Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 "О недрах". Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.
Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.
К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.
Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.
Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.
Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.
Регулярные платежи делятся на две подкатегории:
1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.
Правовые меры охраны недр.
Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении воспроизводства минерально—сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется при помощи: управления; лицензирования; учета; контроля.
Задачами государственного регулирования являются:
1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
2) обеспечение развития минерально—сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, которые используются для строительства подземных сооружений и которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
4) установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
5) введение платежей, связанных с пользованием недрами, регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
6) установление стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» государственное управление отношениями недропользования осуществляется:
1) Президентом РФ;) Правительством РФ;
2) органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) федеральным органом управления Государственным фондом недр;
4) органами государственного горного надзора.
Федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные органы не вправе:
1) выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, которые осуществляют разведку и разработку месторождений полезных ископаемых или строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
2) заниматься коммерческой деятельностью.
Задача государственного контроля над геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр заключается в обеспечении соблюдения семи пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль над геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы государственного геологического контроля и органы государственного горного надзора; при этом они взаимодействуют с природоохранными и иными контрольными органами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 356.