Задачи, стоящие перед историей медицины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) ознакомление с фактическим историческим материалом

б) воспитание чувства долга

в) воспитание любви к профессии

г) изучение закономерностей развития медицины.

Основные принципы истории медицины

а) историзма

б) достоверности

в) общего и частного

г) всё перечисленное.

В какое время зародилась традиционная медицина

а) около 3 тыс. лет назад

б) около 5 тыс. лет назад

в) около 10 тыс. лет назад

г) около 30 тыс. лет назад

Эпоху первобытного строя еще называют

а) золотой век 

б) серебряный век

в) каменный век

г) железный век

23. Каким путем накапливались знания в эпоху первобытных общин:

а) эмпирическим

б) теологическим

в) практическим

г) научным

Опровержению концепции «золотого века» в значительной степени способствовала

 а) история

б) геология

в) археология

г) палеопатология


 

 

 

 

 

 


Лекция №2

 

             ТЕМА: Врачевание в странах древнего Востока ( Древний Египет, страны Месопотамии, Древняя Индия, Древний Китай).

Теоретическая основа:

Древний Восток — историо-графический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Древний Египет и Месопотамия (IV тыс….II лет до н.э.).

             1. Врачевание в древнем Египте.

В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начи­ная от первого порога, и обширную дельту Нила, образованную не­сколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Ни­ла называлась Великим Египтом, а дельта - Нижним Египтом. Название «Египет» - греческое, происходит от видоизмененного греками египетского названия древнейшей столицы Египта, города Мемфиса.

Египет расположен в северо-восточном углу Африканского кон­тинента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспе­чивались сношения Египта с далекими странами Тропической Афри­ки и Средиземноморья. На первых этапах Египет оказался в некоторой географической изоляции. Труднопроходимые пороги Нила препятствовали сношени­ям с южными странами по реке, раскаленные пески аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря, болотистая дельта затрудняла продвижение к берегам Средиземного моря. К тому же жившие на южных, западных и восточных границах племена кочевников, враж­дебные Египту, усиливали его обособленность. Эта географическая изоляция способствовала формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления. Пустыня сделала и доброе дело: она защитила протогосударство в момент формирования государст­венных отношений от враждебного вмешательства.

В тоже время, угроза постоянного вторжения подстегнула процесс образования единого государства. При изучении истории Древ­него Египта самым трудным считается вопрос периодизации египет­ской истории. История египетской цивилизации изучается со времени зарождения раннеклассовой рабовладельческой монархии до падения Египетского государства в конце VI тыс. до н. э., когда Египет был включен в состав Персидской державы.

Долина нижнего течения Нила в древности была центром знамени­той египетской цивилизации. Первые поселения появились там на рубе­же VI и V тысячелетий До н. э. К этому же времени относится формиро­вание специфичного религиозного культа, одной из главных богинь, которого считается Есит (греч. Исида). Создательница лечебной магии, покровительница детей, она воплощала материнство и одухотворенную природу. Лекарственные средства, получившие имя этой богини, упоми­наются в трудах древнеримского врача Галена. Сын Есит, бог Гор, также имел отношение к врачеванию, получив медицинские знания от матери, он изображался в образе человека с головой сокола. Усири (греч. Оси­рис), супруг и брат Есит, потомок бога солнца Ра, представлял загроб­ный мир, покровительствовал земледельцам и мертвым. Усири считался богом умирающей и воскресающей природы, дарившим плодородие еги­петской земле или лишавшим его. Он предстает на рисунках в виде ожившей Мумии.

  Первым главой египетского пантеона являлся Инпу (греч. Ану­бис) - бог бальзамирования, создатель и мастер мумификации, сделав­ший первую в Египте Мумию из тела Усири. Покровитель мертвых, Не­крополей, погребальных обрядов, Инпу изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог Джехути (греч. Тот) имел отношение к медицине в качестве Создателя письменности. По легенде, он придумал религиозные обряды, траволечение и составил самый первый медицинский текст.   Бог мудрости Тот и Исида, богиня материнства и плодородия

    В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX – IV вв. до н.э.), греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века. Все дошедшие до нас древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны примерно в 1900 — 1250 годы до н.э. (т.е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

[ Древнеегипетские папирусы  с медицинскими текстами Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно пред­ставить по дошедшим до нашего времени папирусам, самым древним из которых является свиток из Кахуна, датированный 1850 годом до н. э. Текст документа содержит разделы о родовспоможении, методах определения пола неродившегося младенца. Автор дает 34 рецепта по излечиванию до­машних животных. Рациональные и магические приемы врачевания пред­ставлены в папирусах из Рамессумы, созданных одновременно со свитками из Кахуна. Здесь говорится об уходе за новорожденными, о контрацепции н методах прогностики беременности. В наиболее интересном из сохранившихся медицинских документов, так называемом папирусе Смита (1550 год до н. э.), описано 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, ключиц, шейных по­звонков, предплечья,, грудной клетки, позвоночного столба. Болезни ус­ловно разделены на три группы: —«страдание, которое я буду лечить»; —«страдание, которое я попытаюсь облегчить»; —«страдание, которое неисцелимо». В папирусе Смита впервые упомянут иероглиф, обозначающий мозг, движение которого в открытой ране сравнивается с кипящей медью. Египтяне первыми заметили, что повреждение мозга отражается на со­стоянии различных частей тела, вызывая, например, паралич конечнос­тей. Древнеегипетские тексты не содержат указания на оперативное вмешательство. Все же при полном отсутствии информации о хирурги­ческом лечении травм головы в гробницах были обнаружены трепаниро­ванные мумии. При лечении переломов к качестве шин приспосабливались деревян­ные лубки и тугое бинтование поврежденной конечности полотном, пропи­танным смолой. Одним из немногих видов оперативного вмешательства было ритуальное обрезание. Из рисунков на стенах гробниц можно узнать подроб­ности процедуры кастрации евнухов. Интересно, что для обозначения поня­тия «пациент» в Древнем Египте использовали слово «херидес», в переводе звучащее как «тот, кто под ножом». Употребляя это понятие в широком смысле, медики называли так страдающих от туберкулеза, кишечных парази­тов или укушенных змеей, словом, тех, кто не нуждался в скальпеле хирурга. Способы эмпирического врачевания, сходные с вышеназванными, из­ложены в папирусе Хёрста, датированном также 1550 годом до н. э. Кроме того, из этой рукописи можно составить представление о нейтра­лизации укусов ядовитых змей и древнем костоправстве. Современных педиатров, возможно, заинтересовали бы методы лечения детских неду­гов, описанные в папирусе Бругша (1450 год до н. э.). Более поздние свитки, например Лондонский папирус № 10059, Берлинский папи­рус № 3038 и Лейденский папирус, содержали в себе перечень методик, известных из ранних медицинских текстов.  
Особенности медицины в древнем Египте ü Врачебная специализация (врачи-хирурги (проводили операции на глазах, лечили зубы и т.д.) и врачи-интернисты (лечили болезни желудочно-кишечного тракта). ü Первые описали кожные заболевания (экзема, чесотка, карбункул, рожа). ü  Арсенал лекарственных средств (рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные). ü Лечебные приемы (перевязка ран, ампутация, обрезание, кастрация, кровопускание, массаж, водолечение). ü Элементы санитарии и благоустройства (уборные в виде выгребных ям, сооружались водопроводы, бассейны). ü Наличие законов (о погребении умерших, о строгом осмотре убойного мяса, о приеме пищи). ü Обще лечебные мероприятия (раннее вставание, гимнастика, обтирание тела прохладной водой и др.). ü  Изготавливали близкие к современным хирургическим инструменты.

 

       Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

 Дома жизни – предшественники медицинских университетов

    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания.

    В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию,астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов, т.ч. медицинских, последующих эпох. Будущие лекари изучали папирусы, переписывая их много раз, овладевали искусством каллиграфии, занимались риторикой.

Дома жизни также служили библиотеками; многие из знаменитых трактатов фактически являлись копиями, переписанными многими поколениями учеников. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать «знающего по знанию его». Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству – от отца к сыну.   Обучение в Доме жизни.

Древнегреческий ученый Геродот, путешествуя в V в. до н.э. по Египту, отмечал, что «…у египтян издавна имелись врачи по каждой части тела». Возможно, это было некоторым преувеличением, однако в Древнем Египте существовала известная специализация врачей. Это было обусловлено достаточным числом врачей, готовившихся в семейных врачебных школах и в школах при храмах, в Мемфисе, Гелиополисе, Саисе и др. За 600 лет до н.э. двери этих школ стали открыты для всех желающих лиц мужского пола, в том числе и для иностранцев, способных внести плату за обучение и достаточно грамотных, чтобы изучать медицину. Это явилось своеобразной революцией в медицинском образовании, ибо до этого в семейных врачебных школах Древнего Востока ремеслу врачевания обучались в основном родственники.

Значение такого нововведения трудно переоценить. Прежде всего это был путь привлечения во врачебные школы Египта талантливой молодежи, особенно греков, а это в свою очередь способствовало тому, что с закатом культуры Древнего Востока медицинские знания, накопленные там, были восприняты культурой Греции, а затем и Рима.

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

В Египте причину заболевания редко относили к таким естественным явлениям, как неправильное питание, глисты или влияние климата. Гораздо чаще медики объясняли недуг действием таинственных сил. В таком случае они поступали подобно первобытным знахарям: изгоняли злой дух горькими лекарствами, выкрикивали магические заклинания, шептали их над боль­ным местом. В соответствии с утверждением автора папируса Эберса эф­фективными средствами в борьбе со злой силой являются порубленный на мелкие части мышиный хвост, выделения из ушей свиньи, экскременты и моча некоторых животных. Однако современные ученые отдают египтянам пальму первенства в уходе от магичес­кого лечения.

Начиная с эпохи Нового царства медицина составляла национальную гордость, оставаясь на высоком уровне вплоть до расцвета врачебного искус­ства в Элладе.

Бальзамирование.

В эпоху Нового царства (ХV - Х века до н. э.) внутренности заворачива­ли в отдельные полотна, помещая каждую часть тела в крошечные ящики, выкладываемые в канопы. Канопы – это четыре сосуда, в которые укладывались отдельно извлеченные из тела внутренности. Тело обматывали длинными кусками льняного по­лотна. Ткань предварительно разрезали на полосы шириной 10-15 см, длиной иногда до 100 м. Полотном фиксировали положение головы, закрепля­ли нижнюю часть лица. Отдельными отрезами обматывали пальцы, а также половой орган у мужчин, закреплявшийся в стоячем положении. На каждый слой ткани укладывали амулеты, фаянсовые бусы или ювелирные украше­ния. В Лувре и Каирском музее представлены папирусы с текстами, кото­рые некогда произносились над телом во время пеленания. Эти, документы свидетельствуют о том, что заключительная часть бальзамирования пред­ставляла собой сложный ритуал.

 

Процесс бальзамирования. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Торжество заупокойного культа не мешало египтянам оставаться тру­долюбивыми и оптимистичными. Хотя почти с самого рождения каждый житель долины Нила готовился к загробной жизни, по словам российс­кого востоковеда В. В. Струве (1889-1965), он «готовился к тому, что­бы не умереть, несмотря на смерть».

Близкое знакомство с внутренними органами человека не сделало египтян основоположниками современ­ной анатомии, но несомненно, что в медицине они достигли высочайшего мастерства.

В середине II тысячелетия до н. э. уже была обрисована структура человеческого организма с указанием сердца, мозга, мышц, кровеносной системы, почек, кишечника. Однако древние патологоанатомы не под­вергли органы более тщательному изучению, возможно, по причине, свя­занной с религиозными убеждениями.

Имхотеп.

Имхотеп (ХХУIII век до н. э.) - самый первый медик, о котором сохранились ис­торические свидетельства. Имя верховного сановника фараона Джосера с древнееги­пeтскoгo языка переводится как «находя­щийся в довольстве». Наряду с должнос­тью начальника строительства гробницы в Саккаре, он пользовался славой велико­го мудреца и мага. Все звания Имхотепа перечислены на статуе Джосера в поми­нальном храме пирамиды. Автор первого в истории Египта литера­турного труда «Поучения Имхотепа», гени­альный зодчий, врач, философ, позднее он был обожествлен Бронзовая статуэтка Имхотепа

как покровитель враче­вания, высоко почитавшийся в Мемфисе, древнем городе на границе Верхнего и Ниж­него Египта. В качестве бога-целителя греки отождествляли Имхотепа с Асклепием. В ан­тичных рукописях упоминается храм в Мемфисе, куда люди прибывали издалека. Известный канадский исследователь и врач Уильям Ослер так писал об Имхотепе: « сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы… ».

 

2. Врачевание в странах древней Месопотамии

                             (Шумер, Вавилон, Ассирия)

Развитие культуры в Месопотамии определялось синтезом знаний аккадов и шумеров - исконных обитателей Двуречья. Аккады дали миру знаме­нитое письмо: клинопись на глиняных табличках, благодаря которой потомки смогли составить представление о богатых традициях древней цивилизации. Шумеры создали мощное государство, где поощрялись искус­ства, науки, процветали ремесла. Самые первые документы медицинского содержания, относящиеся к Месопотамии III тысячелетия до н. э., были со­ставлены на шумерском языке. Через несколько веков этот язык утратил актуальность. Считаясь мертвым, он предназначался только для ученых тек­стов, но в школах его изучали вплоть до начала нашей эры.

Сведения о развитии медицины в Месопотамии получены из древних документов – глиняных табличек, найденных при раскопках древних городов Месопотамии. Медицинские тайны передавались от учителя к ученику, не выхо­дя из узкого круга посвященных: «Дай знающему показать свои секреты магических знаний; непосвященный да не увидит их. Что касается сына, которому ты покровительствуешь, то заставь его поклясться именем бога... затем расскажи ему все».

Первые клинописные таблички, начертанные врачами Шумера, отно­сятся к началу II тысячелетия.

Целитель города Ниппур представил по­томкам 15 рецептов лекарственных средств, не указав, в каких случаях препараты следует применять. Вероятно, к тому времени объем знаний был уже достаточно велик, поэтому многие сведения передавались устно. На небольшой табличке врач записывал только конкретные данные, кото­рые не мог удержать в памяти. Первые медицинские свидетельства, най­денные на территории Двуречья, подтвердили догадки о том, что медики Шумера практиковали на основе рационального опыта, не признавая ма­гических методов.   Табличка из Ниппура

Элементы лечебной магии встречались в более поздних глиняных табличках, где врачи называли себя «асу» (от шум. a-zu, аккадаи ­«ведающий водой»). В заклинаниях разных народов вода играла ключе­вую роль, являясь священной частью бога Эа, главного среди несколь­ких богов-целителей. Однако нет никаких доказательств того, что дея­тельность шумерских целителей прямо касалась религии. Лечебный эффект большинства средств не вызывает сомнений. Например, клизмы использовались для уменьшения воспалений, массаж - для снятия же­лудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовался отдых, уделялось значительное внимание правильному питанию. При простудных заболеваниях прописывались горячие и холодные компрессы, припарки.

Глиняные тексты ассиро­-вавилонского периода содержали гораздо больше информации о признаках и характере течения болезни. Со свойственной каждому медику педантично­стью древние целители подробно излагали симптомы: «грудь полна жидко­сти», «желудок полон кислоты», «губы пораженного сведены, глаза зак­рываются, рот скован и он не может говорить». Пациенты асу страдали желудочной коликой, изжогой, метеоризмом, поносом; испытывали боль в мышцах, глазах; имели разного рода опухоли; жаловались на потерю ап­петита и общую слабость.

В отсутствие заклинаний и заговоров врачи предписывали больным вполне материальные лекарства, изготовленные из растений, минералов.

 

Месопотамский врачеватель-асуту проводит сеанс лечения. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель-ашипу, напротив, — прежде всего со сверхестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим целитель-ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов. В отличие от асу, медик - ашипу «заставлял болезнь уйти» только маги­ческими средствами. Связывая

причину недомогания с влиянием опреде­ленного божества, он старался вступить в диалог с небесной силой и умо­лить его простить пациента.

  Санитарное состояние шумерских, а позже и ассиро-вавилонских го­родов не отличалось совершенством: в отсутствие сточных систем нечис­тоты выливались прямо на улицы. Единственное гидротехническое соору­жение существовало в Ассирии. Воздвигнутый на арочных мостах водопровод длиной 48 км имел сильный уклон; вода подавалась из искус­ственного водохранилища через канал, законченный в 691 году до н. э. Территорию Месопотамии не обошли стороной массовые заразные болезни. В конце II тысячелетия государства Двуречъя сильно пострадали от эпидемии чумы, о чем поведано в «Эпосе об Эрре». Природные и искус­ственные водоемы уже в древности были настолько грязны, что на всей территории Месопотамии стало традицией не пить сырую воду. Взрослые и дети утоляли жажду пивом и другими вареными напитками.

В начале II тысячелетия в результате политических преобразований в Месопотамии возникла ассиро-вавилонская цивилизация. Врачи здесь составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое поло­жение. В связи с развитием религиозных представлений рациональная практика Шумера постепенно сменилась культовым врачеванием. Госу­дарственная идеология преобразованной Месопотамии носила религи­озный характер. Верования определяли устройство семьи, общины, собственности, укрепляли царскую власть. Лечение также осуществля­лось под покровительством многочисленных богов, возглавляемыми мо­гущественной триадой: богом неба Ану, повелителем земли и воздуха Энлиль, владыкой Мирового океана Эа.

Владея тайной воды, носитель знаний, обладатель Высшей мудрости Эа считался покровителем медиков. Таким образом, врачи являлись од­новременно и служителями культа этого бога; на рисунках они изобра­жались в Виде рыбы. Непременными атрибутами лекарей были кувшин с водой и ритуальный сосуд с углями, предназначавшийся для сжигания благовоний.

 

[ Законы Хаммурапи:

В Вавилоне, медицинская деятельность строго регулировалась зако­ном. Одним из самых обширных памятников древней Месопотамии являются Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи, царя-основателя Вавилонской империи (XVIII век до н.э.). Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

 

a)

В своде царя Хаммурапи перечислены вознаграждения лекарям и определены суровые наказания за ошибочное лечение. Так, если врач успешно делал надрез бронзовым ножом в области глаза, то пациент обязывался заплатить ему 1 сиклей серебром, а раб - всего 2 сикля. Сломанная кость или больной сустав оценивались немного ниже: 3-5 сиклей в зависимости от социального положения больного. В годы царствования Хаммурапи 5 сиклей сереб­ром хватало одной семье на питание в течение года.

 

 b) Высокая плата за лечение определялась тяжким грузом ответственно­сти Медика, которого наказывали по обычаю талион (от лат. talio - «воз­мездие»). Если вследствие неудачной операции пациент терял зрение, то медик лишался рук. Членовредительство отменялось, если пациентом был раб; в этом случае слепого раба просто заменяли зрячим. Под фразой «над­рез бронзовым ножом» подразумевалось оперативное вмешательство при абсцессе (от лат. abscessus - «гнойник, нарыв»). Такой способ лечения, с учетом использования примитивных инструментов, был связан с большим риском повреждения глаза, сосудов, нервов.  

Стела Хаммурапи со сводом его законов (a) и фрагмент надписи на стеле (b).

 

В законах Хаммурапи не слу­чайно имеется оговорка о том, кто именно выступал в качестве пациента: человек, раб человека или животное. Наряду с различием в оплате, суще­ствовала разница в степени ответственности медика.

Животные использовались в медицине Месопотамии как объект для экспериментов. Вследствие запрета на вскрытия вавилоняне плохо знали внутреннее строение организма. Анатомирование разрешалось только на жертвенных животных, что давало общее представление лишь о крупных органах: желудке, почках, печени, сердце, кишечнике.

Несмотря на то, что месопотамское врачевание ценилось ниже еги­петского, о чем не раз упоминал Геродот, общая культура Двуречья ока­зала огромное влияние на последующие цивилизации. Вместе с клинопи­сью по странам Азии распространились ценные медицинские знания, многие из которых не потеряли своей актуальности в современном мире.

3. Врачевание в древней Индии.

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, т.к. возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии. Эта циви­лизация по праву считается третьей по времени возникновения цивилизацией Востока, после цивилизации Древнего Египта и цивилизации Двуречья.

 

Источники изучения медицины в древней Индии:

ü "Аюрведа" ("Книга Жизни") - сборник гимнов. ü Предписания Ману (1000 - 500 лет до н.э.) содержат сведения о гигиене. ü Этические произведения (поэма Махабхарата и др.). ü Медицинские сборники ("Чарака-самхита", I-IIвв. н.э.: "Сушрута-самхита", IVв. до н.э. и др.). ü Записи участников походов А.Македонского (IV в. до н.э.). Статистический

 

Для культуры долины Инда было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Города имели характерную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от ос­тального поселения. Эта цитадель была предназначена для общего­родских построек - административных и религиозных. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стан­дартных размеров. Во многих домах находятся специальные комнаты для омовения. Система канализации в городах долины Инда кажется более совер­шенной, чем в других странах Древнего мира. Прямые улицы, ориентированные по сторонам света, колодцы, бани, бассейны, купальни, водостоки и канализация говорят о строгом гигиеническом контроле, неизменном на протяжении многих веков. Примерно к концу XVIII в. до н. э. индская цивилизация переста­ла существовать. Подлинные причины гибели индской цивилизации еще неизвестны. Можно сказать только, что индская цивилизация не стала жерт­вой внезапного завоевания, а постоянного угасания цивилизации.

С медицинской точки зрения основной интерес представляет фило­софско-религиозное учение Аюрведа, возникшее 3000 лет назад как ре­зультат слияния культур ариев и дравидов. Знания древних народов осно­вывались на опыте небольшой группы людей, которые называли себя вайдьями. Уединенно проживая в лесах и горах, они занимались целительством, передавая тайные знания последующим поколениям. Вайдьи утверждали, что человек - это маленькая частица Вселенной, отража­ющая сущность всего мироздания. Все виды энергий космоса, пять первоэлементов, все стихии и даже самые высшие силы, включая бога, присутствуют в человеке. Именно в этом проявляется связь всего земно­го с космосом. Понимая зависимость Жителей Земли от лунных циклов, смены времен Года, Вайдьи знали, что каждый орган человека имеет свой аналог в растениях или животных.

Несмотря на гибель арийской цивилизации, Аюрведа успела широко распространиться на Востоке, Постепенно завоевав доверие медиков все­го мира. Самый Известный канон древнего учения называется Дханванта­ри-самхита, по имени его создателя вайдьи Дханвантари. Согласно преда­нию, этот человек спустился на Землю для того, чтобы систематизировать и утвердить знания, накопленные предками за многие Тысячелетия. Впос­ледствии школы Дханвантари образовали 8 направлений медицины, ставшие Источником врачебной практики сначала в Персии, затем в Ки­тае, на Тибете, в арабских Странах. Европейские Медики признали Аюр­веду в период раннего Средневековья.

Аюрведическое знание существовало повсеместно, правда, в сильно измененном виде. Иногда его неверно называют Китайской медициной, хотя доподлинно известно, что китайские целители использовали древней­ший аюрведический трактат Сомараджа. В труде Индийского философа подробно описаны каналы акупунктуры (иглоукалывания) и даны практи­ческие советы по многим Вопросам врачевания. Акупунктура применялась еще во времена Дханвантари, так же как и гирудотерапия (лечеб­ное применение пиявок), пластические операции и даже трансплантация органов. Подробно описанные в арийских канонах, переработанные с уче­том практики, эти сведения из Китая и Тибета проникли в Европу. Мо­дифицированную Аюрведу применял Гиппократ. Великий Авиценна указывал на то, что пользовался переводом на фарси одного из главных канонов Аюрведы. В период позднего Средневековья восточное учение утратило популярность и постепенно забылось, до середины ХХ века став недоступным даже для специалистов. В настоящее время в Индии, поми­мо европейской медицины, распространены традиционные системы Уна­ни, Сиддха, Эмчи. Все эти Школы имеют много общего с Аюрведой как в теории, так и в практике, потому что в течение многих веков между ними происходил постоянный обмен опытом.

Помимо Аюрведы, в Древней Индии существовала традиция устной передачи знаний, позже сконцентрированная в Ригведе. Тексты ритуаль­ных песнопений и мифологические сюжеты, собранные в этой книге, от­носятся к ХII-Х векам до н. э. Здесь описаны три опасных недуга: грудная болезнь, кровотечение и лепра (проказа).

Период создания Вед характеризовался склонностью к магическому врачеванию. Эмпирическое лечение тесно переплеталось с заговорами, заклинаниями, обращениями к богам, среди которых особо почитался Инд­ра - предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, гро­мовержец и устроитель мира.

К божествам, связанным с медициной, относились также юные враче­ватели - близнецы Ашвины. В Ведах они распоряжались утренней и ве­черней зарей, странствуя по небу вместе с Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги.

Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии

[ Чарака

 

Чарака жил примерно во II…IV веках до н.э.

Чаракка был лейбмедиком при дворе кушанского царя Канишки и он являлся последователем североиндийской медицинской школы Таксилы, основавшем затем собственную школу. Будучи не только врачом, но и философом, в своем главном труде «Чарака Самхиты» он посвящает немало строк религиозным и нравственным предписаниям и считает основой болезни – совершенные в этой и прошлых жизнях неправедные действия и состояние ума человека. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза.

Чарака – великий врач древней Индии.

 

[ Сушрута Сушрута (IV век н.э.), индийский медик и писатель, автор важнейшего и древнейшего индийского медицинского трактата «Сушрута Самхита», основатель древней знаменитой медицинской школы в г. Каши (ныне Бенарес). Известно, что он обучал своих учеников с помощью муляжей, которыми служили специально сделанные манекены, части тела людей и мертвых животных. Его главными достижениями, однако, были операции в области пластической хирургии, операции на глазах и внутренних органах. Сушрута был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он основал школу, в которой сотни учеников постигали науку шалья-чикитсы (хирургии).

Статуя Сушруты.

Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, исследовал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, составил подробное описание 700 растений, также препаратов растительного, животного и минерального происхождения, заложил основы гирудо- и иглотерапии. Задолго до К. Гарвея, он описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, задолго до Э. Дженера — способ прививки против оспы.

Сушрута описал сто двадцать пять различных инструментов, и разрешал хирургам изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая. Исследователи, воспроизводящие описанные Сушрутой хирургические инструменты, поражены их полным соответствием современным достижениям медицинской техники.

Именно Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение швов) и висраванья (выведение жидкости). Он описывает пластические операции, операции на глазах и внутренних органах. Акушерские и другие сложные операции совершались только очень опытными хирургами и с особыми предосторожностями. Производились также операции кесарева сечения - в тех случаях, когда припарок и окуривания было недостаточно для естественного родоразрешения. Предписания Сушруты о послеродовом уходе, кормлении и заботе о ребенке соответствуют современным европейским разработкам.

     

4. Врачевание в древнем Китае.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в v-ш тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. С середины 1 тыс. до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бас­сейна Хуанхэ.

История государства и, соответ­ственно, развитие китайской медицины приблизительно разделены на два длительных периода:

Два больших периода врачевания:

ü царский (18 – 3 в до н.э.) - отмечен преобладанием устной традиции передачи знаний. ü империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) - уже существовала письменность, а медицинские знания записывались и сохранялись надолго.

Происхождение китайской медицины уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда мифологический земледелец Шэнь-нун со­ставил первый травник с описанием 100 лечебных средств. Именно он считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний китайский медицинский труд, великий трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачева­ния желтого предка»), приписывается легендарному герою Хуан ди. Бу­дучи одним из главных персонажей китайской мифологии, он научил лю­дей мастерить орудия труда, делать оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Хуан ди иначе называли Желтым государем, считая его первым правителем страны.

В династический период были написаны многие медицинские труды, в том числе «Хуанди Нэй цзин» (Ш век до н. э.), состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, воб­равшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.

Основой теории врачевания послужило натурфилософское учение о пяти стихиях (ушин): воде, металле, огне, земле и дереве, опреде­ляющих появление всего живого на Земле, в том числе человека. Все ушин рождены от борьбы женского (инь) и мужского (ян) начал, сотво­рившихся от изначальной материи (тайцзи). В нарушении равновесия или утрате гармонии между инь и ян философы Древнего Китая видели основную причину всякого недуга.

Диагностика в Древнем Китае рассматривалась как следствие де­тального метода обследования больного. Вначале медик проверял состо­яние кожи, а затем «заглядывал в естественные окна» пациента: рот, уши, ноздри, глаза. Следом прослушивал внутренние шумы, определял запах, ощупывал тело. В завершение осмотра врач определял пульс и расспра­шивал человека о симптомах. Процедуру столь тщательного обследования впервые ввел в практику знаменитый китайский целитель Цинь Юэжэнь, живший в ХI веке до н. э. Исторические документы того времени пред­ставляют множество примеров удачного враче­вания самого медика и его учеников. Они ис­пользовали акупунктуру, прижигание, различные виды массажа, не отрицая эффективного дей­ствия лекарственных препаратов. Кроме того, в целях профилактики или общего оздоровления рекомендовались водные процедуры, солнечные ванны, гимнастика.

Традиционная китайская медицина дол­гое время оставалась явлением, имевшим мес­то в пределах одной страны. Окутанная тайнами цивилизация существовала в условиях полной изоляции от остальных народов. Быть может, именно обособленность сыграла положитель­ную роль в формировании и сохранении само­бытной культуры, частью которой была меди­цина. Характерной особенностью китайского целительства, гордостью и излюбленным при­емом каждого врача стала практика чжэнь­цзю - сочетание акупунктуры и прижигания, а также их раздельное применение.

Техника иглоукалывания начала распрост­раняться с восточной части Китая, но когда именно она возникла, вероятно, не скажет ни один житель этой страны. Уходя корнями в глубокую древность, акупунктура стала итогом длительных наблюдений за реагированием орга­низма на внешние раздражители. Эффективная методика иглоукалывания детально изложена в трактате «Хуанди Нэй цзинь». Авторы раздела «Лин шу» («Чудесные точки») описали 295 жизненных точек, очертив 12 основных кана­лов их расположения, рекомендовали различные виды игл. Обобщен­ное и дополненное учение о чжэнь-цзю в III веке представил врач Хуанг фу Ми. Его фундаментальный труд объединил в себе все извест­ные знания в этой области и оставался главным пособием по акупункту­ре вплоть до Хl столетия. Однако задолго до опубликования этого сочинения метод иглоукалывания успешно применялся в Европе.

Первые иглы для акупунктуры изготавливались из камня. Напоминая иглу шприца, они имели тонкое отверстие, необходимое для свободного прохождения ян. Перед созданием металлических инструментов иглы производились из подручного материала: кремния, яшмы, кости и даже бамбука. Эволюция в области иглоукалывания не завершилась до настоящего времени, хотя медикам доступно великое множество специальных игл, изготовленных из платины, золота, серебра, нержавеющей стали.

 

 


 

Контрольные вопросы:

  1. Выделить наиболее характерные черты развития медицины в странах Востока (в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае, Индии).
  2. Развитие медицинских знаний в странах Древнего Востока (папирус Эберса, Смита и др.; Ней-Цзин, Аюрведы и Сушруты).
  3. Медицина Месопотамии (Ассирия, Вавилон)
  4. Медицина древнего Китая: первая классификация болезней, лекарств, иглоукалывание.
  5. Медицина древнего Египта.
  6. Медицина древней Индии: Аюрведа – трактат о медицине, великие медицинские светила – Сушрута, Чарака.

 


Вопросы для тестового контроля


1. Общие черты развития медицины древнего мира:

1) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики         

2) переводы текстов с иностранных языков, религиозные представления о причинах болезней

3) семейные традиции в подготовке врачей   4) классовый подход к врачеванию в классовом обществе

2. Характерные черты культуры Древнего Египта:

1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха

2) периодизация на царский период, период республики, период империи

3) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел

4) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства

3. Источники информации о врачевании в Древнем Египте:

1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос          

4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры


Дата: 2018-12-28, просмотров: 555.