Общее ознакомление с системой учебно-воспитательной работы в школе осуществляется в первую неделю практики и фиксируется в дневнике практики (список администрации и некоторых членов педагогического коллектива школы, с которыми практиканту предстоит осуществлять сотрудничество, расписание звонков, расписание уроков в закреплённом классе, список класса и схема рассадки учеников в классе, календарные планы учебно-воспитательной работы в классе).
На основании изучения школьной документации, методических материалов и бесед с администрацией, учителями-предметниками и классными руководителями, студентами составляются индивидуальные планы прохождения педагогической практики. К концу первой педели практики индивидуальные планы предоставляются для согласования групповому методисту. Посещение и анализ уроков опытных учителей осуществляется в ходе всего периода практики, однако, наиболее активно проводится в первую её неделю. В ходе наблюдения и последующего анализа уроков осуществляется обучение студентов методам и приёмам анализа педагогического опыта, способствующее его накоплению и осмыслению.
II. Учебная работа по подготовке, проведению и анализу уроков изобразительного искусства, искусство (отечественная и мировая художественная культура), черчения и трудового обучения
Подготовка к уроку, его проведение и анализ – три равнозначных этапа педагогического процесса. Консультации со стороны администрации и педагогов школы и методистов высшего учебного заведения, факультета и кафедры должны быть регулярными.
Подготовка к проведению уроков начинается в первую неделю практики. Студент-практикант в беседе с классным руководителем, учителем- предметником и путем наблюдений выясняет психолого-педагогические особенности классного коллектива и отдельных учащихся, уровень сформированности основных общеучебных и специальных умений, наличие базовых знаний по школьным предметам специальности. Опора на эти сведения о классе при проектировании урока во многом определяют успешность его проведения. Подготовка к проведению урока складывается из нескольких этапов:
- в предварительных консультациях с групповым руководителем, учителем-предметником определить место урока в системе уроков, основные вопросы содержания изучаемого материала, наиболее трудный для объяснения и усвоения учебный материал, возможные приемы активизации деятельности учащихся на уроке, наличие наглядных пособий и дидактического материала к уроку, особенности класса и конкретных учеников на уроке, цели и результаты урока и др.;
- самостоятельно познакомиться с рекомендованной литературой по теме: программой, учебными пособиями, дидактическим материалом;
- разработать план-конспект урока и определить: цели, задачи урока; содержание и объём нового материала; проследить связь с ранее изученным материалом; подобрать материал для повторения, закрепления темы, домашнего задания; определить структуру урока и основные методы работы на каждом этапе урока с учётом особенностей развития учащихся в конкретном классном коллективе; подобрать или разработать необходимые для проведения урока наглядные пособия и дидактический материал;
- обсудить подготовленный первоначальный вариант плана-конспекта урока не позднее, чем за 4 дня до его проведения, с групповым методистом и учителем-предметником в рамках групповых занятий или индивидуальных консультаций;
- учесть рекомендации руководителей практики, внести уточнения, изменения и дополнения в окончательный вариант плана-конспекта;
- подготовить к уроку необходимые наглядные пособия и дидактический материал, технические средства обучения;
- представить план-конспект на утверждение и допуск учителю- предметнику и групповому руководителю не позднее, чем за 2 дня до проведения урока;
- самостоятельно или в рамках групповых занятий, организуемых методистом в период практики, осуществить репетиционное моделирование ситуаций урока.
Планируя систему уроков по теме, необходимо определить место темы в учебном курсе, установить связи с другими темами, сформулировать образовательные задачи, определить объём учебного материала, формы и методы работы по теме в целом, распределить учебный материал по отдельным урокам, наметить формы и методы работы на отдельных уроках.
При подготовке к проведению уроков большое значение имеет осведомлённость практиканта об опыте проведения подобных уроков в параллельных классах другими практикантами или опытными учителями. Посещение и анализ уроков при их подготовке способствуют первоначальной ориентации в характере и особенностях проектируемого урока, а в некоторых случаях являются также и поводом к реализации собственных творческих потенций в области педагогической деятельности.
При посещении уроков студенты изучают:
- методику подготовки учителя к уроку (выбор методов и приёмов для достижения целей урока, подбор и подготовку наглядности и дидактических материалов к уроку и др.);
- методику проведения урока (методы и приёмы осуществления этапов урока, приёмы активизации деятельности учащихся, знание учителем особенностей каждого ученика, воспитание в процессе обучения и др.).
При посещении и анализе урока особое внимание обращается на определение конкретной цели посещения: знакомство с вариантами композиционного построения урока, его типом и структурой, знакомство с методикой активизации деятельности учащихся на уроке, с приёмами объяснения нового материала, методикой опроса, проведения упражнений, организации самостоятельной работы учащихся на уроке, приёмами подведения итогов урока.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.