1. В институциональном смысле – множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права.
2. В публичном смысле – универсально значимая власть, нацеленная на сохранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному.
3. В популяционном смысле – единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностнымидентитетом.
4. В диахроническом смысле – состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, институционализацией межсубъектных связей, привнесением элемента правового формализма.
5. В синхроническом смысле – система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия).
6. В функциональном смысле – способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие.
7. В патриотическом смысле – институт, служащий национально оправданным, народо-состоятельным целям.
8. В ритуальном смысле – субстанция ценностная, питаемая народным национально-патриотическим сознанием. Формально – держава с признанной символикой (флаг, герб, гимн), неформально – родная Земля, наследуемая от предков.
5. Основные компоненты государственности:
1) Тип государственного устройства, включающий форму правления и политический режим.
2) Государственный аппарат как совокупность различных органов власти и управления, правоохранительных учреждений, органов государственной безопасности и обороны, а также особенностей территориально-государственного устройства.
3) Государственная служба – корпус государственных служащих, обслуживающих «государственную машину».
4) Государственная идеология, включая государственную символику.
Происхождение государства.
В науке выделилось несколько основных подходов к проблеме происхождения государства. Теологическая теория основывается на идее творения государства высшими силами, патриархальная - на развитии государства из первичной общности людей- семьи, договорная теория видит исток государства в соглашении между людьми, теория насилия - в завоевании одного народа другим, ирригационная связывает происхождение государства с условиями хозяйствования в бассейне великих рек, биологическая и психологическая - в органической разнице природных типов самих людей. Классовая, марксистская теория полагает, что государство возникает в результате имущественного расслоения общества на основе частной собственности на средства производства и, как следствия этого, раскола на враждебные классы. В данном случае государство выступает в качестве силы, призванной удерживать угнетенных в повиновении угнетателям. Каждая из теорий отмечает один из факторов, приведших к изменению общественной жизни, к появлению государств. Реальные процесс - это смешение, сочетание различных факторов, причем уникальное для каждого народа.
Теории происхождения государства:
1) теологическая - возникновение и существование государства объясняется Божьей волей. Государство считается воплощением божественного провидения и потому подчинение ему естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья.
2) патриархальная - происхождение государства в результате исторического разрастания семьи. Так Аристотель считал государственную власть продолжением отцовской власти. Конфуций также рассматривал государство как большую семью.
3) договорная - возникновение государства на основе договорного объединения людей с целью выживания в условиях природной стихии и враждебного окружения. Представители - Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев, Пестель. Считалось, что по договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность.
4) теория насилия - возникновение государства в результате завоевания одних племен другими. Победители, стремясь утвердить господство, образуют государственную организацию. Представители - Каутский, Дюринг, Гумплович.
5) органическая - сравнение общества с живым организмом с его законами развития, переходом от простого к сложному. Представитель - Спенсер.
6) марксистская - исходными причинами происхождения государства считался раскол общества на классы в результате экономических изменений.
7) психологическая (родоначальник - Петражицкий) - государство возникает из-за особых свойств человеческой психики: стремление людей к поиску авторитета для подчинения в повседневной жизни. Этой теории придерживались Фрезер, Коркунов, Ковалевский.
8) ирригационная теория (К. Виттфогель) - возникновение государства объясняется необходимостью строительства гигантских оросительных сооружений в аграрных районах. Эти работы требовали жесткого централизованного управления, учета и распределения.
9) кризисная (потестарная) - в результате экологического кризиса возникла необходимость перехода от присваивающего хозяйства к производящему (уменьшение растительности, вымирание животных, рост населения), что повлекло появление частной собственности и классовой структуры.
Описание Платоном в «Государстве» этапов истории:
1. Идеальное государство – единство патриархального правящего класса (за идеал считал Спарту).
2. На смену совершенному государству приходит «тимархия» или «тимократия» - господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. Появление нестабильности. Разъединенность, которая порождается честолюбием.
3. Затем – олигархия, правление богатых семейств. Развитие конкуренции и собственнических интересов. Классовый конфликт между добродетелью и деньгами. Установление имущественного ценза.
4. Демократия – царство свободы, следствием которой является беззаконие. В результате гражданской войны между бедными и богатыми побеждают последние.
5. Тирания. Осуществляется народным вождем. Выступает как борец за свободу, но затем порабощает всех.
Формы государства.
Конституция РФ рассматривает наше государство как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.
Под формой государства понимается характеристика организации верховной власти, структуры и порядка взаимоотношений высших государственных и местных органов, территориальных единиц и центра, власти и общества.
Политический режим определяет способы, формы и методы осуществления политической власти. Демократическое государство является антиподом недемократических (авторитарных и тоталитарных).
Важнейшими признаками демократического государства являются:
-реальная представительная демократия;
-обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Государственное (или территориальное) устройство показывает способы взаимоотношений территориальных единиц и центра. Среди политологов признаются такие формы, как унитарное государство, федеративное государство. По поводу конфедерации идут споры- некоторые считают, что конфедерации следует относить к союзу нескольких государств, а не к форме государства.
Государство унитарное – единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Признаки:
-единая конституция и гражданство;
-единая система государственных органов;
-преимущественно мононациональное население;
-возможно наличие автономий, которые в финансовом отношении зависимы от центра (ограничены в налогообложении).
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Государство федеративное – устойчивый союз государств, самостоятельный в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, а иногда конституцию и двойное гражданство.
Признаки:
-распределение функций между центром и субъектами;
-сохранение у субъектов ряда суверенных прав;
-союзная конституция изменяется только с согласия субъектов федерации;
-парламент обычно двухпалатный (одна палата формируется из представителей субъекта федерации);
-отсутствие индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода субъекта из состава союзного государства.
Федерации образуются по национальному (Канада, Бельгия) и территориальному (США, ФРГ) принципам, возможен смешанный национально-территориальный вариант (Россия).
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления определенных совместных целей.
Признаки:
-члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет;
-в общем ведении находится строго ограниченное число вопросов – оборона, внешняя политика, транспорт, связь, денежная система;
-низкая степень прочности (может превратиться в федерацию, как США и Швейцария, а может распадаться).
Некоторые трактуют конфедерацию как межгосударственное образование. Примеры – Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ). В ХХ веке также известными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию; Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию.
Россия основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов (республики, автономная область, автономные округа, края, области, города федерального значения). Сегодня количество субъектов РФ изменяется в результате их укрупнения, а также созданы 7 Федеральных округов.
Формы и способы расширения государств:
-освоение новых территорий (незаселенное пространство);
-протекторат (защита соседей от нападений и их включение в своей состав на добровольной основе или по их просьбе);
-завоевание (покорение);
-покупка или договор;
-борьба с соседями за спорные территории.
Причина краха и распада империй:
-недовольство народа падением уровня жизни;
-обострение борьбы классов, социальных групп и политических группировок;
-раскол властных элит;
-неэффективность центрального управления, игнорирование распоряжений из центра на местах;
-распространение центробежных тенденций, удельных и сепаратистских настроений;
-народные волнения и другие выражения протеста;
-внешняя экспансия и неспособность ей противостоять;
-ослабление вооруженных сил;
-нравственная деградация, падение моральных норм;
-резкий разрыв между богатыми слоями и нищими в уровне доходов.
Социальное государство - то, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Светское государство - государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Вместе с тем, в мире существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, католичество в Испании, лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). По наличию или отсутствию связи государственной власти с определенной религией страны делятся на светские и клерикальные. В светских государствах нет официальной религии, декларируется свобода совести, равенство религиозных конфессий. Клирикальные государства имеют государственную религию (Израиль – иудаизм, Иран – ислам и т.д.). Религию в обязательном порядке изучают в учебных заведениях, священнослужители оказывают заметное влияние на политическую и духовную жизнь страны.
Форма правления - источник, способы формирования и структура высших органов власти. Выделяют 2 основных формы правления – монархию и республику.
Монархия (греч. «единовластие») – форма правления, при которой формальным или фактическим источником государственной власти является одно лицо, получившее ее по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Разновидности:
А) Абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства (лат. Absolutus – безусловный). Людовик XIV емко выразил эту форму в своем знаменитом высказывании «Государство – это Я». В одном лице объединяется законодательная, исполнительная и судебная власть. Абсолютизм господствовал в Европе в XVII-XVIII в., в России существовал в форме самодержавия до начала ХХ века.
Б) Конституционная или ограниченная – полномочия монарха ограничены конституцией. Подразделяется: дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко - монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной); парламентская (монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, лишь частично имеет право вмешиваться в исполнение законов, иногда может наложить вето на решения парламента; правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту - Великобритания).
Юридические свойства монархии:
1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства (реже – по выборному признаку – в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);
3) представительство во внешних отношениях не по поручительству, а по собственному праву;
4) безотчетность главы государства.
Республика (в пер. с лат. «общественное дело») – форма государства, отличительным признаком которого является признание народа высшим источником власти и выборность высших органов государства. Исторические виды – аристократическая, рабовладельческая, советская, теократическая. Современные виды – парламентская, президентская, смешанная.
Первоначально (со времен Платона) термин «республика» совпадал с понятием «государство». С XVII века стал означать государство без короля, в котором высшая власть принадлежит народу. Мэдисон проводил различие между республикой (представительная система правления) и демократией (общество, в котором граждане лично участвуют в управлении)
Парламентская:
-образование правительства на парламентской основе;
-формальная ответственность правительства перед парламентом;
-установление парламентом финансовых рамок деятельности правительства через утверждение бюджета;
-возможность выражения вотума недоверия правительству парламентариями;
-правительство формируется на основе парламентского большинства;
-функции президента ограничены представительскими задачами.
Классический пример – Германия.
Смешанная (полупрезидентская):
-двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом;
-президент и парламент обычно избираются независимо друг от друга;
-глава правительства назначается президентом, но утверждается – парламентом;
-парламент контролирует правительство через утверждение бюджета;
-парламент имеет право выразить недоверие президенту, а президент – распустить парламент и назначить новые выборы.
Классический пример – Франция (также относятся Австрия, Ирландия, Португалия).
Президентская республика:
-совмещение президентом функций главы государства и правительства;
-президент избирается народом;
-жесткая система сдержек и противовесов во взаимодействии исполнительной и законодательной властей;
-парламент не может вынести вотум недоверия (за исключением антиконституционных действий или преступления), а президент не вправе распустить парламент;
-право отлагательного вето президента на решения парламента (может быть преодолено).
Классический пример – США.
РФ провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны 3 вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). По поводу формы правления в России есть 2 основные позиции – смешанная и президентская (или даже суперпрезидентская) республика.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.