Воспитательная работа студентов-практикантов в школьном ученическом коллективе осуществляется в следующих видах:
- планирование воспитательной работы на весь период практики;
- осуществление функций классного руководителя (помощника классного руководителя);
- подготовка развёрнутых планов-конспектов, проведение и анализ внеклассных воспитательных мероприятий;
- подготовка развёрнутого плана-конспекта, проведение и анализ зачетного внеклассного воспитательного мероприятия.
Алгоритм планирования воспитательной работы в период практики:
- определяется её характер, виды, объём, формы и сроки осуществления;
- согласовывается с групповым руководителем практики, методистом по воспитательной работе;
- отражается в индивидуальном плане студента-практиканта.
Характер предстоящей в период практики внеклассной воспитательной работы выявляется в беседах со школьной администрацией, классными руководителями, учащимися школы; в процессе ознакомления со школьной документацией. Планирование и осуществление воспитательной работы студент выполняет, опираясь на результаты изучения школьной документации, классного коллектива, отдельных учащихся, на беседы с классными руководителями, осуществляемые преимущественно в первую неделю практики, но продолжающиеся в течение всего её периода. Результаты изучения фиксируются в дневнике практиканта.
При осуществлении студентом-практикантом ежедневного руководства классным коллективом (самостоятельно или в роли помощника классного руководителя), спектр его обязанностей может включать:
- индивидуальную и групповую работу с учащимися;
- индивидуальную и групповую работу с родителями;
- участие в педсоветах, производственных совещаниях в школе, работе районных семинаров классных руководителей;
- ведение классной документации;
- дежурство по классу, школе.
Основной задачей подготовки и проведения отдельных форм воспитательной работы является освоение практикантами системы конкретных воспитательных умений: разработка перспективы предстоящей деятельности, планирование работы, распределение обязанностей между учащимися, контроль и диагностика процесса, разработка и применение системы методов и приёмов воспитательного воздействия.
При осуществлении индивидуальной или групповой работы с родителями в рамках выполнения функций классного руководителя (помощника классного руководителя) студенты-практиканты:
- посещают семьи школьников, изучают условия жизни и воспитания школьников в семье;
- проводят индивидуальные беседы с родителями;
- выступают на классных родительских собраниях по вопросам воспитания детей в семье.
Одно из запланированных студентом-практикантом внеклассных воспитательных мероприятий является зачётным. При подготовке и проведении такого занятия следует в основном придерживаться тех же требований и рекомендаций, что и при подготовке и проведении урока. Специфика требований и рекомендаций по подготовке и проведению зачётного мероприятия отражена в методической литературе к прохождению педагогической практики, подготовленной кафедрой педагогики.
V. Психолого-педагогическое изучение отдельного учащегося и классного коллектива
Психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся и ученического коллектива осуществляется студентом-практикантом в течение всего периода практики. Цель психолого-педагогической диагностики – формирование представлений об уровне воспитанности класса и отдельных учащихся; уровне учебной и творческой активности; об индивидуальных особенностях отдельных учащихся и др.
Осуществляется психолого-педагогическая диагностика посредством: изучения школьной документации (классные журналы, школьные дневники, личные дела учащихся и т.д.); изучения результатов учебной и творческой деятельности школьников (домашних работ, рисунков, поделок, письменных работ и устных ответов на уроке и т.д.); бесед с учащимися, их родителями, педагогами; наблюдения за учащимися и другими методами. Фиксируются результаты диагностики и фактический материал в дневнике педпрактики. Результаты диагностики оформляются в виде психолого-педагогической характеристики учащегося или классного коллектива.
При составлении плана и написании характеристики необходимо учесть следующее:
- не ограничиваться общими формулировками, подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами;
- не допускать схематизма: не фиксировать внимание исключительно на положительных или исключительно на отрицательных аспектах личности (коллектива);
- включить в характеристику описание опыта собственного воздействия на ученика (коллектив), анализ её результатов.
Методические рекомендации по осуществлению психолого-педагогической диагностики, выполнению и оформлению заданий содержаться на кафедре психологии и педагогике университета.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.