди вагоностроительных заводов является «Уралвагонзавод» с долей рынка 39%.

За ним следует «Тихвинский вагоностроительный» завод, занимая долю рынка в 41,7 %.

«ПромтрактоВагон» и ОАО «Алтайвагон» попадают в одну стратегическую группу, с долей рынка 13 и 12 % и незначительной долей выручки по сравнению с конкурентами-лидерами.

Далее простроим карту стратегических групп по следующим показателям: «качество продукции – квалификация персонала».

 

     
     

Квалификация персонала
0                              2                                     4

 

 

Рисунок 2.3 –Карта стратегических групп по параметрам «качество продукции – квалификация персонала»

 

 

Как видно из рисунка 2.3, «Уралвагонзавод» и «Тихвинский вагоностроительный» завод попадают в одну стратегическую группу, показывая высокое качество продукции и квалификацию персонала.

Следующая стратегическая группа объединяет «ПромтрактоВагон» и ОАО «Алтайвагон» со средними оценками качества продукции и квалификации персонала. Руководителям данных предприятий необходимо обратить внимание на обучение персонала и повышение их квалификации, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию.

Далее построим карту стратегических групп для конкурентов ОАО «Алтайвагон» по группам таких показателей как «качество продукции»-«имидж предприятия» на рисунке 2.4. Для оценки использовалась 5-ти балльная система оценок.

 

 

     
     

Имидж предприятия
Низкий                                     Средний                              Высокий         

 

 

       Рисунок 2.4- Карта стратегических групп для показателей «качество продукции» и «имидж предприятия»

 

Таким образом, из рисунка делаем вывод, что по таким группам показателей как «качество продукции» и «имидж предприятия» лидируют два предприятия –это «Уралвагонзавод» и «Тихвинский вагоностроительный»

Из проведенного анализа видно, что ОАО «Алтайвагон» среди конкурентов занимает четвертое место, предприятию необходимо наращивать объемы производства, увеличивать выручку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке производства вагонов.

Далее следует проанализировать место организации в отрасли согласно модели Портера, которая очень популярна в предпринимательских кругах.

Модель пяти сил конкуренции Портера представлена в таблице 2.6.

Уровень конкурентной борьбы – относителен. Но на рынке вагоностроения присутствуют игроки с более сильными позициями, поэтому ООО «Алтайвагон» необходимо выбрать такую стратегию поведения на рынке, которая позволит сохранять конкурентоспособность организации.

 

Таблица 2.6 – Модель пяти сил конкуренции М. Портера

Конкурентная сила Описание
Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов Создает опасность прибыльности компаниям и зависит от высоты барьеров входа в отрасль. Для данной организации этот риск невелик, компания может повышать цену и увеличивать объем продукции; - заказчики привержены существующему оборудованию - трудность доступа к технологии и ноу-хау, - необходим большой опыт наработок, освоение сложных технологий для вхождения в отрасль, - необходим большой размер капиталовложения, чтобы начать производство
Конкуренция   внутри отрасли Проявляется под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли
Влияние покупателей     Представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе - продукция стандартизирована, - покупатели достаточно информированы.
Влияние поставщиков Заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Для данной организации оказывает значительное влияние - доминируют несколько компаний-поставщиков, - продукция поставщиков является необходимой для производства.
Угроза со стороны товаров-заменителей Цена, которую покупатели готовы заплатить за продукцию, частично зависит от доступных на рынке альтернатив. Отсутствие близких заменителей продукта, означает относительную нечувствительность покупателей к цене, что характерно для данной организации. Тем самым эта сила не ограничивает цены компании и ее прибыльность.

 

Факторами успеха для ООО «Алтайвагон» могут служить: высокие барьеры для входа в отрасль новых игроков, небольшая конкуренция в отрасли, приверженность покупателей к данному предприятию, проверенные и надежные поставщики сырья. Отсутствие продуктов-заменителей.

Также ключевыми факторами успеха для ООО «Алтайвагон» будут -способность персонала предприятия к нововведениям в производственных процессах, способность к разработке новой продукции, эффективность производства с малыми издержками.

Способность обеспечивать обеспечить ясную, доходчивую рекламу, способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации.

Наибольшими угрозами предприятиям внешней среды являются такие как появление новых конкурентов и уменьшение числа потребителей продукции завода, низкая платежеспособность потребителей, а это напрямую воздействует на прибыль предприятия и его дальнейшее развитие.

Возможностями ООО «Алтайвагон» могут быть такие как:

Увеличение числа потребителей с высокими запросами на качество продукции;

-Улучшение уровня жизни у части населения;

-Выход на новые рынки.

-Укрепление завоеванного сегмента рынка.

-Улучшение сервиса.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.