Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административная ответственность наиболее часто применяется в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ.
КоАП РФ устанавливает следующие административные взыскания: "предупреждение;
штраф;
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права (например, права охоты);
исправительные работы;
административный арест.
Штраф является самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленных соответствующему органу, налагающему штраф. Не следует путать административный штраф с платежами за выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ.
Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица. Объектом экологических проступков служит экологическая безопасность.КоАП РФ в качестве одного из условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления. Это умысел, повторность правонарушения и т. д.
Глава 8 КоАП РФ посвящена экологическим правонарушениям. Административная ответственность











Правовой статус Министерства природных ресурсов РФ.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.
Задачами Министерства природных ресурсов РФ являются:

разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, организаций и населения соответствующей информацией.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет следующие функции:

разрабатывает основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды;

разрабатывает проекты федеральных законов, издает по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, нормативные правовые акты;

организует и осуществляет лицензирование видов деятельности, связанных с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира;

обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
обеспечивает ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по изучению недр, государственного кадастра отходов, государственного лесного кадастра, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

6) осуществляет государственный мониторинг природных ресурсов;

7) осуществляет государственный экологический контроль;

8) формирует систему особо охраняемых природных территорий, ведет Красную книгу РФ;

9) обеспечивает проведение работ по стандартизации, сертификации, метрологическому контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды;

10) осуществляет международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

11)осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов РФ имеет право:

1)запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению министерства;

2) прекращать, приостанавливать или ограничивать право пользования природными ресурсами, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

3) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм;

4) давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства РФ;

5) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

6) направлять материалы о нарушениях экологического законодательства РФ в органы внутренних дел, прокуратуру, суд.




Правовой статус Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — федеральная служба России, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 года № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

- органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

- специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

- органом государственного горного надзора;

- специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

- органом государственного энергетического надзора;

- специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ.

1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор:

5.1.1. в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

5.1.2. в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

5.1.3. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

5.1.4. за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

5.1.5. за использованием и охраной водных объектов;

5.1.6. за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

5.1.7. за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

5.1.8. за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

5.1.9. государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

5.2. выполняет функции:

5.2.1. административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;

5.2.2. федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал;

5.3. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

5.3.1. добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

5.3.2. оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

5.3.3. добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими;

5.3.4. содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

5.3.5. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;

5.3.6. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства);

5.3.7. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб;

5.3.8. экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов;

5.3.9. экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения;

5.3.10. экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых);

5.3.11. экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;

5.3.12. экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации;

5.3.13. создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции;

5.4. организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу:

5.4.1. проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов;

5.4.2. материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе:

проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования.

Правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ.

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 [330].

Минсельхоз России осуществляет свою деятельность непосредственно, через подведомственные ему федеральную службу и федеральное агентство, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.

Сфера деятельности Минсельхоза России включает: 1) агропромышленный комплекс (в том числе животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий); 2) рыболовство; 3) производственную деятельность на судах рыбопромыслового флота; 4) промышленное рыбоводство (аквакультуру); 5) охрану, рациональное использование, изучение, сохранение, воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В установленной сфере деятельности Минсельхоз России осуществляет функции: а) выработки государственной политики; б) нормативно-правового регулирования. В сфере агропромышленного комплекса он осуществляет функции по оказанию государственных услуг. Кроме того, на него возложены функции контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.

К сфере деятельности Минсельхоза России относятся также земельные отношения (в части земель сельскохозяйственного назначения). Здесь он осуществляет функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) государственного мониторинга.

Минсельхоз России осуществляет функции но управлению государственным имуществом в подведомственных организациях. Он является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

Минсельхоз России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере [330. П. 5]. Он вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства и подведомственной ему федеральной службы.

Минсельхоз России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: 1) порядок и условия проведения оценки племенной продукции; 2) порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; 3) порядок учета зерна и продуктов его переработки при осуществлении их поставок для государственных нужд и при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв; 4) правила в области ветеринарии; 5) правила и нормы в области племенного животноводства; 6) правила и нормы в области мелиорации земель; 7) программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области агропромышленного комплекса; 8) регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с селекционными достижениями; 9) порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 10) порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) но продаже земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; 11) порядок осуществления государственного мониторинга и государственного земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Минсельхоз России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям. Он осуществляет также: 1) реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; 2) организацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций; 3) формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, резерва средств защиты растений.

Минсельхоз России ведет: 1) реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; 2) учет федерального фонда семян, мелиорированных земель; 3) учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); 4) реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Минсельхоза России; 5) государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр; 6) государственный каталог пестицидов и агрохимикатов; 7) реестры и регистры в области ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и плодородия почв.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 364.