Правовая охрана окружающей природной среды в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве, городах и иных поселениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окру­жающей среды в России законодатель предусматривает систему меро­приятий, в структуру которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных ресурсов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюде­ния и исполнения должностными и юридическими лицами, индивиду­альными предпринимателями.

Требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограниче­ния или их совокупность, установленные законами, иными нормативны­ми правовыми актами, природоохранными нормативами, государствен­ными стандартами и иными нормативными документами в области охра­ны окружающей среды.

Такие требования могут предусматриваться к хозяйственной или иной деятельности в различных сферах человеческой жизнедеятельности и отрас­лях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, обороне и т. д. На­рушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструк­ции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зда­ний, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов ис­полнительной власти, осуществляющих государственное управление в об­ласти охраны окружающей среды.

Традиционно на первом месте в эколого-правовом регулировании, хо­зяйственной деятельности находится промышленная деятельность.

Правовая охрана окружающей среды в промыш­ленности - деятельность основанная на нормах права систему мер организационного, экономического, идеологического характера и юридической ответственности, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественными объединениями, направленных на обеспечение струк­турной перестройки производства, внедрения малоотходных и безотход­ных технологий, ресурсосберегающей техники, выпуска экологически безопасной продукции и рационального использования природных ре­сурсов в целях осуществления экологических прав граждан в интересах настоящих и будущих поколений людей.

Цели охраны окружающей среды в промыш­лености:

Во-первых, непосредственной целью является сохранение и оздоровление окружающей среды в ходе экономического развития, рацио­нальное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Во-вторых, перспективной целью является организация безотходного производства в промышленности.

В-третьих, конечная цель - обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, реализация принципа сочетания экономических и экологических интересов общества.

Для достижения этих целей законодатель предусматривает выполне­ние юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических требований в процессе осуществления хозяйственной дея­тельности на всех стадиях организации производства: при размещении, проектировании и строительстве объектов (доэксплуатациоиная стадия); вводе их в эксплуатацию; эксплуатации и выводе из эксплуатации (послеэксплуатационная стадия).

Размещение объекта - это выбор земельного участка для последующе­го расположения на нем определенного хозяйственного объекта (здания, строения, сооружения), производимый с учетом требований законода­тельства об охране окружающей среды и рационального использования при­родных ресурсов, а также с учетом возможных экологических, экономиче­ских, демографических и иных последствий деятельности указанного объ­екта (объектов).

Проектирование объекта - это деятельность по разработке, согласо­ванию и утверждению необходимой для строительства технической и иной документации. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропо­генной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, приме­няться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилуч­шие существующие технологии, способствующие охране и восстановле­нию окружающей среды, рациональному использованию и воспроизвод­ству природных ресурсов.

Общие требования следует пони­мать как общеобязательные, распространяемые на все категории хозяй­ственных объектов. В их числе - соблюдение нормативов качества окру­жающей среды, утвержденных технологий и требований, осуществление рекультивации земель, благоустройство территории, проведение мероприятий по восстановлению природной среды при выводе объекта из эксплуатации и т. д.

Специальные требования следует рассматривать в качестве дополни­тельных, распространяемых лишь на отдельные категории промышлен­ных предприятий, конкретизируя в сторону ужесточения экологические требования для них. Так, при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов до­полнительно действуют правила, установленные ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и технические регламенты, предусмотренные ФЗ РФ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, а в кварталах, микрорайонах город­ских и сельских поселений - зеленые зоны, включающие в себя лесопарко­вые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды.

Определенную специфику имеет охрана окружающей среды в энерге­тике.

К числу энергетических предприятий следует отнести гидроэлек­тростанции (ГЭС), тепловые электростанции (ТЭС) и атомные электро­станции (АЭС). Каждое из этих энергетических предприятий имеет свои положительные и отрицательные стороны и по-своему представляет опасность для окружающей среды.

Учитывая эти проблемы, ст. 40 Закона «Об охране окружающей сре­ды», наряду с общими требованиями экологической безопасности, при­менимыми к энергетическим объектам, устанавливает и ряд особенно­стей размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

1. Так, сооружение ГЭС ведет к таким негативным последствиям, как затопление огромной территории, разрушение на ней экосистем, унич­тожение памятников истории, культуры и природы, уничтожение живот­ного мира и рыбных запасов и т. д.

При размещении, проектировании, строительстве, рекон­струкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ГЭС должны учитывать­ся реальные потребности в электрической энергии соответствующих ре­гионов, а также особенности рельефов местностей. При размещении та­ких объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, зе­мель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологиче­ских систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ.

Обеспечение безопасности таких гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

До начала наполнения водохранилища в соответствии с проектом должны быть собраны и вывезены из его зоны редкие и исчезающие виды флоры и фауны и созданы необходимые условия для их развития и воспроизводства, выполнены мероприятия по научному исследованию, инженерной защите или переносу исторических и культурных памятников.

До перекрытия русла реки должны быть построены рыбопропускные сооружения, а до начала наполнения водохранилища - нерестововыростные хозяйства и рыбопитомники.

Карьеры грунтовых материалов для отсыпки земляных сооружений следует, как правило, размещать в зоне затопления. При производстве работ необходимо предусматривать и строго выполнять мероприятия, обеспечивающие соблюдение действующих законодательств в области охраны окружающей среды.

2. АЭС представляют повышенную опасность для населения в связи с возможными авариями и необходимостью захоронения радиоактивных отходов.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе АЭС, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, а также осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиаци­онной безопасности окружающей среды и населения.

Введение в эксплуатацию и расположение ядерных установок, в том числе АЭС, осуществляется при наличии обосновывающих материалов, а также при положительных заключений государственной эколо­гической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотрен­ных законодательством РФ и подтверждающих экологическую и радиа­ционную безопасность ядерных установок.

3. Экологическая безопасность ТЭС заключается в надежности систем очистки продуктов сгорания топлива. При проектировании и строительстве ТЭС должны преду­сматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производст­ва. Под безопасными видами топлива следует понимать природный газ, массовый перевод на который тепловых электростанций пока сдержива­ется его недостаточностью, а также некоторыми техническими и финан­совыми проблемами.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены в ст. ст. 34 - 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной экспертизы:

- экспертизы промышленной безопасности,

- экологической экспертизы,

- экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций),

- экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).

При размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, необходимо соблюдать, прежде всего, требование об обеспечении радиационной безопасности таких объектов.

Радиационная безопасность атомных станций считается достаточной, если техническими средствами и организационными мерами обеспечиваются непревышение основных пределов доз облучения персонала, населения и соблюдение требований установленных правил.

Правовая охрана окружающей природной среды населенных пунктов. Населенные пункты на территории России подразделяются на две категории: города и поселки городского типа, сельские населенные пункты. Определение категории населенных пунктов находится в ведении РФ. Земли, находящиеся в пределах городской черты (поселковой черты) считаются городскими землями. Земельная территория города разделяется на: земли городской застройки; общего пользования; специального назначения (занятые предприятиями промышленности, транспорта и т.д.); городские угодья (используемые для сельского хозяйства, садоводства); природоохранного рекреационного назначения;, богатые общераспространенными полезными ископаемыми; для застройки и использования, резервные. Деятельность по расселению, развитию населенных пунктов, созданию условий для здоровой и безопасной среды обитания людей называется градостроительством и регулируется законами «Об охране окружающей природной среды», «Об основах градостроительства в РФ», «Об архитектурной деятельности в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Земельным кодексом, Первичной документацией градостроительного регулирования служит градостроительная документация (генеральная схема расселения и природопользования, генеральные планы поселений, проекты планировки и застройки, паспорт социально-экономического положения города).

Растительность в пределах городской черты подразделяется на две группы: лесная (произрастающая в городах на землях лесного фонда — городские леса, лесопарки, лесные массивы) и не лесная (на городских землях, не отнесенных к лесному фонду). Лесопользование и охрана лесов регулируется лесным законодательством.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 477.