Самоуправление – одна из форм человеческого общежития, основывается на принципах свободы, равенства, самостоятельности, непосредственного участия в управлении, ответственности, активности, инициативы, добровольности, взаимодействия, сотрудничества, контроле.
Практика самоуправления ведет начало от первобытной, общинно-родовой демократии. Анархизм проповедует отрицание деления общества на управляемых и управляемых, ликвидацию государственного и всякого другого организованного принуждения. Идея построения общества снизу вверх путем добровольного объединения свободных индивидов и общин. В марксизме общественное самоуправление использовалось для характеристики будущего бесклассового коммунистического общества. Принципы самоуправления также развивались в идеологии «зеленых», социал-демократов. Самоуправленческие идеи воплощены в кибуцах в Израиле.
Местное самоуправление предполагает децентрализацию управления, обеспечивающую автономию нижестоящих административных единиц по отношению к центру, выборность высших должностных лиц, а часто и право их отзыва избирателями, широкое непосредственное участие граждан в управлении с помощью общественных советов, референдумов, опросов и других форм прямого волеизъявления.
Положительное в самоуправлении – позволяет более полно выражать волю и интересы отдельным людям или группам, преодолевается отчуждение от власти, эффективная борьба с бюрократизмом и коррупцией, самореализация личности.
Отрицательное – некомпетентность в управлении снижает его эффективность, размыта ответственность, преобладание краткосрочных интересов над долгосрочными, сиюминутности над перспективой.
Организационные истоки местного самоуправления относятся к средним векам. Тогда первыми подобными органами стали вече, гильдии и цеховые организации. Новый импульс был дан в XVIII в. (Американская и Французские конституции). Произошло осознание разницы между местными интересами и государством.
В XIX в. в мире сложилось 3 основных системы местного самоуправления:
1) Англосаксонская – происходит четкое разграничение полномочий, при котором правительство никак не вмешивается в деятельность местного самоуправления.
2) Французская – допускается контроль центральной властью органов местного самоуправления через специальных представителей или других уполномоченных лиц.
3) Германская – органы местного самоуправления действуют по поручению государства.
В Российской империи оживление местного самоуправления связано с пореформенным развитием середины XIX в. (1864г.-земская, 1870г.- городская реформы):
-население получило право избирать земские собрания;
-земские и городские органы не подчинялись администрации (губернатору), но действовали под его контролем;
-во главе губернских собраний (в них было от 29 до 62 чел. И избирались на 3 года) был предводитель дворянства, исполнительным органом являлась управа (до 6 чел.);
-у земств был служащий по найму персонал (врачи, учителя, инженеры), приглашаемые управой или председателем.
В Советский период существовали домовые комитеты, органы народного контроля, дружины, местные советы и т.п. Однако фактически местное самоуправление попало под полный контроль государства.
С 1993г. стала формироваться современная система местного самоуправления.
Наиболее распространенные в РФ виды населенных пунктов, обладающие органами местного самоуправления:
-республиканские и областные центры;
-все остальные центры;
-города областного подчинения с внутрирайонным делением;
-прочие значительные города;
-районные центры;
-поселки городского типа;
-крупные села;
-мелкие деревушки и города.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 205.