Дневник студента-практиканта является официальным документом, по которому руководители практики могут судить о её ходе и результатах. Дневник начинают вести с установочной конференции, а затем продолжают ежедневно вести по месту прохождения практики. В дневнике учитывается и анализируется ознакомительная, организационная, учебная и воспитательная работа, внеклассная работа по специальности, фиксируются данные наблюдений по изучению отдельных учащихся и классного коллектива, записывается собранный материал для написания курсовой и дипломной работы, а также записываются замечания и рекомендации руководителей практики. В дневник можно заносить личные впечатления практиканта.
Дневник студента – практиканта включает:
- фамилию, имя и отчество студента практиканта;
- курс факультета ВГУ имени П.М.Машерова;
- сроки (число, месяц, год) начала и окончания практики;
- тип, название и номер школы, город, район, область;
- номер класса, к которому прикреплен студент-практикант;
- фамилия, имя, отчество классного руководителя;
- фамилия, имя, отчество учителей-предметников;
- фамилия, имя, отчество факультетского руководителя;
- фамилия, имя, отчество группового руководителя;
- фамилия, имя, отчество методиста по педагогике;
- фамилия, имя, отчество методиста по психологии;
- директор школы (фамилия, имя, отчество);
- зам.директора по учебно-воспитательной работе);
- адрес школы и служебный телефон.
Следующая страница может быть отведена для оглавления по содержанию дневника.
На первых страницах дневника, как правило, фиксируются результаты общего ознакомления с учебно-воспитательным процессом школы, класса, отражается изучение школьной документации. К этим данным в период практики студент будет обращаться не раз, поэтому имеет смысл вести их особенно разборчиво:
- список учащихся класса;
- размещение учащихся в классе;
- расписание уроков и расписание звонков;
- план воспитательной работы классного руководителя на четверть.
На последующих страницах фиксируются оперативные записи:
- наблюдения и анализ уроков и внеклассных занятий учителей и студентов-практикантов;
- самоанализ уроков и внеклассных занятий;
- замечания и рекомендации руководителей практики.
Дневник предоставляется для просмотра руководителям практики по их требованию.
Планы-конспекты уроков и внеклассных занятий
Планы конспекты подготовленных и проведённых в период практики уроков и внеклассных занятий являются формой отчетных документов, по которым руководители практики могут судить о качестве работы студента.
Примерная схема конспекта урока:
1. Место урока в системе уроков по предмету.
2. Цели, задачи урока.
3. Тип урока, структура и основные этапы урока.
4. Содержание урока на основных его этапах.
5. Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из этапов.
6. Содержание деятельности учащихся на каждом из этапов урока.
7. Задания и вопросы для учащихся на каждом из этапов урока.
8. Дополнительные упражнения занимательного характера, дидактические игры.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика детского коллектива.
2. Место занятия в общей системе воспитательной работы в классе.
3. Обоснование темы и формы организации воспитательной деятельности.
4. Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи занятия.
5. Содержание занятия.
6. Организация и подготовка воспитательного занятия.
7. Методика проведения занятия.
8. Наглядные и дидактические средства, оборудование.
9. Список литературы (для учителя и учащихся).
Отчёт
Отчёт об итогах практики является документом, по которому руководители практики могут судить о её ходе и результатах. В отчётах по итогам практики студенты дают анализ индивидуального плана в соответствии с программой практики, отражают объём проведённой работы; наряду с личными впечатлениями, особое внимание в отчёте должно быть уделено описанию конкретных примеров роста профессиональных умений (чему конкретно научился студент, какие знания и умения приобрёл, какие затруднения испытал, какие пробелы обнаружил в знаниях), обосновывают результаты практики, высказывают пожелания руководителям практики по её улучшению. При написании отчёта, студентам следует остановиться на:
- характеристике состояния учебно-воспитательной работы в классе, школе;
- характеристика класса, школы, в которой проходила практика;
- анализ своей работы в качестве помощника классного руководителя или классного руководителя;
- анализ своей учебной работы;
- общие выводы (какие знания, умения, приобретены в процессе практики);
- какие затруднения в процессе практики испытали, и какая помощь руководителями практики была оказана;
- предложения по совершенствованию организации практики.
Примерная схема отчёта
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________
Факультет____________________________________Курс ________________________
Практика проходила в классе________________________ школе №_________________
с___________________________________ по _____________________________20___ г.
Групповой руководитель_____________________________________________________
Критерии оценки
При подведении итогов учитывается мнение классных руководителей, учителя предметника и администрации школ. Факультетские и групповые руководители при выявлении оценки руководствуются следующим:
1. Качество отдельных видов деятельности студентов.
2. Отношение к педагогической профессии, к учащимся.
3. Отношение к педагогической практике.
4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.
5. Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.
6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.
7. Качество отчетной документации.
Отметка «10» ставится по итогам практики: если практикант показал высокое качество проведенных уроков, серьезное изучение методической литературы, самостоятельность, творчество в разработке содержания конспектов уроков, серьезное отношение к профессиональной деятельности, чуткое, внимательное отношение к учащимся, отбор дидактического материала к занятиям в соответствии с программой, опора при проведении уроков на дидактические принципы, возрастные особенности учащихся, современные требованиями к уроку. На протяжении практики методы и приемы обучения были продуманы с точки зрения педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, способствовали активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Была организована поисковая деятельность учащихся, использовались нестандартные приемы, наглядность, разноуровневые (дифференцированные) задания. Студент проявил высокую культуру общения, речи, педагогический такт. Правильно направлял, комментировал и оценивал деятельность учащихся, замечал и исправлял ошибки в ответах и практической деятельности учащихся. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися, организовывал целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций. Отчетные материалы представлены на высоком уровне с использованием разнообразной наглядности. Показал высокую степень самоанализа своей педагогической деятельности.
Отметка «9» ставится по итогам практики: если практикант показал высокое качество проведенных уроков, серьезное изучение методической литературы, самостоятельность, творчество в разработке содержания конспектов уроков, серьезное отношение к профессиональной деятельности, чуткое, внимательное отношение к учащимся, использовал оптимальные методы, формы и средства воспитания., отбор дидактического материала к занятиям в соответствии с программой, опора при проведении уроков на дидактические принципы, возрастные особенности учащихся, современные требованиями к уроку. Методы и приемы обучения способствовали активизации познавательной и практической деятельности учащихся. На занятиях эффективно использовалась наглядность, разноуровневые задания. организовывал целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций. Практикант проявил высокий уровень подготовки к урокам. По итогам оценки преподавателем от базы практики, с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «10-9». Отчетные материалы представлены на высоком уровне с использованием разнообразной наглядности.
Отметка «8» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне изложения материала, за время практики студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные теоретические источники, самостоятельно сформулировал цель и задачи занятий, качественно разработал и представил планы-конспекты уроков, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера. При проведении занятий грамотно излагал материал, использовал разнообразные методы и приемы активизации учебной и творческой деятельности учащихся. Речь студента выразительная, грамотная, поведение корректное. По итогам оценки преподавателем от базы практики, с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «7-9». Зачетные мероприятия проведены в хорошем темпе, план и цели практики реализованы полностью. Документация представлена на хорошем уровне с использованием разнообразной наглядности, собраны материалы для выполнения дипломного проекта по специальности
Отметка «7» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки, проведены на хорошем уровне изложения материала, за время практики студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, самостоятельно формулировал цель и задачи занятий, качественно разработал и представил планы-конспекты уроков, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера. При проведении урока логично и последовательно излагал материал, применял наглядные средства обучения, однако, не смог рационально распределить время, не всегда замечал и исправлял ошибки учащихся, наблюдалась неорганизованность учащихся на отдельных этапах работы. Вместе с тем представление учебного материала практикантом достаточно выразительное, поведение корректное. Цели практик достигнуты. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «6-8». Зачетные мероприятия проведены на хорошем уровне, программа и цели практики реализованы на высоком уровне. Документация представлена на хорошем уровне с использованием наглядности.
Отметка «6» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне. Дидактические цели и задачи решены. Практикант использовал дополнительные источники информации при подготовке к занятиям, но не смог в полном объеме их реализовать. На протяжении практики преподаватели фиксировали некоторые ошибки методического или фактического характера. При проведении зачетных мероприятий студент недостаточно владел методами и формами организации деятельности учащихся, преобладала фронтальная работа. За время прохождения практики не в полной мере научился рационально распределить время, неуверенно комментировал действия учащихся, допускал ошибки в собственной речи. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «6». Зачетные мероприятия проведены в хорошем темпе, основные цели и задачи практики реализованы. Документация отвечает всем основным требованиям по содержанию и оформлению.
Отметка «5» ставится по итогам практики: если все зачетные уроки проведены на хорошем уровне. Основные дидактические цели и задачи решены. Однако при подготовке и проведении занятий студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов уроков, отборе дидактического материала, и его структурировании. При проведении зачетных мероприятий нарушалась логика изложения материала, студент недостаточно эффективно применял методы обучения, результаты деятельности учащихся не комментировались, наблюдалась неорганизованность учащихся на отдельных этапах работы. Не смог реализовать все цели, стоящие перед практикой. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями от кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «5». Документация представлена на удовлетворительном уровне.
Отметка «4» ставится по итогам практики: если не все зачетные уроки проведены.На протяжении практики студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов, отборе дидактического материала и его структурировании, формулировке целей и задач уроков. При проведении мероприятий нарушалась логика изложения учебного материала, студент не смог организовать учебную деятельность. Наблюдалось пренебрежительное отношение к педагогической деятельности, отсутствие контакта с учащимися. Достигнуты только отдельные цели урока. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет в основном оценки «4». Документация представлена на низком уровне.
Отметка «3» ставится по итогам практики: если не все зачетные мероприятия выполнены. На протяжении практики студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке планов-конспектов, отборе дидактического материала и его структурировании, формулировке целей и задач уроков. Студент не в состоянии организовать методическую и учебную деятельность учащихся. Практикант не заинтересован в получении педагогической профессии, отсутствуют навыки общения с коллегами и учащимися. При проведении уроков допускал грубые ошибки при изложении материала, не смог организовать деятельность учащихся. По итогам оценки преподавателем от базы практики, руководителями с кафедры педагогики и психологии имеет неудовлетворительные оценки. Документация представлена не в полном объеме и на низком уровне.
Отметка «2» ставится по итогам практики: если проведено только половина зачетных уроков. При проведении урока допускал грубые педагогические и методические ошибки. Практикант не заинтересован в получении педагогической профессии, отсутствуют навыки общения с коллегами и учащимися. При проведении уроков допускал грубые ошибки при изложении материала, не смог организовать деятельность учащихся. Задания по педагогике и психологии не выполнены. Документация представлена на неудовлетворительном уровне.
Отметка «1» ставится по итогам практики: практикант не провел ни одного урока. Документация отсутствует. Задания по педагогике и психологии не выполнены.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
Первая неделя практики
Первая неделя практики– важный период в адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса в школе. Под руководством группового руководителя, школьной администрации, учителей-предметников и классных руководителей студенты знакомятся со школой, организацией учебно-воспитательного процесса, классными коллективами; определяют своё место в педагогическом коллективе, обдумывают задачи и намечают перспективы своей работы в период практики.
Начинается первая неделя практики студентов с их беседы с групповым руководителем. В беседе конкретизируются требования и уточняются задания студентам, предъявляются примеры и образцы выполненных заданий, раскрывается содержание отдельных видов работ и способы их выполнения, определяются графики предстоящих методических занятий, консультаций и т.д.
Групповым руководителем организовывается производственное совещание при директоре школы или его заместителе по вопросу проведения педагогической практики или ряд встреч: с администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями. Студенты закрепляются за классами для выполнения программы практики по учебной и внеклассной воспитательной работе
Для общего ознакомления студентов со школой организуется знакомство практикантов с администрацией школы, учителями-предметниками и классными руководителями; с постановкой в школе учебно-воспитательной работы, учебно-методической базой преподавания школьных предметов, педагогическим коллективом, его традициями, требованиями к педагогической работе, особенностями классных коллективов и т.д. Организуется также изучение школьной документации.
В первую неделю практики студенты активно посещают уроки учителей-предметников, уроки других педагогов и внеклассные занятия. Цель таких посещений: знакомство с учебно-воспитательным процессом по предметам специальности; знакомство с опытом преподавания учителей смежных специальностей, ведение педагогических наблюдений для психолого-педагогической диагностики; сбор фактического материала для написания курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. Планирование посещений уроков опытных учителей-предметников следует включать в индивидуальный план практиканта из расчёта не менее двух в день по разным предметам специальности.
Посещение уроков сопровождается их анализом и отражается записями в дневнике практики, который, начиная с установочной конференции, ведут практиканты. В дневнике отражаются также проводимые наблюдения, содержание бесед, рекомендации руководителей практики. Ведение записей в дневнике необходимое требование по практике.
К концу первой недели, по окончании периода адаптации и завершения общего ознакомления со школой, практиканты предоставляют для обсуждения и утверждения групповому руководителю индивидуальный план прохождения практики и план-график проведения зачётных уроков и внеклассных мероприятий.
Своеобразной формой организации студентов в период практики является методический уголок практиканта, назначение которого – информирование педагогического коллектива о процессе прохождения педагогической практики. В методическом уголке практиканта должна быть представлена следующая информация:
- список учащихся (Ф. И.О., класс, смена);
- список учителей-предметников, классных руководителей, осуществляющих руководство практикой;
- список методистов, время проведения консультаций;
- график проведения зачётных уроков и внеклассных занятий;
- экран посещаемости школы студентами-практикантами, объявления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.