В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).
Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:
· праве владения;
· праве пользования;
· праве распоряжения.
Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.
Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:
· установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
· взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
29. Экологические требования при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию
Производственных объектов.
В условиях переходного периода к рыночной экономике важное значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Это предполагает, прежде всего, совершенствование всей системы правовых экологических требований, с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических задач, соответствия условиям переходного периода к рыночной экономике.
Эколого-правовые требования к сфере хозяйственной деятельности сформулированы в федеральном и региональном экологическом законодательстве. По своему содержанию они весьма многочисленны. Поэтому для анализа этих требований необходимо их определенным образом сгруппировать.
С позиций системного подхода эколого-правовые требования в рассматриваемой области в зависимости от содержания и целевой направленности можно подразделить на два вида. Это эколого-правовые требования, сформулированные в действующем законодательстве:
а) применительно к хозяйственной деятельности в целом, которые распространяются на все субъекты и стадии хозяйственной деятельности. Эколого-правовые требования содержатся, прежде всего, в статьях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, закрепляющих принципы, нормативы, приоритеты, правила охраны окружающей среды и природопользования;
б) касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. В частности, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий. Они включают конкретные эколого-правовые требования, конкретизирующие общие правовые экологические требования, адресованные отдельным стадиям хозяйственной деятельности с учетом специфики их экологических задач.
При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать:
– обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества;
– недопущение ухудшения состояния отдельных природных объектов;
– недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов;
– недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения.
Кроме того, эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом:
а) комплексного характера охраны природной среды;
б) особенностей рационального использования и охраны отдельных природных объектов.
Рассмотрим эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности.
Во-первых, при размещении предприятий и производственных объектов в соответствии с Законом об охране окружающей среды, необходимо обеспечить, в частности:
– выполнение природоохранных требований;
– восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экологической безопасности с учетом ближайших (отдаленных) экологических, экономических, иных последствий их эксплуатации;
– приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия;
– соблюдение правовых экологических требований при выборе места строительства объекта;
– принятие решения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
– учет результатов референдумов, который затрагивает законные интересы граждан;
– выполнение санитарных правил и установление их санитарно-защитных зон при размещении объектов.
В федеральном природоресурсном законодательстве предусматриваются дополнительные правовые экологические требования в рассматриваемой сфере. К их числу относятся, в частности:
– обеспечение сохранения среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 ФЗ о животном мире);
– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, учета фонового уровня, прогноза изменения его качества (ст. 16 ФЗ об охране атмосферного воздуха);
– учет влияния объекта на состояние вод и природную среду, согласование места строительства предприятий и объектов с органами управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, органом санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– согласование размещения и определения места строительства производственного предприятия и объекта с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, проведение государственной экологической экспертизы проекта (ст. 65 Лесного кодекса РФ).
К сожалению, анализ правовых требований по охране отдельных природных объектов при размещении предприятий и производственных объектов показывает, что рассматриваемые правовые требования пока не согласуются между собой, а также и с общими эколого-правовыми требованиями.
Во-вторых, эколого-правовые требования при проектировании предприятий и объектов сформулированы в:
а) федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. К их числу относятся, в частности, следующие правовые экологические требования:
– обеспечение учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природную среду;
– проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды;
– запрещение изменения стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из них природоохранных мер;
– соблюдение санитарных правил;
б) законодательных и иных нормативных правовых актах федерального природоресурсного законодательства. К ним относятся следующие правовые требования, в частности:
– обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ, их обезвреживания (Закон об охране атмосферного воздуха);
– сохранение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (Закон об охране животного мира);
– учет влияния объектов на состояние вод и природную среду и создание замкнутых систем технического водоснабжения;
– проектирование прямоточных систем при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и экологической экспертизы (Водный кодекс РФ).
Правовые требования по охране отдельных объектов при проектировании предприятий и производственных объектов также не согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
В-третьих, экологические требования при строительстве (реконструкции) предприятий и объектов содержатся в:
а) Законе об охране окружающей среды. Правовые экологические требования включают, в частности:
– соблюдение природоохранных, санитарных и строительных требований;
– выполнение мер по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель и благоустройству территорий;
– недопущение осуществления строительства (реконструкции) объектов до утверждения проектов и отвода земель или с нарушением проектов, или по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу;
– недопущение изменения утвержденных проектов в ущерб правовым экологическим требованиям;
б) федеральном природоресурсном законодательстве. Сюда относятся следующие правовые требования:
– обеспечение учета влияния объекта на состояние вод и природную среду, создание замкнутых систем технического водоснабжения (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– сохранение среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 Закона о животном мире);
– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха; запрещение строительства предприятий и объектов, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, природной среды, уничтожению генетического фонда растений и животных, негативному воздействию на земли, леса, недра, воды или весь природный комплекс (Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»3).
Правовые требования по охране отдельных объектов при строительстве предприятий и объектов также не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
В-четвертых, правовые экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий и объектов содержатся в:
а) Законе об охране окружающей среды. Экологические требования включают, в частности:
– выполнение в полном объеме правовых экологических требований, предусмотренных проектами;
– запрещение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами и технологиями, обеспечивающими выполнение правовых экологических требований;
– запрещение ввода предприятий и объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий;
– руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию производственных предприятий, объектов несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства;
б) федеральном природоресурсном законодательстве. Экологические требования, в частности, включают:
– обеспечение учета влияние предприятия и производственного объекта на состояние вод и природную среду; запрещение ввода в эксплуатацию предприятий и объектов без установления зон санитарной охраны и пунктов наблюдения за состоянием вод, не оборудованных сооружениями по учету забираемых и сбрасываемых вод и их очистке; ввод водозаборных и сбросовых сооружений без рыбозащитных устройства (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– запрещение превышения нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух (Закон об охране атмосферного воздуха);
в) законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. К числу правовых требований относятся, в частности:
– недопущение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов в заповедниках;
– ввод объектов в пределах заказников, национальных и природных парков, противоречащих их целям и задачам и могущих причинить вред природной среде.
Таким образом, изучение и анализ системы эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов, показывает, что в действующием экологическом и природоресурсном законодательстве предусматриваются гарантии эффективного функционирования будущего предприятия с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В то же время следует отметить, что правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
Все это не может не сказаться на природоохранительной деятельности производственных предприятий и объектов при его эксплуатации.
В связи с этим действующее в настоящее время федеральное и региональное экологическое и природоресурсное законодательство нуждается в необходимых изменениях и дополнениях:
Во-первых, в Законе об охране окружающей среды целесообразно предусмотреть специальную статью о правовых экологических требованиях в природопользовании.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации.
Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов.
В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер.
Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий.
30. Экологические требования при эксплуатации объектов.
Экологические требованиязакона сформулированы раздельно для размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
При строительстве объекта обязательны следующие требования (ст.43 Закона «Об охране окружающей природной среды»):
- строительство разрешается только по проекту, прошедшему экологическую экспертизу;
- ведение строительных работ до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре запрещается;
- при ведении строительных работ должны соблюдаться меры по охране природы;
- при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
При вводе в эксплуатацию (ст. 44):
- ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований;
- запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями по охране природы и без завершения запроектированных работ по охране природы.
При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (ст.45):
- предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;
- выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выданного специальным, уполномоченным на то органом РФ в области охраны окружающей природной среды;
-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть установлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;
- нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельности предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;
- перепрофилирование деятельности предприятий и организаций производится только по согласованию с органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 637.