В. С. Бильчак, доктор экон. наук, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В статье рассматривается деятельность автономных учреждений т. к. они создаются с целью оказания государственных услуг в социальных сферах. Анализируется механизм бюджетного финансирования этих учреждений. Анализируются инструменты совершенствования механизма финансового обеспечения автономных учреждений, ориентированные на практическое применение.

автономные учреждения; механизм финансового обеспечения; государственные задания; субсидии; мониторинг качества услуг.

По действующему законодательству, в России с 2011 года существуют три вида государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. [3, ст. 9.1]

Автономные учреждения – это государственные организации, учрежденные Российской Федерацией, ее субъектами либо муниципальными образованиями. Их цель – оказание услуг, а также выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в здравоохранении, социальной защите, обеспечении занятости населения, культуре, спорте и др. [2, ст. 2].

Учитывая социальную значимость указанных учреждений, совершенствование их деятельности, что напрямую зависит от системы финансирования, – одна из важнейших экономико-социальных проблем современной России.

Во всех странах мира социальная сфера – это обширная, трудноуправляемая сеть государственных и муниципальных учреждений, которая в целом не имеет достаточных стимулов для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг и эффективности использования средств бюджета. Поэтому реформы в этой сфере  необходимы и продиктованы необходимостью обеспечения эффективности использования бюджетных средств.

Закон № 83-ФЗ [4] подготовил условия для формирования новых правовых и финансовых механизмов, которые призваны способствовать совершенствованию качества и доступности госуслуг, повышению эффективности деятельности госучреждений. Один из таких механизмов – новый подход в финансовом обеспечении бюджетных и автономных учреждений, который базируется на основе выполнения государственных заданий.

Логика реформы бюджетной сферы, осуществляемая на основании Закона № 83-ФЗ, определяет, что основной целью существования государственных (муниципальных) учреждений является предоставление ими услуг с целью осуществления полномочий органов госвласти и местного самоуправления, предусмотренных законодательством РФ. В качестве основного регулятора деятельности бюджетных и автономных учреждений определены государственные (муниципальные) задания, которые формируют для этих организаций соответствующие органы исполнительной государственной власти (местного самоуправления), являющиеся их учредителями. Предусмотрено выделение субсидий, обеспечивающих нормативные затраты на оказание всех госуслуг, выполнение работ и содержание имущества. Алгоритм формирования субсидий на выполнение государственных заданий представлен на рисунке.

 


Рисунок - Алгоритм формирования субсидий на выполнение государственных заданий

Основой для анализа существующих проблем в сфере финансового обеспечения госучреждений в России, включая автономные, послужил Доклад об основных направлениях эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, подготовленный Министерством финансов РФ к расширенному заседанию коллегии Минфина России 20.04.2016 г. [5].

Среди отмеченных в нем проблем, по нашему мнению, наиболее важными являются следующие:

1. Невозможность и необоснованность применения единого формализованного подхода при определении нормативов затрат по оказанию государственных услуг (выполнению работ), сохранение практики использования индивидуальных выравнивающих коэффициентов для отдельных учреждений, определение нормативов затрат при оказании госуслуг путем индексации расходов прошлых лет отмечены в 23 субъектах РФ [5].

2. Кроме того, указанная проблема связана с невозможностью учитывать в рамках единого подхода таких существенных факторов, которые влияют на размеры нормативов, как удаленность учреждений, оказывающих услуги, половозрастной состав населения, проживающего в регионе, и т. д. То есть, стоимость однотипных услуг в различных учреждениях и регионах значительно отличается [5].

3. На практике, сложившейся в большинстве субъектов России, фактический расчет нормативных затрат производится "от обратного", то есть от утвержденных в бюджетах на очередной финансовый год объемов расходов, предусмотренных по соответствующим функциональным разделам, и не отражает нормативных затрат, которые необходимы для оказания госуслуг в соответствии с порядком, стандартами и другими требованиями нормативно-правовых актов [5].

В связи с отмеченным, актуальной проблемой является корректное определение величин натуральных нормативов, на основании которых рассчитываются стоимость услуг, оказываемых государственными структурами, включая автономные учреждения.

Кроме того, указанная проблема проявляется и в практике включения одинаковых по своей сути услуг под разными названиями и различными качественными характеристиками в ведомственные перечни государственных услуг (работ).

Все это осложняет работу по определению заданий на оказание услуг (выполнение работ) для госучреждений субъектов РФ, включая автономные, снижает эффективность контроля их выполнения, значительно увеличивает время на проведение расчетов нормативов финансовых затрат на оказание госуслуг.

В Докладе Минфина рассматриваются различные инструменты совершенствования механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в России, включая автономные, применяемые в различных регионах страны [5].

К примеру, в Санкт-Петербурге при определении эффективности деятельности руководства госучреждений используется балльная система оценки деятельности. Выполнение госзадания – это один из показателей эффективности деятельности руководства государственных учреждений, степень и качество выполнения определяет размеры стимулирующих выплат.

В Калужской области руководителей государственных учреждений премируют с учетом качества и результативности выполняемых работ также с учетом результатов балльных оценок по выполнению целевых показателей эффективности деятельности и критериев оценки эффективности итогов работы соответствующих госучреждений за отчетные периоды. Критерии оценок утверждаются соответствующими приказами региональных органов исполнительной власти. Если государственные задания выполнены менее, чем на 90%, то руководители госучреждений за качество и результативность выполняемых работ не премируются.

В Докладе Минфина рассматривается такой инструмент совершенствования механизма финобеспечения государственных учреждений, в том числе, автономных, как проведение мониторингов качества оказания госуслуг. Этот инструмент применяется в 35 регионах.

Проведение мониторинга решает следующие задачи:

– оценку потребностей в госуслугах (работах);

– установление причин низкого уровня таких потребностей;

– определение мероприятий по предупреждению или устранению низкого уровня потребностей;

– прогнозирование процессов предоставления госуслуг (выполнения работ);

– определение контингента потенциальных потребителей госуслуг (работ) [5].

По итогам мониторингов могут приниматься решения о возврате частей субсидий на выполнение госзаданий в региональные бюджеты.

Так, в Калининградской области с целью выявления и предупреждения нарушений требований и условий, установленных в государственных заданиях, региональные министерства ежеквартально осуществляют мониторинги выполнения госзаданий подведомственными учреждениями, в том числе, путем проверок соответствующих отчетов, а также проведения внеплановых выездных проверок. Контроль выполнения госзаданий осуществляется по следующим направлениям: объемы, состав (содержание) оказанных госуслуг (выполненных работ), качество оказанных госуслуг (выполненных работ), эффективность использования средств областного бюджета на выполнение госзаданий, степень удовлетворенности потребителей качеством госуслуг [5].

В рамках осуществления мониторингов качества оказания госуслуг при региональных органах исполнительной власти Пензенской области созданы и функционируют общественные советы, задача которых – проведение независимых оценок качества работы организаций, которые оказывают услуги населению. В составе советов представлены представители общественных организаций, некоммерческих партнерств и др. Системой независимой оценки качества услуг охвачены 79 учреждений региона различного профиля. Регламент работы советов предусматривает проведение оценок качества работы учреждений с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, СМИ с целью повышения качества и доступности услуг, оказываемых населению.

К примеру, в Волгоградской области на основании результатов мониторингов показателей эффективности функционирования госучреждений были выделены наименее эффективные структуры, затем их разделили на группы: 1. неэффективность которых обуславливают объективные факторы; 2. имеющих недостатки в организации деятельности. В результате были выявлены резервы для повышения эффективности госучреждений различного профиля, выработаны основные подходы и критерии оптимизации [5].

Для решения проблем, которые возникают при оптимизации деятельности государственных учреждений и оказании госуслуг в субъектах РФ, необходимо, по нашему мнению, внесение ряда изменений в действующее законодательство.

Представляется необходимым внести изменения, которые позволили бы субъектам России и муниципальным образованиям при формировании ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) предусматривать услуги (работы), которые не включены в базовые (отраслевые) перечни, но осуществляются в соответствии с законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления в рамках осуществления их предметов ведения.

Необходима детальная проработка и нормативное закрепление механизма возврата субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в случаях невыполнения (некачественного исполнения), а также регламентировать порядок дополнительного финансирования учреждений в случаях перевыполнения заданий.

Также, по нашему мнению, необходимо установление санкций, которые могли бы применять учредители в отношении учреждений (их руководителей) в случаях оказания услуг ненадлежащего качества, фактического исполнения заданий в меньших объемах, чем это предусматривалось, неустранении нарушений, которые выявлены в результате мероприятий по контролю.

На текущем этапе реформы регионам необходима методологическая помощь федеральных органов исполнительной власти в виде методических рекомендаций, а также своевременного принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Для повышения результативности бюджетных расходов на оказание госуслуг требуется совершенствование механизма их финансового обеспечения, в том числе:

– введения прав на сокращение бюджетных ассигнований по результатам выполнения государственных заданий после завершения финансового года;

– формирования органами государственной власти, которые реализуют функции и полномочия учредителей, системы оперативных мониторингов выполнения государственных заданий;

– введения корректирующих коэффициентов к базовым нормативам при возмещении затрат в зависимости от оценок качества госуслуг.

Таким образом, в ходе практической деятельности в регионах РФ выработаны различные инструменты совершения механизма финансового обеспечения автономных учреждений, которые нашли отражение в специальном Докладе Минфина. К ним относятся: введение бальной системы оценки деятельности руководителей госучреждений при выполнении госзаданий; различные мониторинги качества оказания госуслуг, осуществляемые путем проверок соответствующих отчетов, проведения внеплановых выездных проверок а также проводимых с привлечением общественности и СМИ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (ред. от ред. от 28.12.2017.

2. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "Об автономных учреждениях".

3. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"

4. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

5. Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации к расширенному заседанию коллегии Минфина России 20.04.2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/ ?id_4=113905&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz5EnmmVRq2

6. Горлова О. С. Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. - 2012. - № 5 (95). - С. 21 – 31.

 

INSTRUMENTS TO IMPROVE THE MECHANISM OF FINANCIAL SECURITY

OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

K.  Kosichkina, V. Bilchak

 

The article deals with the activities of autonomous institutions. they are created for the purpose of rendering public services in social spheres. The mechanism of budgetary financing of these institutions is analyzed. The article examines the tools for improving the mechanism of financial support for autonomous institutions, focused on practical application

 

УДК (336.6) (528)


Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.