УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
ВГУ имени П.М. Машерова
________________ Турковский В.И.
«______» ________________ 2016 г.
Регистрационный № П-_________/П
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Для специальностей:
1-03 01 03 Изобразительное искусство и компьютерная графика;
1-03 01 06 Изобразительное искусство, черчение и народные
художественные промыслы
Витебск, 2016 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Дмитрий Степанович Сенько, доцент кафедры изобразительного искусства,кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой изобразительного искусства
(протокол № _____ от _____________);
Советом художественно-графического факультета
(протокол № _____ от _____________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика является неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графического факультета к работе в качестве учителей изобразительного искусства, компьютерной графики, черчения и трудового обучения в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации учебной деятельности школьников, а также в качестве классных руководителей.
Преддипломная практика направлена на систематизацию и обобщение психологических, педагогических и методических знаний и их применение при организации обучающей и воспитательной деятельности учащихся. Она предполагает изучение личностных особенностей обучающихся, проведение уроков по предмету, организацию воспитательных мероприятий и ознакомление с деятельностью учреждения образования.
Общие цели подготовки специалиста:
- формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;
- формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную деятельность;
- формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Преддипломная практика представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов выпускного курсов. В ходе ее реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности и практическим формированием опыта её осуществления.
Основная цель практики - формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную деятельность, организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Основная задача преддипломной практики состоит в овладении студентами технологией целостной педагогической деятельности, включающей выполнение комплексных функций учителя-предметника и классного руководителя.
Преддипломная практика проводится в реальных условиях будущей профессиональной деятельности студента и включает:
1. Управление учебно-познавательной, учебно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся;
2. Регулирование образовательных отношений и взаимодействий в образовательном процессе;
3. Использование оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
4. Организация учебных занятий и воспитательных мероприятий;
5. Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся;
6. Формирование базовых компонентов культуры личности обучающегося;
7. Формирование и развитие у студентов основных социально-профессиональных, профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста;
8. Развитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;
9. Развитие профессиональной культуры и художественного мастерства;
10. Формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную, творческую деятельность;
11. Формирование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом, обучение методам изучения и анализа педагогического опыта и применение его в педагогической деятельности, изучение системы планирования, организации и осуществления работы в школе по предметам специальности;
12. Формирование творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
13. Профориентация и профвоспитание, развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе с детьми;
14. Овладение методикой изучения детей и детского коллектива; методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
15. Обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик, развитие потребности в самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;
16. Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, внешкольных учреждениях дополнительного образования, передового и нетрадиционного педагогического опыта в рамках избранной специальности;
17. Формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций;
18. Работа с одаренными детьми: индивидуальные консультации, мастер-классы, конкурсы, выставки на базе практики и на факультете;
19. Работа с неуспевающими: консультации, дополнительные задания;
20. Накопление научно-методического материала для написания пояснительной записки к дипломной работе, выработка реальных предложение и рекомендаций по дальнейшему ведению дипломной работы;
21. Создание фундаментальной фактологической, иллюстративной, практической основы для выполнения дипломного проекта в материале.
Продолжительность практики на 4 курсе дневной и заочной форм обучения составляет 6 недель. По итогам практики выставляется дифференцированный зачет.
Объектами профессиональной деятельности специалиста в период практики являются:
- система общего среднего образования;
- педагогические процессы;
- научно-методическое обеспечение;
- педагогические инновации;
- образовательные технологии.
Исходя из перечисленных выше объектов профессиональной деятельности и требований к деятельности практикантов содержание педагогической практики можно описать как совокупность видов профессиональной деятельности студента:
- обучающей;
- воспитательной;
- развивающей;
- ценностно-ориентационной;
- творческой.
Содержание преддипломной практики включает: овладение эффективными технологиями и методиками проведения учебных занятий по предмету, а также критериями оценки качества учебного занятия; проведение психологического и педагогического консультирования учащихся и их родителей; осуществление развивающей и воспитательной деятельности в классном коллективе; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта учителей, выполнение индивидуальных заданий по дипломному проектированию.
В соответствии со стандартом в период прохождения преддипломной практики специалист должен формирование следующие группы компетенций:
Академические компетенции:
- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
- АК-2. Владеть методами научно-педагогического исследования.
- АК-4. Уметь работать самостоятельно.
- АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
- АК-10. Уметь регулировать взаимодействия в образовательном процессе.
Социально-личностные компетенции:
- СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
- СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.
Профессиональные компетенции:
- ПК-1. Управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
- ПК-2. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.
- ПК-3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм.
- ПК-4. Организовывать самостоятельную работу обучающихся.
- ПК-5. Использовать оптимальные методы, формы и средства воспитания.
- ПК-6. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.
- ПК-7. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.
- ПК-8. Формировать базовые компоненты культуры личности обучающегося.
- ПК-9. Эффективно реализовывать технологию деятельности классного руководителя.
- ПК-10. Осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся.
- ПК-13. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися.
- ПК-15. Формулировать образовательные и воспитательные цели.
- ПК-16. Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития.
- ПК-17. Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности.
- ПК-18. Организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Преддипломная практика направлена на систематизацию и обобщение психолого-педагогических, методических и художественных знаний, умений и навыков. В процессе практики у студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций, относящихся к обучающей, развивающей, ценностно-ориентационной и художественно-практической деятельности.
Студенты заочной формы обучения (специальности «Изобразительное искусство и компьютерная графика») могут проходить практику в индивидуальном порядке в организациях по месту жительства и работы, в ходатайствующих организациях, соответствующих требованиям программы практики и профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалиста. В этом случае практика может проходить рассредоточено в течение учебного семестра. Решение о прохождении студентом практики в индивидуальном порядке принимается деканом художественно-графического факультета и утверждается приказом ректора университета.При организации преддипломной практики для обучающихся на заочной форме получения высшего образования рекомендуется использовать современные информационно-коммуникационные технологии, возможности образовательной среды «Moodle», электронных ресурсов кафедр ВГУ имени П.М.Машерова.
Итоговой формой контроля практики является дифференцированный зачет. Итоговая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности за весь период практики. Общая оценка определяется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики и руководителя дипломной работой студента. Для получения зачета студенты представляют факультетского руководителю преддипломной практики следующую документацию:
1. Дневник преддипломной практики;
2. Индивидуальный план прохождения практики;
3. Развернутые планы-конспекты уроков (не менее 10 уроков);
4. Развёрнутые планы-конспекты внеклассных мероприятий;
5. Психолого-педагогическую характеристику отдельного учащегося;
6. Отчёт о практике.
7. Пояснительную записку, раскрывающую содержание будущей дипломной работы.
Основными критериями оценки результатов преддипломной практики являются:
- уровень теоретической и практической подготовки будущего учителя к самостоятельной педагогической деятельности, степень овладения профессионально-педагогическими умениями и навыками;
- уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);
- уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе и др.);
- уровень теоретической подготовки к осуществлению дипломного проекта в материале.
Показателем активности студентов, степени осмысленности ими своей работы, существенно влияющим на общую оценку за педпрактику, является эскизные материалы по теме дипломной работы и качество их теоретического осмысления, выраженного в форме пояснительной записки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В ходе практики используются задания, направленные на конкретные виды деятельности и формирование следующих профессиональных компетенций (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь заданий, видов профессиональной деятельности и требований
Планы-конспекты уроков и внеклассных занятий
Планы конспекты подготовленных и проведённых в период практики уроков и внеклассных занятий являются формой отчетных документов, по которым руководители практики могут судить о качестве работы студента.
Примерная схема конспекта урока:
1. Место урока в системе уроков по предмету.
2. Цели, задачи урока.
3. Тип урока, структура и основные этапы урока.
4. Содержание урока на основных его этапах.
5. Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из этапов.
6. Содержание деятельности учащихся на каждом из этапов урока.
7. Задания и вопросы для учащихся на каждом из этапов урока.
8. Дополнительные упражнения занимательного характера, дидактические игры.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика детского коллектива.
2. Место занятия в общей системе воспитательной работы в классе.
3. Обоснование темы и формы организации воспитательной деятельности.
4. Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи занятия.
5. Содержание занятия.
6. Организация и подготовка воспитательного занятия.
7. Методика проведения занятия.
8. Наглядные и дидактические средства, оборудование.
9. Список литературы (для учителя и учащихся).
Отчёт
Отчёт об итогах практики является документом, по которому руководители практики могут судить о её ходе и результатах. В отчётах по итогам практики студенты дают анализ индивидуального плана в соответствии с программой практики, отражают объём проведённой работы; наряду с личными впечатлениями, особое внимание в отчёте должно быть уделено описанию конкретных примеров роста профессиональных умений (чему конкретно научился студент, какие знания и умения приобрёл, какие затруднения испытал, какие пробелы обнаружил в знаниях), обосновывают результаты практики, высказывают пожелания руководителям практики по её улучшению. При написании отчёта, студентам следует остановиться на:
- характеристике состояния учебно-воспитательной работы в классе, школе;
- характеристика класса, школы, в которой проходила практика;
- анализ своей работы в качестве помощника классного руководителя или классного руководителя;
- анализ своей учебной работы;
- общие выводы (какие знания, умения, приобретены в процессе практики);
- какие затруднения в процессе практики испытали, и какая помощь руководителями практики была оказана;
- предложения по совершенствованию организации практики.
Примерная схема отчёта
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________
Факультет____________________________________Курс ________________________
Практика проходила в классе________________________ школе №_________________
с___________________________________ по _____________________________20___ г.
Групповой руководитель_____________________________________________________
Критерии оценки
При подведении итогов учитывается мнение классных руководителей, учителя предметника и администрации школ. Факультетские и групповые руководители при выявлении оценки руководствуются следующим:
1. Качество отдельных видов деятельности студентов.
2. Отношение к педагогической профессии, к учащимся.
3. Отношение к педагогической практике.
4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.
5. Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.
6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.
7. Качество отчетной документации.
Отметка «10» ставится по итогам практики: если практикант показал высокое качество проведенных уроков, серьезное изучение методической литературы, самостоятельность, творчество в разработке содержания конспектов уроков, серьезное отношение к профессиональной деятельности, чуткое, внимательное отношение к учащимся, отбор дидактического материала к занятиям в соответствии с программой, опора при проведении уроков на дидактические принципы, возрастные особенности учащихся, современные требованиями к уроку. На протяжении практики методы и приемы обучения были продуманы с точки зрения педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, способствовали активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Была организована поисковая деятельность учащихся, использовались нестандартные приемы, наглядность, разноуровневые (дифференцированные) задания. Студент проявил высокую культуру общения, речи, педагогический такт. Правильно направлял, комментировал и оценивал деятельность учащихся, замечал и исправлял ошибки в ответах и практической деятельности учащихся. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися, организовывал целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций. Отчетные материалы представлены на высоком уровне с использованием разнообразной наглядности. Показал высокую степень самоанализа своей педагогической деятельности.
Отметка «9» ставится по итогам практики: если практикант показал высокое качество проведенных уроков, серьезное изучение методической литературы, самостоятельность, творчество в разработке содержания конспектов уроков, серьезное отношение к профессиональной деятельности, чуткое, внимательное отношение к учащимся, использовал оптимальные методы, формы и средства воспитания., отбор дидактического материала к занятиям в соответствии с программой, опора при проведении уроков на дидактические принципы, возрастные особенности учащихся, современные требованиями к уроку. Методы и приемы обучения способствовали активизации познавательной и практической деятельности учащихся. На занятиях эффективно использовалась наглядность, разноуровневые задания. организовывал целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций. Практикант проявил высокий уровень подготовки к урокам. По итогам оценки преподавателем от базы практики, с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «10-9». Отчетные материалы представлены на высоком уровне с использованием разнообразной наглядности.
Отметка «8» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне изложения материала, за время практики студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные теоретические источники, самостоятельно сформулировал цель и задачи занятий, качественно разработал и представил планы-конспекты уроков, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера. При проведении занятий грамотно излагал материал, использовал разнообразные методы и приемы активизации учебной и творческой деятельности учащихся. Речь студента выразительная, грамотная, поведение корректное. По итогам оценки преподавателем от базы практики, с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «7-9». Зачетные мероприятия проведены в хорошем темпе, план и цели практики реализованы полностью. Документация представлена на хорошем уровне с использованием разнообразной наглядности, собраны материалы для выполнения дипломного проекта по специальности
Отметка «7» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки, проведены на хорошем уровне изложения материала, за время практики студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, самостоятельно формулировал цель и задачи занятий, качественно разработал и представил планы-конспекты уроков, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера. При проведении урока логично и последовательно излагал материал, применял наглядные средства обучения, однако, не смог рационально распределить время, не всегда замечал и исправлял ошибки учащихся, наблюдалась неорганизованность учащихся на отдельных этапах работы. Вместе с тем представление учебного материала практикантом достаточно выразительное, поведение корректное. Цели практик достигнуты. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «6-8». Зачетные мероприятия проведены на хорошем уровне, программа и цели практики реализованы на высоком уровне. Документация представлена на хорошем уровне с использованием наглядности.
Отметка «6» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне. Дидактические цели и задачи решены. Практикант использовал дополнительные источники информации при подготовке к занятиям, но не смог в полном объеме их реализовать. На протяжении практики преподаватели фиксировали некоторые ошибки методического или фактического характера. При проведении зачетных мероприятий студент недостаточно владел методами и формами организации деятельности учащихся, преобладала фронтальная работа. За время прохождения практики не в полной мере научился рационально распределить время, неуверенно комментировал действия учащихся, допускал ошибки в собственной речи. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «6». Зачетные мероприятия проведены в хорошем темпе, основные цели и задачи практики реализованы. Документация отвечает всем основным требованиям по содержанию и оформлению.
Отметка «5» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне. Основные дидактические цели и задачи решены. Однако при подготовке и проведении занятий студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов уроков, отборе дидактического материала, и его структурировании. При проведении зачетных мероприятий нарушалась логика изложения материала, студент недостаточно эффективно применял методы обучения, результаты деятельности учащихся не комментировались, наблюдалась неорганизованность учащихся на отдельных этапах работы. Не смог реализовать все цели, стоящие перед практикой. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями от кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «5». Документация представлена на удовлетворительном уровне.
Отметка «4» ставится по итогам практики: если не все зачетные уроки проведены.На протяжении практики студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов, отборе дидактического материала и его структурировании, формулировке целей и задач уроков. При проведении мероприятий нарушалась логика изложения учебного материала, студент не смог организовать учебную деятельность. Наблюдалось пренебрежительное отношение к педагогической деятельности, отсутствие контакта с учащимися. Достигнуты только отдельные цели урока. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «4». Документация представлена на низком уровне.
Отметка «3» ставится по итогам практики: если не все зачетные мероприятия выполнены. На протяжении практики студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов, отборе дидактического материала и его структурировании, формулировке целей и задач уроков. Студент не в состоянии организовать методическую и учебную деятельность учащихся. Практикант не заинтересован в получении педагогической профессии, отсутствуют навыки общения с коллегами и учащимися. При проведении уроков допускал грубые ошибки при изложении материала, не смог организовать деятельность учащихся. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет неудовлетворительные оценки. Документация представлена не в полном объеме и на низком уровне.
Отметка «2» ставится по итогам практики: если проведено только половина зачетных уроков. При проведении урока допускал грубые педагогические и методические ошибки. Практикант не заинтересован в получении педагогической профессии, отсутствуют навыки общения с коллегами и учащимися. При проведении уроков допускал грубые ошибки при изложении материала, не смог организовать деятельность учащихся. Задания по педагогике и психологии не выполнены. Документация представлена на неудовлетворительном уровне.
Отметка «1» ставится по итогам практики: практикант не провел ни одного урока. Документация отсутствует. Задания по педагогике и психологии не выполнены.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
Первая неделя практики
Первая неделя практики– важный период в адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса в школе. Под руководством группового руководителя, школьной администрации, учителей-предметников и классных руководителей студенты знакомятся со школой, организацией учебно-воспитательного процесса, классными коллективами; определяют своё место в педагогическом коллективе, обдумывают задачи и намечают перспективы своей работы в период практики.
Начинается первая неделя практики студентов с их беседы с групповым руководителем. В беседе конкретизируются требования и уточняются задания студентам, предъявляются примеры и образцы выполненных заданий, раскрывается содержание отдельных видов работ и способы их выполнения, определяются графики предстоящих методических занятий, консультаций и т.д.
Групповым руководителем организовывается производственное совещание при директоре школы или его заместителе по вопросу проведения педагогической практики или ряд встреч: с администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями. Студенты закрепляются за классами для выполнения программы практики по учебной и внеклассной воспитательной работе
Для общего ознакомления студентов со школой организуется знакомство практикантов с администрацией школы, учителями-предметниками и классными руководителями; с постановкой в школе учебно-воспитательной работы, учебно-методической базой преподавания школьных предметов, педагогическим коллективом, его традициями, требованиями к педагогической работе, особенностями классных коллективов и т.д. Организуется также изучение школьной документации.
В первую неделю практики студенты активно посещают уроки учителей-предметников, уроки других педагогов и внеклассные занятия. Цель таких посещений: знакомство с учебно-воспитательным процессом по предметам специальности; знакомство с опытом преподавания учителей смежных специальностей, ведение педагогических наблюдений для психолого-педагогической диагностики; сбор фактического материала для написания курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. Планирование посещений уроков опытных учителей-предметников следует включать в индивидуальный план практиканта из расчёта не менее двух в день по разным предметам специальности.
Посещение уроков сопровождается их анализом и отражается записями в дневнике практики, который, начиная с установочной конференции, ведут практиканты. В дневнике отражаются также проводимые наблюдения, содержание бесед, рекомендации руководителей практики. Ведение записей в дневнике необходимое требование по практике.
К концу первой недели, по окончании периода адаптации и завершения общего ознакомления со школой, практиканты предоставляют для обсуждения и утверждения групповому руководителю индивидуальный план прохождения практики и план-график проведения зачётных уроков и внеклассных мероприятий.
Своеобразной формой организации студентов в период практики является методический уголок практиканта, назначение которого – информирование педагогического коллектива о процессе прохождения педагогической практики. В методическом уголке практиканта должна быть представлена следующая информация:
- список учащихся (Ф. И.О., класс, смена);
- список учителей-предметников, классных руководителей, осуществляющих руководство практикой;
- список методистов, время проведения консультаций;
- график проведения зачётных уроков и внеклассных занятий;
- экран посещаемости школы студентами-практикантами, объявления.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Подготовкой к преддипломной практике занимаются деканат, кафедры изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и технической графики, кафедры педагогики, психологии, методисты, студенты.
В кабинетах педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин организуются выставки учебной и методической литературы, документации по педпрактике, отражающие результаты педпрактики предшествующих лет. С экспонатами выставок, а также с программой практики и методическими рекомендациями по её проведению следует познакомиться студентам в период подготовки к преддипломной практике.
Для прохождения практики студенты в группах до семи человек распределяются по базам практики в городе Витебске. Как исключение, отдельные студенты могут быть направлены для прохождения педагогической практики по месту жительства или работы. Решение об этом принимает деканат при наличии запроса с организации и при условии должной теоретической и методической подготовки студента, наличии у него определённых практических навыков работы с детьми.
Один из группы студентов, закреплённых за школой, назначается старостой. В его обязанности входит учёт работы студентов в школе, оповещение их о коллективных консультациях, выполнение поручений руководителей практики. Выбор школ для прохождения практики студентами осуществляют руководители практики. Приказ ректора университета о распределении студентов по школам, обеспечении методического руководства и контроля за ходом практики доводится до сведения студентов.
Перед началом практики проводится установочная конференция студентов-практикантов. Цель проведения конференции - подготовка студентов к прохождению практики. На конференции студенты получают конкретные указания по организации и проведению учебно-воспитательной работы в школе, по изучению учащихся и классных коллективов, написанию психолого-педагогической характеристики, по ведению необходимой документации.
Выступления студентов на конференции могут касаться актуальных вопросов проведения практики. Примерные темы таких выступлений: «Визитная карточка педагога-художника», «Встреча с педагогом и его учениками», «О школе, ждущей меня» и др.Участвуя в организационно-деятельностных играх, проводимых в рамках конференции, студенты осмысливают свои личностные позиции в отношении к предстоящей деятельности и соотносят их с позициями других участников процесса: однокурсников, руководителей практики, педагогов; формируют личностно-значимые педагогические ценности, определяются во мнениях и отношениях по актуальным вопросам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПАМЯТКИ ДЛЯ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Подготовка к практике
Изучите программу практики: её цели, задачи, содержание. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой. Познакомьтесь с планом проведения практики; уточните перечень и характер практических заданий на весь период практики.
Примите участие в работе установочной научно-практической конференции, ознакомьтесь с материалами методической выставки.
Проработайте сами материалы школьных программ до начала педагогической практики. Всесторонне сами изучите тот материал, который будете прорабатывать с детьми. Уточните перечень документации, которую нужно будет сдать по окончании педпрактики, примите твёрдое решение не затягивать с её оформлением и сдачей.
Обязанности старосты группы студентов-практикантов
В обязанности старосты входит учёт посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителя практики.
Подготовка к уроку
Узнайте заранее тему своего урока, точно определите учебный материал к этому уроку, его место в системе уроков по теме. Изучите методическую литературу по теме урока.
Посетите 1-2 урока, предшествующие Вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим. Определите цели урока, его структуру и основные этапы. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.
Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.
Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока. Продумайте чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Включите в занятие, если необходимо, упражнение занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.
Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. Оформите развёрнутый план-конспект урока.
Работа с родителями
1. Помните, при осуществлении работы с родителями, вы представляете родительской общественности не только себя лично, но и педагогический коллектив, в котором работаете. Обсуждайте и согласовывайте свои действия с руководителями практики.
2. При выборе формы работы с родителями исходите из требований педагогической целесообразности, осуществляйте выбор форм работы на основании бесед с администрацией школы, учителями и учениками, изучения школьной документации, а также на основании анализа ближайших и перспективных воспитательных задач.
3. При посещении семьи ученика помните, что каждая семья представляет собой сложный мир со своими привычками и традициями. Целесообразно заранее с помощью классного руководителя определить цель посещения, получить некоторые сведения о семье и самом ученике, о взаимоотношениях в семье. Только на основе знания ученика и его семьи можно дать некоторые педагогические советы родителям. Результаты посещений обсуждаются коллективно студентами и руководителями практики.
4. При проведении родительских собраний продумайте и спланируйте содержание разговора с родителями. Это может быть: анализ успеваемости учащихся и рекомендации по подготовке домашних заданий; анализ результатов изучения уровня воспитанности школьников; обзор педагогической литературы по вопросам воспитания детей в семье; беседа с родителями на темы семейного воспитания.
5. При осуществлении работы с родителями руководствуйтесь следующими правилами:
· если вы пригласили родителей для беседы, то обдумайте заранее, какие советы сможете дать им в воспитании сына (дочери);
· никогда не обсуждайте с родителями поступки и поведение других родителей и учащихся;
· при разговоре в присутствии ребёнка никогда не обсуждайте поведение самих родителей;
· организовывая встречу родителей с другими учителями, предоставьте им возможность поговорить отдельно, а затем в общей с вами беседе составить план совместных действий;
· на родительских собраниях надо говорить об общих задачах воспитания, типичных недостатках и трудностях. Ошибки указываются общие, без указания конкретных фамилий. При этом важно обязательно дать советы, как исправить недостатки.
В последнюю неделю практики
1. По окончании практики возьмите для выставки детские рисунки, графические работы, ученические тетради и другие материалы, которые выдаёт на время выставки школа; свои методические материалы, выполненные в ходе практики; фотоматериалы, наглядные пособия и т.д.
2. Самостоятельно или в рамках групповых занятий, организуемых методистом, проведите рефлексию собственной деятельности в период практики.
3. Составьте отчёт о работе в письменном виде и приложите к нему следующие документы:
· индивидуальный план-график проведения уроков и внеклассных занятий, с выставленными в нём оценками за зачётные уроки, заверенные подписью руководителей практики;
· дневник практики;
· развёрнутые планы-конспекты зачётных уроков;
· развёрнутые планы-конспекты внеклассного занятия по специальности и внеклассного воспитательного мероприятия;
· психолого-педагогическую характеристику школьника (ученического коллектива);
· подготовленные Вами экспонаты для участия в выставке научно-практической конференции по итогам проведения практики;
· научно-исследовательскую (художественно-творческую) работу.
4. Если практика проходила по месту жительства или работы, получите у руководителей характеристику на вашу деятельность с дифференцированной оценкой, обсуждённую на педагогическом совете и заверенную директором школы.
5. Подготовьтесь и примите участие в итоговом производственном совещании при директоре по подведению итогов практики.
6. Заранее познакомьтесь с планом проведения итоговой научно-практической конференции на факультете, обсудите с групповым руководителем форму участия в ней, при необходимости - соберите фактический материал к выступлению.
Примерная схема общедидактического анализа урока
1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.
2. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.
3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность классного помещения к уроку.
4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подведение итога проверки знаний. Оценка ответа учащихся.
5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Научная и идейная направленность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, образность, доступность изложения, связь с ранее пройденным материалом.
Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий.
Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебниками, справочниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.
6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера
7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся.
8. Характеристика познавательной деятельности учащихся.
Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образованность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.
Приемы создания установки на восприятие нового материала.
Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение развития всех типов памяти учащихся.
Создание проблемной ситуации в начале овладения учащихся новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу. Опора на коллективное мнение учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечения внимания класса к ответам опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. новых понятий. Трудности при усвоении новых понятий.
Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выполненным заданием? Заражал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?
9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1. Общие сведение
Дата проведения, кто проводит. Форма мероприятия.
Цель (задачи) мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно направлено.
Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы воспитательного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников.
2. Анализ подготовки мероприятия
Кто был инициатором проведения данного мероприятия. Как оно готовилось: как обеспечивалась активность школьников, в чем проявилась самостоятельность и инициатива учащихся? Удалось ли в подготовительный период вызвать у школьников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней?
3. Ход мероприятия
Актуальность темы, своевременность проведения мероприятия.
Направленность содержания: разнообразие видов деятельности (познавательная, игровая, трудовая, художественная, спортивная и т.д.), в которую вовлекались учащиеся в процессе подготовки и проведения мероприятия; эмоциональные состояния, возникавшие в процессе его проведения, их адекватность цели и задачам: характер взаимоотношений («учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учитель»), которые складывались в процессе подготовки и проведения. Активность учащихся на всех этапах подготовки и проведения мероприятия. Личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведении дела.
4. Общие оценка
Насколько удалось достигнуть поставленной цели. Оценка содержания мероприятия.
Степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия. Причины успехов, неудач, ошибок. Позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося
1. Общие данные
Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
II. Учебная деятельность
Успеваемость (преобладающие оценки, уровень знаний по различным предметам).
Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).
Способность к учению:
- особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;
- осмысленность восприятия учебного материала;
- уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;
- развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения); развитие воображения.
Старательность в учебной работе. Интерес к занятиям и отношение к учёбе. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
Ш. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)
Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудится и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыками работы).Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает. Организованность и дисциплинированность в труде. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям.
Какие виды труда предпочитает.
IV. Общественная деятельность и активность
Отношение к общественной жизни коллектива. Интерес к общественной жизни страны.
Какие общественные поручения имеет (постоянные, эпизодические, как их выполняет) или не имеет поручений.
V. Направленность личности учащегося и его способности
Интересы (перечислить всё, чем интересуется учащийся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или развлекательную литературу).
Отметить, есть ли особые способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности), в чём они проявляются.
VI. Дисциплинированность
Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).Выполнение школьного режима.
Выполнение требований взрослых. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). Отношение к товарищам по классу. Доволен ли своим положением в коллективе,
Дорожит ли пребыванием в школе. Что особенно ценит в ней. Отношение к воспитателям и учителям.
VIII. Особенности характера и темперамента
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, самому себе);волевые черты характера. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.
IX. Общие психолого-педагогические выводы
Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков.
Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих
перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
Характеристика должна быть подписана классным руководителем.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива
I. Общие сведения о классном коллективе.
I. Общие сведения о классном коллективе, история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда формировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).
П. Организация классного коллектива и руководство им.
Организующее ядро класса, его актив, характеристика его активистов (личностные ценности и мотивы деятельности, инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чём он основан, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению).
Наличие в коллективе неофициальных лидеров, их влияние на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса, наличие «отверженных», причины этого и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.
Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа; эмоциональное «благополучие» или «неблагополучие» отдельных членов коллектива.
Личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
Ш. Содержание и характер коллективной деятельности.
Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, классного коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий), отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
Жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к общественным событиям, искусству, спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса; участие школьного коллектива в общешкольной жизни.
Что сделано практикантом по воспитательной работе в классе и каковы результаты проведённых мероприятий.
Общие выводы и предложения. Уровень развития коллектива, характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, напряженный, эмоционально-нервозный и т.д.). Дисциплина. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Указать мероприятия, которые могут быть проведены в дальнейшем с целью сплочения коллектива класса и повышения успеваемости и дисциплины учащихся.
Характеристика должна быть подписана классным руководителем.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Колесникова И. А.Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обучающимся по пед. спец. / под общ. ред. В.А.Сластёнина и И.А. Колесниковой. — 4-е изд., стер. — Москва: Академия, 2008. — 334 с.
2. Корнева Л. В.Психологические основы педагогической практики: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Москва: ВЛАДОС, 2006. — 157 с.
3. Психология в педагогической практике: учебно-методическое пособие для студентов пед. спец. университета / УО "Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина", Каф. психологии развития. — Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2009. — 129 с.
Дополнительная
1. Баранок В. Н. Дневник учебно-ознакомительной педагогической практики / [в авторской ред.]; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П.М.Машерова", Каф. коррекционной работы. — Витебск : УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2010. — 77 с.
2. Жук О. Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студ. пед. специальностей. — Мн.: БГУ, 2003. — 383с.
3. Исследовательская работа в период педпрактики по методике преподавания изобразительного искусства: Метод. рекомендации для студ. IV-V курсов худож.-граф.и пед.фак.ун-та / УО "Витебский гос.ун-т им.П.М.Машерова"; Авт.-сост. Волканова С.А. — Витебск : Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2002. — 42с.
4. Методические рекомендации к организации и проведению непрерывной педагогической практики для студентов педагогического факультета с дополнительными специальностями / МГУ им. А. А. Кулешова; сост. М. А. Бесова, В. Н. Гулинская, В. Е. Дроздова. — Могилев: МГУ, 2001. — 40 с.
5. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов III курса (Индивидуальная работа с подростками) / ВГУ ; сост. Ракова Н. А., Макрицкий М. В. — Витебск : Изд-во ВГУ, 1996. — 17 с.
6. Организация и проведение педагогической практики "Введение в школьную жизнь": Учеб.-метод.пособие для учащ. пед. колледжей и училищ / Под общ.ред. Л.Ф.Мирзаяновой. — Мн. : Вышэйшая школа, 2003. — 76с.
7. Организация практики студентов предвыпускного и выпускного курсов по педагогике: учебно-метод. пособие / [авт.-сост. И. Е. Керножицкая] ; МО РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова". — Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2005. — 82 с.
8. Осипов Е.Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося : учеб.-метод. пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / под. ред. А. Н. Сендер ; УО "Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина", Каф. педагогики. — Брест : Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2007. — 138 с.
9. Педагогическая практика в школе : Программа и метод.рекомендации для студ.предвыпускного и выпускного курсов худож.-граф.фак. / УО "Витебский гос.ун-т им.П.М.Машерова"; Авт.-сост. Волканова С.А. — Витебск : Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2002. — 59с.
10. Педагогическая практика в школе: Метод.рекомендации / УО "Брестский гос.ун-т им.А.С.Пушкина".Каф.педагогики нач.обучения;Сост.Мельничук И.А.и др. — Брест : БрГУ, 2002. — 23с.
11. Педагогическая практика на заочном отделении художественно-графического факультета: программа и метод. рекомендации для студентов предвыпускного и выпускного курсов / ВГУ им. П.М.Машерова; авт.-сост. С.А.Волканова.- Витебск: Изд-во ВГУ,2001.- 62 с.
12. Педагогическая практика по психологии : метод. рекомендации для студентов предвыпускных курсов / под общ. ред. М. А. Дыгуна ; [авт.-сост.: А. А. Амельков [и др.]]; М-во образования РБ, УО "Мозырский гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина", Каф. психологии. — Мозырь : УО "МГПУ им. И. П. Шамякина", 2008.— 56 с.
13. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. рекомендации для студ. пед. специальностей / [сост.: З. С. Левчук, Л. А. Силюк] ; УО "Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина". — Брест : Изд-во БрГУ, 2005. — 36 с.
14. Педагогическая практика студентов II курса : Метод. рекомендации / УО "Витебский гос. ун-т им. П.М.Машерова; Авт.- сост. И.Е. Керножицкая. — Витебск : Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2004. — 46с.
15. Педагогическая практика: проектирование и организация эффективной профессиональной подготовки (выпускной курс): [метод. рекомендации]/[авт.-сост. И. Е. Керножицкая]; МО РБ, Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П. М. Машерова", Каф. педагогики.-Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2013. - 50 с.
16. Педагогическая практика: Справочник: Учебно-метод.пособие / Авт.-сост. М.Е. Сысоева. — М. : Центр гуманитарной литературы, 2002. — 128 с.
17. Производственная педагогическая практика студентов III - IV курсов (альтернативная): Метод. рекомендации / УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова"; Авт.-сост.: Н.А.Ракова, О.В.Махиня, Л.Н.Башкова. — Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2004. – 31 с.
18. Производственная педагогическая практика: Практикум /УО "Витебский гос. ун-т им. П.М.Машерова"; Авт.-сост. Т.М.Шанько, Т.В.Прокофьева. — Витебск : Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2003. — 30с.
19. Психологические основы педагогической практики студентов : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / ред. А. С. Чернышев. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 144 с.
20. Психология в педагогической практике: Учеб.-метод. рекомендации Ч. 2 / УО"Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина". Каф. общ. и возрастной психологии; Авт.-сост. М. А. Валитов и др.— Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2002. — 22 с.
21. Психолого-педагогическая практика: методические рекомендации/[авт.-сост. Е.П. Милашевич]; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П.М.Машерова", Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров. - Витебск:УО "ВГУ им. П.М.Машерова",2009. - 31 с.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
ВГУ имени П.М. Машерова
________________ Турковский В.И.
«______» ________________ 2016 г.
Регистрационный № П-_________/П
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Для специальностей:
1-03 01 03 Изобразительное искусство и компьютерная графика;
1-03 01 06 Изобразительное искусство, черчение и народные
художественные промыслы
Витебск, 2016 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Дмитрий Степанович Сенько, доцент кафедры изобразительного искусства,кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой изобразительного искусства
(протокол № _____ от _____________);
Советом художественно-графического факультета
(протокол № _____ от _____________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика является неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графического факультета к работе в качестве учителей изобразительного искусства, компьютерной графики, черчения и трудового обучения в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации учебной деятельности школьников, а также в качестве классных руководителей.
Преддипломная практика направлена на систематизацию и обобщение психологических, педагогических и методических знаний и их применение при организации обучающей и воспитательной деятельности учащихся. Она предполагает изучение личностных особенностей обучающихся, проведение уроков по предмету, организацию воспитательных мероприятий и ознакомление с деятельностью учреждения образования.
Общие цели подготовки специалиста:
- формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;
- формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную деятельность;
- формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Преддипломная практика представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов выпускного курсов. В ходе ее реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности и практическим формированием опыта её осуществления.
Основная цель практики - формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную деятельность, организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Основная задача преддипломной практики состоит в овладении студентами технологией целостной педагогической деятельности, включающей выполнение комплексных функций учителя-предметника и классного руководителя.
Преддипломная практика проводится в реальных условиях будущей профессиональной деятельности студента и включает:
1. Управление учебно-познавательной, учебно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся;
2. Регулирование образовательных отношений и взаимодействий в образовательном процессе;
3. Использование оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
4. Организация учебных занятий и воспитательных мероприятий;
5. Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся;
6. Формирование базовых компонентов культуры личности обучающегося;
7. Формирование и развитие у студентов основных социально-профессиональных, профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста;
8. Развитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;
9. Развитие профессиональной культуры и художественного мастерства;
10. Формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную, творческую деятельность;
11. Формирование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом, обучение методам изучения и анализа педагогического опыта и применение его в педагогической деятельности, изучение системы планирования, организации и осуществления работы в школе по предметам специальности;
12. Формирование творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
13. Профориентация и профвоспитание, развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе с детьми;
14. Овладение методикой изучения детей и детского коллектива; методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
15. Обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик, развитие потребности в самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;
16. Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, внешкольных учреждениях дополнительного образования, передового и нетрадиционного педагогического опыта в рамках избранной специальности;
17. Формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций;
18. Работа с одаренными детьми: индивидуальные консультации, мастер-классы, конкурсы, выставки на базе практики и на факультете;
19. Работа с неуспевающими: консультации, дополнительные задания;
20. Накопление научно-методического материала для написания пояснительной записки к дипломной работе, выработка реальных предложение и рекомендаций по дальнейшему ведению дипломной работы;
21. Создание фундаментальной фактологической, иллюстративной, практической основы для выполнения дипломного проекта в материале.
Продолжительность практики на 4 курсе дневной и заочной форм обучения составляет 6 недель. По итогам практики выставляется дифференцированный зачет.
Объектами профессиональной деятельности специалиста в период практики являются:
- система общего среднего образования;
- педагогические процессы;
- научно-методическое обеспечение;
- педагогические инновации;
- образовательные технологии.
Исходя из перечисленных выше объектов профессиональной деятельности и требований к деятельности практикантов содержание педагогической практики можно описать как совокупность видов профессиональной деятельности студента:
- обучающей;
- воспитательной;
- развивающей;
- ценностно-ориентационной;
- творческой.
Содержание преддипломной практики включает: овладение эффективными технологиями и методиками проведения учебных занятий по предмету, а также критериями оценки качества учебного занятия; проведение психологического и педагогического консультирования учащихся и их родителей; осуществление развивающей и воспитательной деятельности в классном коллективе; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта учителей, выполнение индивидуальных заданий по дипломному проектированию.
В соответствии со стандартом в период прохождения преддипломной практики специалист должен формирование следующие группы компетенций:
Академические компетенции:
- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
- АК-2. Владеть методами научно-педагогического исследования.
- АК-4. Уметь работать самостоятельно.
- АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
- АК-10. Уметь регулировать взаимодействия в образовательном процессе.
Социально-личностные компетенции:
- СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
- СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.
Профессиональные компетенции:
- ПК-1. Управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
- ПК-2. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.
- ПК-3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм.
- ПК-4. Организовывать самостоятельную работу обучающихся.
- ПК-5. Использовать оптимальные методы, формы и средства воспитания.
- ПК-6. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.
- ПК-7. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.
- ПК-8. Формировать базовые компоненты культуры личности обучающегося.
- ПК-9. Эффективно реализовывать технологию деятельности классного руководителя.
- ПК-10. Осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся.
- ПК-13. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися.
- ПК-15. Формулировать образовательные и воспитательные цели.
- ПК-16. Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития.
- ПК-17. Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности.
- ПК-18. Организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
Преддипломная практика направлена на систематизацию и обобщение психолого-педагогических, методических и художественных знаний, умений и навыков. В процессе практики у студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций, относящихся к обучающей, развивающей, ценностно-ориентационной и художественно-практической деятельности.
Студенты заочной формы обучения (специальности «Изобразительное искусство и компьютерная графика») могут проходить практику в индивидуальном порядке в организациях по месту жительства и работы, в ходатайствующих организациях, соответствующих требованиям программы практики и профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалиста. В этом случае практика может проходить рассредоточено в течение учебного семестра. Решение о прохождении студентом практики в индивидуальном порядке принимается деканом художественно-графического факультета и утверждается приказом ректора университета.При организации преддипломной практики для обучающихся на заочной форме получения высшего образования рекомендуется использовать современные информационно-коммуникационные технологии, возможности образовательной среды «Moodle», электронных ресурсов кафедр ВГУ имени П.М.Машерова.
Итоговой формой контроля практики является дифференцированный зачет. Итоговая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности за весь период практики. Общая оценка определяется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики и руководителя дипломной работой студента. Для получения зачета студенты представляют факультетского руководителю преддипломной практики следующую документацию:
1. Дневник преддипломной практики;
2. Индивидуальный план прохождения практики;
3. Развернутые планы-конспекты уроков (не менее 10 уроков);
4. Развёрнутые планы-конспекты внеклассных мероприятий;
5. Психолого-педагогическую характеристику отдельного учащегося;
6. Отчёт о практике.
7. Пояснительную записку, раскрывающую содержание будущей дипломной работы.
Основными критериями оценки результатов преддипломной практики являются:
- уровень теоретической и практической подготовки будущего учителя к самостоятельной педагогической деятельности, степень овладения профессионально-педагогическими умениями и навыками;
- уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);
- уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе и др.);
- уровень теоретической подготовки к осуществлению дипломного проекта в материале.
Показателем активности студентов, степени осмысленности ими своей работы, существенно влияющим на общую оценку за педпрактику, является эскизные материалы по теме дипломной работы и качество их теоретического осмысления, выраженного в форме пояснительной записки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В ходе практики используются задания, направленные на конкретные виды деятельности и формирование следующих профессиональных компетенций (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь заданий, видов профессиональной деятельности и требований
к профессиональным компетенциям
Виды профессиональной деятельности | Требования к профессиональным компетенциям | Задания | Диагностика и самодиагностика |
Ценностно-ориентационная. | Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития; осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности. | Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в закрепленном классе, профильных классах по специальности и школе, с работой учителей-предметников и классных руководителей, классными коллективами | Анализ и оценка учебных программа, календарно-типовых планов по предметам, рефлексия |
Обучающая, Ценностно-ориентационная. | Управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; использовать оптимальные методы, формы и средства обучения; организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм; организовывать самостоятельную работу обучающихся; оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития; осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности. | Подготовка, проведение и анализ уроков по изобразительному искусству. | Анализ и оценка планов-конспектов уроков, рефлексия |
Воспитательная, Развивающая | Организовывать и проводить воспитательные мероприятия; эффективно реализовывать технологию деятельности классного руководителя; организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися; осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся. | Подготовка, проведение и анализ внеклассных воспитательных занятий, | Самоанализ и самооценка проделанной работы, рефлексия |
Ценностно-ориентационная. | Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности. | Разработка и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов. | Сопоставление полученных результатов с существующими аналогами, самооценка проделанной работы, рефлексия |
Ценностно-ориентационная | Осуществлять самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности. | Изучение уровня воспитанности учащихся (состояние дисциплины, уровень общественной активности и др.) | Наблюдение, анализ поведения, учебной активности учащегося |
Развивающая | Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися. | Составление психолого-педагогической характеристики отдельного учащегося | Анализ данных об успеваемости ученика, информации о составе его семьи, наблюдение |
Ценностно-ориентационная. | Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности. | Изучение особенностей работы учителей в профильных классах по специальности | Изучение программ, учебных планов, планов-конспектов |
Развивающая | Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися | Придумать комплекс личностно-ориентированных заданий для ученика с целью реализации его личностного потенциала в учебном процессе (определить индивидуальный смысл изучения предмета, постановка собственных целей в изучении, выбор оптимальной формы и темпа обучения, индивидуальных методов, осуществлять за счет дополнительных упражнений оценку и корректировку его деятельности) | Анализ и оценка проделанной работы, рефлексия |
Художественно-практическая | Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание ;иметь навыки использования мультимедийных средств, развивать навыки самостоятельной работы с учебной, справочной, научной литературой и др. источниками информации. | Разработка эскизов дипломного проекта; накопление и систематизация теоретического материала к дипломной работе | Эскизы дипломного проекта, базовый вариант пояснительной записки. |
В процессе практики перечисленные виды деятельности конкретизируются при осуществлении студентами следующих заданий:
1. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе и школе, с работой учителей-предметников (в том числе в профильных классах по специальности) и классных руководителей, классными коллективами (изучают методический фонд класса учителя-предметника, классного руководителя, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты учителей и другую школьную документацию);
2. Подготовка, проведение и анализ уроков по изобразительному искусству, черчению, трудовому обучению, а также внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных занятий, разработка и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов (в том числе для обучения учащихся профильных классов);
3. Выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методикам преподавания изобразительного искусства, черчения, трудового обучения (по выбору);
4. Самостоятельно вести работу над дипломным проектом по выбранной теме.
Исходя из перечисленных видов деятельности, осуществляемых студентами-практикантами, в содержание программы практики включены следующие разделы:
I. Общее ознакомление с системой учебно-воспитательной работы в школе, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, деятельностью учителей-предметников и классных руководителей.
II. Учебная работа по подготовке, проведению и анализу уроков изобразительного искусства, компьютерной графики, черчения и трудового обучения.
Ш. Внеклассная работа учителя-предметника по одной из специальностей.
IV. Воспитательная работа в школьном ученическом коллективе.
V. Психолого-педагогическое изучение учащихся.
VI. Разработка эскизов и пояснительной записки к дипломному проекту.
По каждому из разделов программы студент в период практики выполняет ряд практических заданий, объём которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики. В ходе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
1. Планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;
2. Работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и внеклассным занятиям;
3. Выбирать наиболее эффективные формы, методы и приёмы проведения уроков и внеклассных занятий с учётом особенностей физического и психического развития учащихся;
4. Разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;
5. Проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности;
6. Выполнять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов;
7. Осуществлять научно-исследовательскую и художественно-практическую деятельность.
Студентам-практикантам необходимо выполнить следующие требования во время прохождения преддипломной практики:
1. Выполнить установленный объем классно-урочных занятий и внеклассных мероприятий;
2. Проходить практику в 1-9 классах средней общеобразовательной школы или детской школы искусств по школьным учебным предметам: изобразительное искусство, искусство(отечественная и мировая художественная культура), черчение, трудовое обучение, по которым в процессе теоретической подготовки были прослушаны соответствующие курсы методики обучения.
3. Разработать эскизы по теме дипломной работы.
В ходе практики студенты ведут следующую документацию:
1. Дневник преддипломной практики;
2. Индивидуальный план прохождения преддипломной практики;
3. Развернутые планы-конспекты уроков;
4. Развёрнутые планы-конспекты внеклассных занятий: всех воспитательных мероприятий с учащимися и одного занятия по одному из предметов специальности.
Составляют:
· психолого-педагогическую характеристику отдельного учащегося;
· отчёт о педагогической практике;
· пояснительную записку к дипломной работе.
Для студентов, по разрешению деканата направленных для прохождения практики по месту жительства или месту работы, необходимо также предоставить характеристику с отметкой, обсуждённую на заседании педагогического совета школы и заверенную директором.
В содержание практической деятельности студентов входит ознакомление с учебно-воспитательной работой в классных коллективах. В связи с этим организуются встречи и беседы с администрацией школы, с учителями-предметниками, с классными руководителями. Организуется посещение и последующий анализ:
· уроков и внеклассных занятий учителей в закреплённом за студентом классе;
· уроков и внеклассных занятий учителей профильных классов по специальности (при их наличии);
· уроков и внеклассных занятий учителей-предметников по своей специальности в закрепленном и других классах;
· уроков и внеклассных занятий опытных учителей.
В ходе практики происходит изучение:
· школьной документации: расписания занятий по предметам специальности и учебным предметам в прикреплённом классе; с документами учёта учебной и внеклассной работы по изобразительному искусству, искусству (отечественная и мировая художественная культура), черчению, трудовому обучению;
· учебных программ, тематических и поурочных планов учителя, планов внеклассной работы по специальности;
· психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенностей их познавательной, учебной и творческой деятельности, учёт мотивации, особенностей педагогического общения и микроклимата на уроках и др.);
· отдельных учащихся и коллектива класса;
· особенностей работы с одаренными детьми;
· плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения.
Учебная работа по специальности:
· изучение уровня предметных знаний, умений и навыков учащихся (анализ документации, работ учащихся, беседы и др.);
· разработка плана-графика проведения уроков изобразительного искусства, искусство (отечественная и мировая художественная культура), черчения, трудового обучения;
· подготовка необходимых дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения к урокам;
· проведение отдельных уроков и внеклассных занятий по изобразительному искусству, искусство (отечественная и мировая художественная культура), черчению, трудовому обучению;
· проведение консультаций, мастер-классов в группах с одаренными детьми;
· изучение специфики организации учебного процесса в интегрированных классах;
· посещение уроков учителей и практикантов, участие в их анализе.
Воспитательная работа:
· изучение уровня воспитанности учащихся (состояние дисциплины, уровень общественной активности и др.);
· участие в качестве помощника классного руководителя в подготовке, организации и проведении внеклассных мероприятий, исходя из плана классного руководителя на весь период практики;
· разработка плана-графика проведения внеурочных воспитательных занятий в период практики;
· подготовка и проведение отдельных внеурочных занятий, обеспечивающих разносторонний воспитательный результат.
Методическая и самостоятельная работа:
· участие в работе педагогического совета по вопросам, касающимся преподавания предметов специальности, воспитательной работы с учащимися и т.д.;
· участие в работе методического объединения, предметной секции, семинара классных руководителей;
· систематический анализ своей практической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы школы в дневнике.
Исследовательская работа:
· сбор и накопление материала для написания докладов и выступлений (к итоговой научно-практической конференции, семинарам по педагогике, психологии, методикам); сбор и накопление материала для дипломной работы;
· выполнение научно-исследовательского задания по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства, методике черчения, методике трудового обучения (одного из перечисленных по выбору студента);
· подготовка материалов для методических кабинетов школы, материалов выставки по итогам практики.
В процессе проведения практики студенты формируют следующие умения и навыки:
· умение обосновывать свои действия с педагогических позиций, опираться на педагогическую теорию;
· умение отбирать педагогическую и методическую литературу для осуществления функций учителя-предметника и классного руководителя;
· умение организовывать процесс самоподготовки к урокам и внеклассным занятиям;
· умение проводить уроки разных типов по предметам специальности с применением разнообразных методов обучения и использования различных форм организации занятий;
· умение самостоятельно и коллективно проводить психолого-педагогический анализ урока, внеклассного мероприятия;
· умение организовать воспитательную работу с классом;
· умение составлять психолого-педагогическое заключение об уровне развития личности одного из учащихся.
По окончании практики перечисленные документы в недельный срок сдаются для анализа групповому руководителю.
Руководство, контроль, оценку результатов преддипломной практики и подведение её итогов осуществляют факультетский и групповые руководители практики, методисты по частным методикам, педагогике, психологии, заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители. Руководители практики ставят перед практикантами конкретные задачи, оказывают им методическую помощь в подготовке к проведению уроков, внеклассных мероприятий.
Методическая помощь студентам может осуществляться в рамках индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, регулярно проводимых в период практики.
Самостоятельно и в рамках групповых занятий с методистами, студенты могут выполнять конкретные задания, направленные на стимулирование учебно-творческой и исследовательской деятельности, на развитие рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности.
В рамках сложившейся системы контроля и оценки деятельности студентов в период практики в школе осуществляются два вида учёта работы: текущий (в ходе практики) и итоговый (после окончания сроков ее проведения).
Текущий контроль осуществляется руководителями практики в процессе наблюдения за работой студентов во время подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, выполнения других видов деятельности. Уроки студентов-практикантов оцениваются по 10-балльной системе. При выставлении оценки преподаватель должен учитывать уровень сложности поставленных и решенных задач практикантом.
Основная задача итогового контроля – подведение итогов работы студентов в период практики, выявление достижений и недостатков в их работе. Результаты итогового учета формулируются в протоколах итоговых конференций в виде выводов: о теоретической и практической подготовленности студентов к осуществлению ими учебно-воспитательной, научно-исследовательской и художественно-творческой работы; о качестве работы организаторов и руководителей педагогической практики; о путях дальнейшего её усовершенствования.
При подведении итогов практики анализируются отчётные документы студентов-практикантов, что позволяет обоснованно судить о качестве их работы и степени осмысления ими своего педагогического опыта, об отношении к выбранной профессии.
Текущий и итоговый контроль, анализ и оценка деятельности студентов в период практики, осуществляется в рамках использования конкретных диагностических методик. Методы оценки результатов практики следующие: наблюдение; беседы с учителями-предметниками, классными руководителями, школьной администрацией, студентами; анализ качества работы студентов на методических занятиях, консультациях, семинарах в период практики; самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе по избранной специальности и качества своей работы в период педагогической практики, самоанализ результатов методической и творческой работы; анализ характеристик студентов, предоставленных учителями-предметниками, классными руководителями; руководителями дипломных работ, анализ представленной студентами документации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.