Формы возмещения вреда установлены Гражданским кодексом РФ (нормы которого имеют общий характер) и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (нормы которого имеют специальный характер). Учитывая специальный характер правовых норм закона «Об охране окружающей среды», они при регулировании отношений в сфере охраны окружающей среды имеют приоритетное значение.
Согласно п. 3 ст. 77 закона «Об охране окружающей среды», «Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».
При этом приоритет при определении формы возмещения вреда законодателем отдается утвержденным в установленном порядке таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде.
Исчисление убытков осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативныхактов, методической документации, кадастровой оценке природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.
Возмещение вреда может осуществляться в стоимостной форме за счет собственных средств лица, совершившего экологическое правонарушение, или средств страховых организаций.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 78 закона «Об охране окружающей среды»: «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
Поэтому, согласно данной норме определение размера вреда осуществляется:
1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;
2) при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.
При отсутствии этих составляющих размер вреда определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.
Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, Г осударственного комитета по охране окружающей среды РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.
ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка - участок покрыт траншеями, котлованами и т. п. - восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.
К натуральным формам возмещения можно отнести меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота, строительство и передача истцу сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.
При натуральной форме возмещения вреда заключаются соответствующие договоры и/или соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.
Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом.
К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей природной среды до исходного к моменту причинения вреда, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.
Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т. е. используется комбинация способов.
Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая - наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.
Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам - также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. В данный момент, полномочия по установлению такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр (в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 04.05.1994 № 126 (ред. от 30.06.2009) «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира».
Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв. В настоящее время установлены новые таксы для исчисления размера вреда, причиненного экологическими правонарушениями занесенным в Красную книгу России объектам флоры и среде их обитания. Они применяются при отсутствии проектов результат инновационныхи иных восстановительных работ.
Новые ставки в несколько раз превышают прежние, они установлены в твердой денежной сумме. Так, за уничтожение одного хвойного дерева возраста старше 3-х лет с диаметром ствола не более 20 см взыскивается 75 тыс. руб. (прежде -5 тыс. руб.). Вырубка 1 кустарника - 15 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.). Сорванный цветок из Красной книги - 300 руб. за экземпляр (вместо прежних 20 руб.). За уничтожение 1 га участка произрастания древесных и кустарниковых пород такса составляет 750 тыс. руб. (ранее - 50 тыс. руб.). Если нарушение имело место на территории федерального заповедника, такса увеличивается втрое. При использовании техники или химических веществ ставки умножаются на 1,5.
Новые таксы не распространяются на виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка которых запрещена, а также она занесенные в Красную книгу пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения. Причиненный им вред исчисляется согласно лесному законодательству. Следует отметить, что возмещение вреда не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности.
В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы навоспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара. При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.
Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (ранее эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций
Дата: 2018-12-28, просмотров: 369.