Пути и формы общественного развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человеческое общество постоянно меняется, что получило название эволюции. Один из законов социологии гласит, что каждую последующую стадию развития человеческое общество проходит быстрее, чем предыдущую. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. Второй закон гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение развития общества приводит к позитивным сдвигам можно говорить о прогрессе. Большинство обществ развивается прогрессивно - улучшаются орудия труда, повышается производительность труда, растет население, расширяются культурные и торговые контакты между людьми, появляются города. Глобальный всемирно-исторический процесс перехода от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом (состоит из экономического, технического, культурного). По отношению к политике и религии термин прогресс неприменим.

Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающим основ существующего социального строя. Реформы могут быть социальными, экономическими, политическими; могут быть прогрессивными и регрессивными. Всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя нередко и под давлением населения.

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя, переход от одного качественного состояния в другое. Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени, бывают кратковременными и долговременными (пример - неолитическая революция). Виды глобальных революций - промышленная, компьютерная, менеджерская (в сер. ХХ века).

Противоположен прогрессу регресс - попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Никогда общество в целом не регрессировало.

Однако очень важно установить определенные критерии.

Вместе с тем многие ученые считают процесс развития человечества хаотичным движением.

Смена политики может происходить и через организацию заговора. Политический заговор – тайное соглашение нескольких лиц, выступающих в индивидуальном качестве или в качестве лидеров политических сил в совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения каких-либо определенных политических целей. Является особой разновидностью политической интриги, отличающейся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направленностью. Заговор всегда направлен «против», а не «за». Как правило, заговоры, направленные не против персоны, а против идеи, системы в целом, терпели неудачи – для реализации подобных масштабных целей требуются иные масштабы участников. Примером такого неудачного заговора является заговор декабристов 1825г., направленный не столько против личности Николая I, сколько против идей самодержавия и крепостничества.

Исторически первые заговоры были направлены на физическое устранение политических противников, что решало проблему кардинально – например, заговор Брута против Цезаря, будущей императрицы Екатерины II против супруга и т.п.

Для понимания развития общества важное значение имеет модернизация - революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ. Подразумевается кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Основой выступает развитие рыночных отношений, индивидуальных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес. Органическая модернизация подготавливается всем ходом предыдущего развития и начинается с изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация - ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран (примером может служить послевоенное развитие Японии). Обычно происходит путем иностранного заимствования. Начинается с изменений в экономике и политике.

Социальная реформа может предупредить революцию. Эволюционным путем можно давать народу то, что привычно он ищет в восстаниях. Обычно при описании революционных идеалов технология их воплощения игнорируется. Последнее не случайно. Революции не строят, а разрушают. Разрушая же невозможно улучшить жизнь. Устранение обветшалых форм, укоренных злоупотреблений не требует подчиненных абстракции радикальных деструкций. Достаточно призвать к гражданственности миллионы, легализовать инициативу, внедрить законность, перейти к самоуправлению.

 

Теории развития:

1) Маятник (Ю. Яковец) - исторические циклы в виде маятника повторяются, но по спирали, а между историческими циклами лежат переходные периоды (кризиса и отмирания системы).

2) Формационное развитие (марксизм) – последовательная смена различных формаций от первобытно-общинной до коммунистической, основой которых являются отношения собственности и развитие техники.

3) Этногенез (Л.Н. Гумилев) - определенный запас энергии, дающийся народу, называемый пассионарностью. Доминируют народы, которые обладают большей энергией. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии от возникновения до умирания.

4) Хаотичное движение – смена прогресса, регресса и хаоса не поддаются определенной логике.

Гесиод – историоцистская доктрина, идея общего пути или тенденции исторического развития. Полагал, что человечество вырождается с Золотого века – физически и морально.

Гераклит – идея изменчивости («Все сущее движется и ничто не остается на месте», «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку»). Все процессы уподоблял горению и к огню. Считал, что историей управляют космические силы. Философия Гераклита – выражение чувств человека, плывущего по течению (К. Поппер)

Платон – выдвинул закон исторического развития. Любое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение (идеи консерватизма). Платон считал, что закон исторического вырождения включает в себя и моральное вырождение человечества. Политическое вырождение обусловлено моральным (и недостатком знания), а моральному в свою очередь способствует расовое вырождение. Платон считал, что закон упадка может быть нарушен моральной волей человека при поддержке сил человеческого разума. Считал, что упадок может остановить задержка политических изменений.

 

Сделаем некоторые выводы:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 197.