Получите от учителя характеристику некоторых детей, понаблюдайте особенности работы учителя с ними.
Познакомьтесь с остальными детьми, просмотрите их письменные, графические работы, рисунки, поделки и др.
Познакомьтесь с ведением классных журналов, с критериями оценок по предметам специальности, с ведением ученических дневников.
Познакомьтесь с организацией учащихся в классе, знайте обязанности старосты, дежурных, ответственных за питание в столовой и т.д.
Каждый день в школе:
Имейте при себе дневник практики и регулярно ведите в нем записи.
Имейте при себе индивидуальный план прохождения практики, план-график проведения зачётных уроков и внеклассных занятий, утверждённый методистом.
Имейте при себе развёрнутые планы-конспекты уроков и внеклассных занятий на ближайшие два дня, заверенные методистом и учителем.
Подготовка к уроку
Узнайте заранее тему своего урока, точно определите учебный материал к этому уроку, его место в системе уроков по теме. Изучите методическую литературу по теме урока.
Посетите 1-2 урока, предшествующие Вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим. Определите цели урока, его структуру и основные этапы. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.
Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.
Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока. Продумайте чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Включите в занятие, если необходимо, упражнение занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.
Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. Оформите развёрнутый план-конспект урока.
Работа с родителями
1. Помните, при осуществлении работы с родителями, вы представляете родительской общественности не только себя лично, но и педагогический коллектив, в котором работаете. Обсуждайте и согласовывайте свои действия с руководителями практики.
2. При выборе формы работы с родителями исходите из требований педагогической целесообразности, осуществляйте выбор форм работы на основании бесед с администрацией школы, учителями и учениками, изучения школьной документации, а также на основании анализа ближайших и перспективных воспитательных задач.
3. При посещении семьи ученика помните, что каждая семья представляет собой сложный мир со своими привычками и традициями. Целесообразно заранее с помощью классного руководителя определить цель посещения, получить некоторые сведения о семье и самом ученике, о взаимоотношениях в семье. Только на основе знания ученика и его семьи можно дать некоторые педагогические советы родителям. Результаты посещений обсуждаются коллективно студентами и руководителями практики.
4. При проведении родительских собраний продумайте и спланируйте содержание разговора с родителями. Это может быть: анализ успеваемости учащихся и рекомендации по подготовке домашних заданий; анализ результатов изучения уровня воспитанности школьников; обзор педагогической литературы по вопросам воспитания детей в семье; беседа с родителями на темы семейного воспитания.
5. При осуществлении работы с родителями руководствуйтесь следующими правилами:
· если вы пригласили родителей для беседы, то обдумайте заранее, какие советы сможете дать им в воспитании сына (дочери);
· никогда не обсуждайте с родителями поступки и поведение других родителей и учащихся;
· при разговоре в присутствии ребёнка никогда не обсуждайте поведение самих родителей;
· организовывая встречу родителей с другими учителями, предоставьте им возможность поговорить отдельно, а затем в общей с вами беседе составить план совместных действий;
· на родительских собраниях надо говорить об общих задачах воспитания, типичных недостатках и трудностях. Ошибки указываются общие, без указания конкретных фамилий. При этом важно обязательно дать советы, как исправить недостатки.
В последнюю неделю практики
1. По окончании практики возьмите для выставки детские рисунки, графические работы, ученические тетради и другие материалы, которые выдаёт на время выставки школа; свои методические материалы, выполненные в ходе практики; фотоматериалы, наглядные пособия и т.д.
2. Самостоятельно или в рамках групповых занятий, организуемых методистом, проведите рефлексию собственной деятельности в период практики.
3. Составьте отчёт о работе в письменном виде и приложите к нему следующие документы:
· индивидуальный план-график проведения уроков и внеклассных занятий, с выставленными в нём оценками за зачётные уроки, заверенные подписью руководителей практики;
· дневник практики;
· развёрнутые планы-конспекты зачётных уроков;
· развёрнутые планы-конспекты внеклассного занятия по специальности и внеклассного воспитательного мероприятия;
· психолого-педагогическую характеристику школьника (ученического коллектива);
· подготовленные Вами экспонаты для участия в выставке научно-практической конференции по итогам проведения практики;
· научно-исследовательскую (художественно-творческую) работу.
4. Если практика проходила по месту жительства или работы, получите у руководителей характеристику на вашу деятельность с дифференцированной оценкой, обсуждённую на педагогическом совете и заверенную директором школы.
5. Подготовьтесь и примите участие в итоговом производственном совещании при директоре по подведению итогов практики.
6. Заранее познакомьтесь с планом проведения итоговой научно-практической конференции на факультете, обсудите с групповым руководителем форму участия в ней, при необходимости - соберите фактический материал к выступлению.
Примерная схема общедидактического анализа урока
1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.
2. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.
3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность классного помещения к уроку.
4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подведение итога проверки знаний. Оценка ответа учащихся.
5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Научная и идейная направленность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, образность, доступность изложения, связь с ранее пройденным материалом.
Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий.
Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебниками, справочниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.
6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера
7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся.
8. Характеристика познавательной деятельности учащихся.
Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образованность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.
Приемы создания установки на восприятие нового материала.
Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение развития всех типов памяти учащихся.
Создание проблемной ситуации в начале овладения учащихся новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу. Опора на коллективное мнение учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечения внимания класса к ответам опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. новых понятий. Трудности при усвоении новых понятий.
Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выполненным заданием? Заражал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?
9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1. Общие сведение
Дата проведения, кто проводит. Форма мероприятия.
Цель (задачи) мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно направлено.
Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы воспитательного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников.
2. Анализ подготовки мероприятия
Кто был инициатором проведения данного мероприятия. Как оно готовилось: как обеспечивалась активность школьников, в чем проявилась самостоятельность и инициатива учащихся? Удалось ли в подготовительный период вызвать у школьников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней?
3. Ход мероприятия
Актуальность темы, своевременность проведения мероприятия.
Направленность содержания: разнообразие видов деятельности (познавательная, игровая, трудовая, художественная, спортивная и т.д.), в которую вовлекались учащиеся в процессе подготовки и проведения мероприятия; эмоциональные состояния, возникавшие в процессе его проведения, их адекватность цели и задачам: характер взаимоотношений («учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учитель»), которые складывались в процессе подготовки и проведения. Активность учащихся на всех этапах подготовки и проведения мероприятия. Личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведении дела.
4. Общие оценка
Насколько удалось достигнуть поставленной цели. Оценка содержания мероприятия.
Степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия. Причины успехов, неудач, ошибок. Позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося
1. Общие данные
Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
II. Учебная деятельность
Успеваемость (преобладающие оценки, уровень знаний по различным предметам).
Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).
Способность к учению:
- особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;
- осмысленность восприятия учебного материала;
- уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;
- развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения); развитие воображения.
Старательность в учебной работе. Интерес к занятиям и отношение к учёбе. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
Ш. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)
Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудится и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыками работы).Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает. Организованность и дисциплинированность в труде. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям.
Какие виды труда предпочитает.
IV. Общественная деятельность и активность
Отношение к общественной жизни коллектива. Интерес к общественной жизни страны.
Какие общественные поручения имеет (постоянные, эпизодические, как их выполняет) или не имеет поручений.
V. Направленность личности учащегося и его способности
Интересы (перечислить всё, чем интересуется учащийся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или развлекательную литературу).
Отметить, есть ли особые способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности), в чём они проявляются.
VI. Дисциплинированность
Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).Выполнение школьного режима.
Выполнение требований взрослых. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). Отношение к товарищам по классу. Доволен ли своим положением в коллективе,
Дорожит ли пребыванием в школе. Что особенно ценит в ней. Отношение к воспитателям и учителям.
VIII. Особенности характера и темперамента
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, самому себе);волевые черты характера. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.
IX. Общие психолого-педагогические выводы
Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков.
Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих
перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
Характеристика должна быть подписана классным руководителем.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива
I. Общие сведения о классном коллективе.
I. Общие сведения о классном коллективе, история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда формировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).
П. Организация классного коллектива и руководство им.
Организующее ядро класса, его актив, характеристика его активистов (личностные ценности и мотивы деятельности, инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чём он основан, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению).
Наличие в коллективе неофициальных лидеров, их влияние на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса, наличие «отверженных», причины этого и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.
Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа; эмоциональное «благополучие» или «неблагополучие» отдельных членов коллектива.
Личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
Ш. Содержание и характер коллективной деятельности.
Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, классного коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий), отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
Жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к общественным событиям, искусству, спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса; участие школьного коллектива в общешкольной жизни.
Что сделано практикантом по воспитательной работе в классе и каковы результаты проведённых мероприятий.
Общие выводы и предложения. Уровень развития коллектива, характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, напряженный, эмоционально-нервозный и т.д.). Дисциплина. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Указать мероприятия, которые могут быть проведены в дальнейшем с целью сплочения коллектива класса и повышения успеваемости и дисциплины учащихся.
Характеристика должна быть подписана классным руководителем.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 340.