На Руси основным видом знамен были военные. Цвета и рисунки стягов славянских и древнерусских племен до крещения Руси были разными, но преимущественным цветом, видимо, был красный. По форме некоторые великокняжеские стяги до 988г. н.э. были елорусовми. В 16-17 вв. на русских знаменах изображались святые, двуглавые орлы, сонце, звезды и другое. По краям знамена имели широкую кайму, богато расписанную или расшитую серебряными или золотыми нитями. Изображения Спаса и других религиозных святынь на боевых знаменах прошли сквозь всю историю русской армии. Государственными стягами были красное знамя “Всемилостливого Спаса” Ивана Грозного 1552г., его же лазоревый стяг 1560г., а также красный 1653г. и зеленый 1654г. стяги царя Алексея Михайловича.
Среди цветов наиболее распространенным в России считался красный – его использовали и при короновании в Успенском соборе, и для балдахинов над царем во время крестных ходов, и в праздничных и свадебных нарядах русских девушек.
Во время парадных встреч послов выносились чаще всего лазоревые, красные и белые знамена. Появлялись иногда и поясные двухцветные бело-красные штандарты. 3 сентября 1634г. турецкого посла встречали шестью штандартами: первый был из белого атласа с изображением двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью: “Доблестью побеждаю”; далее было три синих с белым с изображением на одном грифа, на другом – улитки, на третьем – руки с мечом; далее еще один с изображением двуликого Януса; последний – красный, без изображения. На средневековых русских миниатюрах знамена раскрашивались красной, синей, зеленой и реже желтой краской.
Уже в первой трети 17 века белый, голубой и красный выполняли роль государственных цветов. Первым государственным династическим знаменем России в 17в. можно считать белое знамя с изображением русского герба – золотого (редко черного) двуглавого орла. На белом шелковом полотнище размером 4м. по горизонтали с алой каймой, сделанном в 1665-1668гг. для царя Алексея Михайловича, был изображен золотой русский орел, на груди которого помещался царь, колящий копьем змея, а также выписаны полный титул царя и областные гербы России. Гербовое знамя выносилось во время торжественных государственных и церковных церемоний. В походе оно означало присутствие царя в войске.
9 апреля 1668г. на суда Волжско-Каспийской флотилии было указано выдать огромное количество материи белого, синего и красного цветов. Таким образом, можно твердо установить: 1) правительство сознавало, что морской флаг должен выполнять функции государственного (“которого государства корабль, того государства… знамя”); 2) государственными цветами России с 1667-1668гг. были признаны белый, синий и красный; 3) цвета эти восходят к наиболее распространенным цветам знамен московского войска.
С петровского времени нам известен точный порядок полос на флаге – белая, синяя, красная. Этот флаг поднимался на ботике Петра – “дедушке русского флота”. Вот описание русского флага начала 18 века: “Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия”. Торговым флагом в 1693-1700гг. считался белый с двуглавым черным орлом. Демонстрация бело-сине-красного флага в международных водах на боевых кораблях в 1700 и 1716гг. позволяет утверждать, что он считался первым вариантом государственного. Иногда бело-сине-красные цвета повторялись дважды, трижды или четырежды, т.е. флаг бывал шести или даже двенадцатиполосным.
Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705г.: в этот день от имени царя был издан указ: “На торговых всяких судах, которые ходят по Москва-реке и по Волге и по Двине и по иным всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом. А иным образцом знамен, опричь этого образца, на упомянутых торговых судах не ставить. А если кто учинится тому, Его Великого Государя указу ослушен и тому учинено будет жестокое наказание”.
Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (Вера); выше – небесный (Надежда); на самом верху – божественный (Любовь). Позже, в 19 веке, полосам придали значение содружества трех восточнославянских народов – елорусов, украинцев и русских.
С полным правом бело-сине-красный флаг может быть назван флагом Петра Великого. Затем его станут называть торговым, купеческим, коммерческим, “обывательским”, гражданским и, наконец, Русским Национальным.
При вступлении на престол Александра II был изменен цвет на государственных знаменах, утвердился черно-желто-белый флаг (черный цвет соответствовал двуглавому орлу, желтый – золотому фону, на котором изображался орел, а белый – всаднику в московском гербе). Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с неотмененным “торгово-гражданским”. В торжественных случаях казенные черно-желто-белые “романовские” цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Придумали и объяснение для романовских цветов: “золото, серебро и земля”.
Бело-сине-красный флаг постепенно становился обычным украшением праздничных дней как в русских городах, так и в деревнях. Этими флагами москвичи окружили памятник Пушкину в конце Тверского бульвара 6 июня 1880г. и памятник гренадерам, павшим под Плевной (1887г.). На государственном уровне двойственность символики была осознана при Александре III, который при своей коронации 25 апреля 1883г. отдал предпочтение петровскому флагу. 7 мая 1883г. было опубликовано высочайшее повеление: “В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов”.
В марте 1896г. при Министерстве Юстиции было созвано “Особое совещание”, которое должно было окончательно ответить на вопрос – какой флаг следует признать “народным”. Традиции Петра Великого и флота и на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая геральдика, а народные цвета должны определить цвет флага. 5 апреля 1896г. было постановлено, что государственным флагом всей империи должен окончательно считаться бело-сине-красный.
Начиная с последнего десятилетия 19 века можно говорить о “культе” бело-сине-красного флага. Почти на каждом доме в крупных городах были прикреплены гнезда для флажных древков. На Нижегородской выставке 1896г. все узорчатые павильоны-теремки декорировались бело-сине-красной материей и веерами флагов. В русско-японскую войну трехцветный флаг появлялся в боевых частях русской армии – над постройками и в полках.
Однако в годы русских революций в противовес царской символике на улицах и баррикадах появились запрещенные красные флаги, принятые в качестве символики социалистическими партиями в Европе в 1870г. С марта по май 1917г. революционный Петроград был затоплен половодьем алых знамен – ими встречали “отца русской социал-демократии” Г.В. Плеханова и будущего вождя российского пролетариата В.И. Ленина.
Но трехцветный символ России оставался де-юре государственным и после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Лишь 8 апреля 1918г. Я.М. Свердлов на заседании правительства коснулся данного вопроса: “До сих пор национальный флаг остается трех цветов. Правда, его никто не употребляет, но в настоящее время, когда приходится отправлять своих послов за границу над русским посольством должен развиваться национальный флаг и без нашего разрешения его невозможно вывесить и невозможно вывесить и красный флаг до тех пор, пока этот вопрос не будет решен в ту или иную сторону. Позвольте сделать наш боевой флаг нашим национальным российским флагом. Кто за утверждение национального флага? Единогласно принято”. 10 июля 1918г. 5-й Всероссийский съезд Советов принял красный торговый, морской и военный флаг.
Трехцветный флаг очередной раз возродился в 1989г. В воскресенье 12 марта в 15 часов он впервые взвился над площадью Маяковского в самом центре Москвы и у Казанского собора в Ленинграде (ныне город носит прежнее название Санкт-Петербург) на митингах памяти Февральской революции. А спустя 2 года (ровно через7е года после выступления Я.М. Свердлова) 8 апреля 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила на сей раз возвращение трехцветного флага как флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации”. Через три дня он был поднят над русской святыней – Кремлем. Так произошло третье рождение трехцветного символа Петра Великого.
4. Какая музыка символизировала государство на разных этапах истории России?
Вплоть до конца 17 века в России в качестве государственной функционировала религиозная символика. В 15 – 17 вв. хор пел православные духовные песнопения во время церковных праздников и событий общегосударственного значения. Петр Великий открыл путь светской музыке. “Виват, Россия, именем преславна”, “Радуйся, Российский Орле двоеглавый”, “Возвеселися, Россие, правоверная страна” – такими и подобными им песнями прославлялись успехи молодой державы. В течение всего 18 века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн “Тебя, Бога, хвалим”, который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел ПетрI после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721г. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в “царские” (именинные) дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.
Вплоть до 1790-х гг., пока не появился “Гром победы”, некоторые функции светского гимна при выходах императора, на парадах, приемах послов также выполнял старейший русский “Преображенский марш”. В походах солдаты и офицеры после команды “Песенники, вперед!” запевали “Преображенский марш” на слова поэта С.Марина:
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг!
Вот Суворов где сражался!
Там Румянцев где разил!
Каждый воин отличался,
Путь ко славе находил.
И т.д.
18 марта 1814г. перед штурмом Парижа русская армия устроила “психическую демонстрацию”: все оркестры с высот Монмантра один за другим играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. В 1857г. по Военному ведомству был издан приказ: каждый полк должен иметь свой марш-эмблему. Полковые оркестры начали играть уже не только военную музыку, но и оперную симфоническую классику – Россини, Вагнера, Листа, Верди, Чайковского, Рубинштейна и др.
В отличие от “Преображенского марша” другой марш – “Гром победы” – стал неофициальным гимном со дня своего рождения. Он появился во время русско-турецкой войны 1787 – 1791гг. и прославлял подвиг солдат Суворова, уничтоживших 30-тысячную турецкую армию, взяв 11 декабря 1790г. штурмом крепость Измаил. Текст его был сложен в 1791г. поэтом Г.Р. Державиным и положен на музыку композитором О.А. Козловским. Впервые “Гром победы” (по припеву он также назывался “Славься сим, Екатерина”) был исполнен 28 апреля (9 мая) 1791г. В дальнейшем все торжественные приемы и балы открывались этой мелодией. “Гром победы” звучал и в царских дворцах и в парках дворянских усадеб, и на полях битв. В 1812г. текст был несколько видоизменен – прославление Екатерины сменилось прославлением императора Александра.
Одновременно с “Громом победы” возник русский духовный (нецерковный) гимн “Коль славен наш Господь в Сионе”. Он был рожден талантом русского композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) на основе народных и церковных напевов:
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твое селенье
Да внидут наши голоса,
И взыдет наше умиленье,
К тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим!
“Коль славен…” своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Предполагают, что мелодия была создана между 1790 и 1801гг. “Коль славен…” входил в ритуал производства юнкеров в офицеры, звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов “на молитву, шапки долой!”. С 1856г. по октябрь 1917г. главная башня Московского Кремля – Спасская – тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского ежедневно в 15 и 21 час (в 12 и 18 часов оттуда разносились звуки “Преображенского марша”). С августа 1918г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном – “Интернационалом” и траурной песнью “Вы жертвою пали”.
Первым официальным государственным гимном России была “Молитва русских”, слова которой написал поэт В.А. Жуковский (1783 – 1852). Во второй половине 18 в. большинство государств Европы встречало своих государей мелодией, зимствованной у англичан – “Боже, храни короля”. В 1813г. в Петербурге вышла в свет “Песнь русскому царю”, слова А. Востокова на английскую музыку, а в 1815г. Жуковский опубликовал новый, более удачный вариант текста под названием “Молитва русских”:
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Все ниспошли!
Как все гимнические песнопения, “Молитва русских” была краткой и легко запоминающейся.
Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 – 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833г. А.Ф. Львов сопровождал НиколаяI в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.
25 декабря 1833г. стало днем роджения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917г., дня отречения НиколаяII от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире, а состоял гимн всего из 6-ти строк:
Боже, царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни.
Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор – трижды. Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освещении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях.
В глазах большинства русских царь был священным общенациональным символом, воплощавшим идею независимости и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, защитником “простого” народа и православия, “спасителем веры и царства”, высшим идеалом и средоточием “Святой Руси”. Многие плакали, крестились при виде царя и, бывало, целовали место, где он стоял. Жуковский и Львов, правильно уловив эти чувства, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения.
Гимн пели при встречах императора на балах, при официальных въездах в города и на торжественных застольях после здравиц за императора. Сложился и театральный ритуал встреч – при появлении монарха в ложе тут же взвивался занавес и вся труппа артистов пела “Боже, царя храни”, после чего следовали крики “ура” и ответные поклоны венценосца. Все повторялось при выходе императора из ложи после окончания спектакля. Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым знаменитым был случай с крейсером “Варяг” и канонерской лодкой “Кореец” 27 января 1904г. Обе команды, подготовив суда к бою с японской эскадрой, вышли на смертный парад с пением “Боже, царя храни”. Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана “Варяга” В.Ф. Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного своими руками “Корейца” и затопленного “Варяга”.
Последними месяцами жизни “Боже, царя храни” стали январь и февраль 1917г.: гимн вместе с черно-желто-белым флагом был упразднен Февральской революцией.
Весьма любопытна и история появления еще одной общенациональной мелодии. В конце 19 века среди автографов М.И. Глинки был обнаружен лист нотной бумаги того же формата, что и партитура оперы “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”). На листе были: мелодия в три строки, набросок той же мелодии с басом и заметки композитора на французском языке по обработке мелодии. Произведение имело надпись: “мелодия национального гимна”. Слова были следующие:
Славься, славься, наш русский царь!
Господом данный нам царь-государь.
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.
“Национальный гимн” М.И.Глинки впервые обработали в 1944г. для Всесоюзного радиокомитета, и с тех пор он часто звучал по радио под названием “Патриотическая песня”. В 1947г., к 800-летнему юбилею столицы, А.И. Машистов написал слабый и невыразительный текст “Здравствуй, славная столица”, чем гимн, задуманный М.И. Глинкой как национальный, был превращен в городской под названием “Москва”. Значение государственного ему было придано лишь в 1990г., когда РСФСР приступила к созданию новой политической символики.
23 ноября 1990г. на сессии Верховного Совета РСФСР полузабытое творение русского композитора исполнил военно-духовой оркестр Министерства обороны СССР. 27 ноября 1990г. при открытии II внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР “Национальный гимн” был исполнен вторично и единогласно утвержден как Государственный гимн РСФСР.
Однако после Февральской революции и свержения самодержавия к мелодии Глинки и опере “Жизнь за царя” официальные власти не обращались. Была признана необходимость создания нового гимна с патриотическим и внепартийным текстом, который не должен превышать восьми строк, с величественной музыкой, не повторяющей Львова. Однако практическая необходимость встречать послов, иностранные делегации, нового “вождя русской армии” А.Ф. Керенского заставила как временный государственный гимн использовать “Марсельезу”, а среди рабочих огромной популярностью пользовалась “Рабочая марсельеза” П.Л. Лаврова “Отречемся от старого мира”, созданная в 1875г.
Период с апреля 1917г. по январь 1918г. прошел при противостоянии двух гимнов – “Марсельезы”, который В.И. Ленин назвал буржуазным, и “Интернацианала” (“Вставай, проклятьем заклейменный…”). Окончательно “Интернационал” одержал победу 10 января 1918г. на III съезде Советов, где он исполнялся как гимн победившей пролетарской республики, страстно верившей в скорую “мировую революцию”, которая разнесет рабочую песнь по всем континентам.
В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в поднятии патриотического духа Советской армии и всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Он был принят в 1944г. – на музыку А. Алексанрова (написана в 1939г.) поэты С. Михалков и Г. Эль-Регистан написали слова. С небольшими изменениями этот текст просуществовал до распада СССР:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина – сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
Сквозь годы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
ПРИПЕВ
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!
ПРИПЕВ
Конечно, данный текст отражает классовые и партийные интересы определенной группы населения и является политическим кредо победившей революции, но не следует забывать, что с этим гимном также связаны многие важные этапы истории нашей страны.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.