Понятие стратегии и модели стратегического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стратегия представляет собой довольно сложное и потенциально мощное оружие, при помощи которого современное предприятие может противостоять изменяющимся условиям внешней среды. Но внедрение этого оружия стоит очень дорого. Однако, существуют неоспоримые доказательства того, внедрение на предприятиях стратегического управления с лихвой оправдывает себя.

Надо понимать, что любая стратегия не только может дополнять поведение трудового коллектива, но и изменять его, поэтому сотрудники организации сопротивляются всяким изменениям.

В специальной литературе дается множество определений стратегии. В основном, под стратегией понимают искусство управления большими операциями при помощи имеющихся в наличии средств, при помощи которых пытаются достигнуть поставленной цели.

А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». В данном определении А. Чандлер определяет лишь классический взгляд на сущность стратегии, которая является полезной для стратегического планирования в управлении организацией [1, c.125].

М. Портер дает следующее определение понятия. Стратегия - способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Поэтому М. Портер основной задачей стратегии видит достижение конкурентных позиций перед соперниками, непременно в каждой сфере бизнеса.

И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». По И. Ансоффу, существует четыре различные групповые стратегии[1, c.128]:

-правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем.;

-правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой;

-правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации.;

-правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы.

Г. Минцберг делает попытку дать наиболее полное определение стратегии и рассматривает стратегию как единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy) .

Таким образом, согласно Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, которые формируются в соответствии с какой-то ситуацией. Стратегия как план высшего руководства первоначально  формируется в его сознании. Руководители осознают, планируют, производят какие-то расчеты. Можно сказать, что в стратегии как плане происходит формулировка мысленной реализации заранее намеченных планов высшего руководства организации.

Начиная с 1962 года,  литература была напичкана множеством моделей, но Г. Минцберг сделал вывод, что все эти модели различались между собой лишь в незначительных деталях, но не в фундаментальных принципах построения. В связи с этим попытаемся изучить базовую модель процесса стратегического планирования и три ее основные модели [3, c.185].

Модель Гарвардской школы бизнеса рассмотрим на рисунке 1.1.

Непременным условием должно быть контролируемость процесса формирования стратегии и представлять осознанный процесс.


 

       
 

 

 


Рисунок 1.1 - Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы)

 

Из рисунка 1.1 можно увидеть, что процесс формирования стратегического плана представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые  выражаются  в виде ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон предприятия, выраженных.

Результатом процесса проектирования будут уникальные стратегии, которые единственны в своем роде [3, c.191].

Следующую модель - модель И. Ансоффа представим на рисунке 1.2.

Как можно увидеть из представленной модели, реакция на сигналы внешней  в соответствии с целями, которые были определены первоначально.

Проводя такой анализ мы имеем целью выявить возможности для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации про­изводства.

 


Внешние

сигналы

     
 

 


Рисунок 1.2- Укрупненная модель формирования стратегического плана

И. Ансоффа

 

И. Ансофф считает, что перед тем, как формировать стратегию диверсификации, нужно принять стратегическое решение, которое будет связано с обеспечением синергического эффекта от всех составляющих элементов организационной структуры предприятия.

Исходя из названных стратегических решений необходимо разработать конкретные стратегии диверсификации, а также расширения рынков сбыта для существующих товаров.

Эти стратегии в итоге формируют общую стратегию «продукт/рынок» для любого предприятия. Но, автор считает, что  для обеспечения целостности, стратегический план должен содержать и финансовую и административную стратегии [7, c.280].

Административная стратегия разрабатывает определенный набор правил и действий по организационно­му развитию предприятия.

Финансовая стратегия должна обеспечить повышение финансового потенциала предпри­ятия. Финансовая стратегия включает в себя анализ движения денежных потоков, соотношение между накоплением и потреблением, а также дивидендный выход.

Таким образом, рассмотрев стратегии, мы пришли к выводу, что административная стратегия связа­на с конкретными стратегическими планами, и с синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия.

Отличие между моделями И. Ансоффа и Моделью Гарвардской школы бизнеса в том, что Ансофф ввел понятие обратной связи, призванной обеспечивать характер и степень взаимодействия субъектов при формировании стратегического плана и процесса ее реализации.

Модель Г. Стейнера, представленная на рисунке 1.3 позволяет сделать вывод, что данная модель близка к модели Гарвардской школы бизнеса. Но однако нужно указать  на моменты, дающие основание выделить ее в ряд самостоятельных.

Г. Стейнер пытается объединить рассмотренные ранее модели в единую. Это предположение мы наблюдаем исходя из жесткой последовательности и полноты этапов процесса планирования на предприятии [12, c.208].

Автор четко указывает в своей модели на связь всех трех видов стратегического планирования. Долгосрочное, тактическое и среднесрочное планирование очень важно связать воедино как процесс моделирования планирования. Автор так описывает их соотношение и последовательность: «долгосрочное — сред­несрочное — тактическое планирование».

Основными положениями Г. Стейнера можно назвать следующие:

-стратегия развития предприятия рассматривается как процесс, который контролируется, разбивается на отдельные этапы, отображаемые в схемах с помощью знаков и символов с целью планирования этапов стратегии развития;

-высшее руководство и кадровые плановики предприятия несут ответственность за содержательную и практическую стороны данного процесса;

-стратегию развития предприятия можно считать завершенной, если руководство четко видит ее применение и результаты.

                       
 
Анализ внешней деловой окружающей среды
 
Миссия предприятия
 
Ресурсы и возможности
 
Функциональные стратегии

 

 


                                                                                                             Конкурентные

                                                                                                   действия

         
 
Контроль и оценка эффективности реализации

 


                                                                                                   конкурентные

                                                                                                                                                                                 действия                          

 

 

            анализ                  цель             средства      посредства   реализация

Рисунок 1.3- Модель формирования стратегического плана по Г. Стейнеру

 

Таким образом, предметом стратегического планирования может стать любая де­ятельность, касающаяся предпринимательства. Среди объектов при­ложения присутствуют: прибыльность, капитальные вложения, орга­низация производственного процесса, ценообразование, трудовые отношения, маркетинг, финансы, персонал, технологические возмож­ности, улучшение товара, НИОКР и т. д.

 







Дата: 2019-02-02, просмотров: 340.