Из летописей нам известно, что символом одного из первых киевских князей Святослава Игоревича был двузубец, который трансформировался при его сыне Владимире в трезубец. До сих пор историки спорят о значении трезубца. Некоторые считают, что в качестве символа власти он пришел из Скифии.
В 13 веке знаком Великих Владимирских князей стал вставший на дыбы лев, а на рубеже 14-15 веков в Московском княжестве появляется изображение всадника, поражающего копьем змея. Он стал защитником и покровителем Москвы.
Интересна и история появления другого символа – двуглавого орла. В 19 веке сложилась следующая версия появления эмблем печати, которая дошла и до наших дней: в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора соединились два герба – Московского государства (всадник) и Византии (двуглавый орел). 1497г. считался годом возникновения государственного герба России. Однако было бы неверно рассматривать эмблему двуглавого орла только в свете политического происхождения и значения. Его изображение известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии, в частности шумеров. С 13 века он становится гербовой фигурой у многих западноевропейских народов. В 14 веке болгарские и сербские правители стали помещать его на своих монетах и печатях. К концу 15 века двуглавый орел являлся символом императоров Священной Римской империи. Причем, одноглавый орел считался знаком отличия королевских домов, а двуглавый – императорских. Может быть, именно стремление приравнять себя к европейским императорам по титулу и положению привело ИванаIII к мысли поместить на своей печати именно двуглавого орла. Это также символизировало державные стремления Руси, ее борьбу за упрочение своего международного положения.
Главы орла украсили короны (олицетворяет законодательную и божественную власть монарха), в лапы свои в 17 веке он получает державу и скипетр (держава изображается в виде небольшого шара, на вершине которого водружен крест, символизирует факт господства монарха; скипетр – жезл, короткая золотая палочка, украшенная драгоценными камнями и служащая символом судебной и исполнительной власти монарха)
Тенденция изображения всадника на русских княжеских печатях прослеживается еще с 13 века. С 15 века вооруженный всадник утверждается на печатях многих русских князей. Изображение всадника было близко образу популярного на Руси святого – Георгия-змееборца. Его образ прочно связан с основателем Москвы Юрием Долгоруким. Князь чтил св. Георгия как своего покровителя, построил в его честь много церквей, основал город его имени (г. Юрьев-Польской). Такое почитание могло также основываться на идее преемственности власти московских князей от киевских, покровителем которых выступал Георгий-воин.
Помимо государственного герба важное значение в российской символике имели и городские гербы. Городской герб – явление социальное, он сложился в условиях феодального общества. Получение городами гербов характеризовалось усилением роли города в общественной жизни. В России впервые термин “городской герб” официально появился в царском указе 1692г., который приписывал Ярославской приказной избе “быть печати изображением герб ярославской”. На печати кроме царского титула должна была быть надпись: “Печать града Ярославля”. Рисунок герба – медведь с протазаном (вид оружия) на плече. К 1785г. были утверждены гербы городов почти всех наместничеств Российской империи, за исключением Екатеринославского и Кавказского. Отдельные города в 19 веке имели по несколько гербов. Например, Красноярск, который получил герб (красную гору) в составе Томской губернии в 1804г. приобрел еще один вариант через 20 лет – разделенный надвое щит, в верхнем зеленом поле которого белая лошадь, а в нижнем серебряном – красная гора. В 1851г. у Красноярска появился еще один вариант герба: в красном поле стоящий на задних лапах золотой лев, в передних – держит серп и лопату, а щит увенчан золотой императорской короной.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.