1. капитализм
2. демократия
3. социализм
31. Эдилы – это:
1. чиновники, которые следили за соблюдением законов
2. военные хирурги
3. цирюльники
32. Падение Западной Римской империи произошло в:
1. 476 год н.э.
2. 476 год до н.э.
3. 500 год н.э.
33. «Закон двенадцати таблиц» содержали правила и нормы относительно:
1. санитарного благосостояния
2. наказаний за членовредительство
3. мест строительства общественных зданий
34. Первыми врачами в Древнем Риме были:
1. боги
2. рабы
3. жрецы
4. священники
35. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются:
1. законы Абатоне
2. закон Двенадцати таблиц
3. закон Юлиана
4. законы Ману
36. Эмблема медицины «Чаша со змеей» появилась:
1) в Древнем Риме
2) в Древней Греции
3) в Древней Индии
4) в Древнем Китае
37. Для Асклепиада первая главная заповедь в лечении:
1. безболезненное и индивидуальное лечение
2. «большой хирург - большой разрез»
3. принцип невмешательства
38. Корнелий Цельс был не врачом, а богатым рабовладельцем и создал труд:
1. «О медицине» в 8 томах
2. «De material medica»
3. «О природе вещей»
39. Четыре признака воспаления были описаны:
1. Сораном
2. Цельсом
3. Галеном
4. Асклепиадом
40. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме по свидетельству Катона:
1. свекла
2. морковь
3. капуста
4. репа
5. лук.
Лекция №4
ТЕМА: Медицина раннего ( V - X вв.) и классического ( XI - XV вв.)
средневековья. Западная Европа, Византийская империя,
Древнерусское государство, арабоязычные халифаты,
Средневековый Восток.
Теоретическая основа:
В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры. На Западе церковь взяла под контроль культурное развитие и духовную жизнь, просвещение и медицину. Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены прежде всего в Священном писании. Новые открытия отрицались.
Особенности медицины в Западной Европе ü Медицина в Западной Европе почти не получила дальнейшего научного развития. Христианская церковь, провозгласившая примат веры над знанием, канонизировала учение Галена, превратив его в непререкаемую догму. ü Молитвы считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства. Процветание мистики. Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам (печень жабы). ü Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям, смертность 70-97%. ü Испытанный рецепт: Cito, longe, tarde - бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже. ü В крупных портовых городах Европы (Венеция, Генуя и др.) возникли особые противоэпидемические учреждения : карантины (дословно «сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов). ü Хирургия - долгое время под запретом. Только в XIV-XV веках -внутрицеховое расслоение хирургов по уровню профессионализма: «длиннополые», «короткополые» (цирюльники). |
Самое почетное положение занимали «длиннополые», получившие прозвище благодаря специальному костюму. Длинное платье обязывало врача владеть техникой исполнения сложных операций, — таких, как ампутация, грыжесечение или дробление камней в мочевом пузыре. Немного ниже по рангу стояли «короткополые» (цирюльники), которым поручалась малая хирургия: удаление зубов, лечение небольших ран, кровопускание. Последней категорией были банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры, например, избавлять пациента от мозолей или бородавок.
В то время Оперативное лечение проводилось без наркоза, и больные испытывали невыносимые мучения. Гюи де Шолиак одним из первых среди коллег пытался применять местное обезболивание, употребляя для этого губку, пропитанную смесью опия, сока паслена, белены, мандрагоры, болиголова и латука. В качестве общей анестезин доктор предлагал больному вдыхать испарения соков перечисленных растений.
Весьма уважал анатомию французский «цирюльник» Жак Дюбуа (1478-1555 годы). Одним из первых начав вскрытия человеческих трупов с диагностической и научной целью, он заслуженно носил звание профессора медицины Парижского университета и латинское имя Якобус Сильвиус. Столетие спустя его имя получило известность благодаря сочинениям голландского анатома Франсуа де Бое, частично описавшего полушария головного мозга и присвоившего некоторым частям названия «Сильвиевы».
Начиная с середины 16 века, жителям Европы пришлось физически испытать влияние идей богослова Кальвина (1509-1564). Время диктата упрощенной формы протестантизма вошло в историю под названием Реформация. Отличаясь крайней религиозной нетерпимостью, в 1541 г Кальвин стал фактическим диктатором Женевы, превратив в ее центр религиозного фанатизма. Были приняты строгие правила в целях укрепления морали, вызывавшие недовольство горожан бессмысленной регламентацией, например законами, запрещавшими танцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. По указанию Кальвина к сожжению приговаривались лучшие ученые того времени, среди которых первым казненным за инакомыслие был испанский мыслитель и врач Мигель Сервет (1511-1553г).
| Медицину позднего средневековья называют «схоластической», т.е. отрешенной от реальной жизни. В университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов. Произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. |
В средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами) , которые получили медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались. Между врачами и хирургами шла борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме.
Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Значительные преобразования в хирургии связаны прежде всего с деятельностью выдающегося хирурга и акушера Амбруаза Паре.
Амбруаз Паре | Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 году А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором (бальзамом) ввел повязки из чистой ткани; заменил перекручивание сдавливанием сосудов перевязкой; предложил ортопедические приборы - искусственные конечности; улучшил методы ампутации; в акушерстве ввел поворот на ножку. Ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти") |
В эпоху Средневековья самые ужасающие бедствия казались ничтожными по сравнению с массовыми инфекционными заболеваниями, уносившими больше жизней, чем война или голод. Только в XIV веке от колоссальной эпидемии чумы скончалось около трети жителей Европы, История человечества насчитывает три пандемии бубонной чумы (от греч. bubon — «опухоль в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана». Современные медики связывают эпидемический характер чумы с ужасающей антисанитарией средневековых городов, с точки зрения гигиены невыгодно отличавшихся от античных полисов. |
С падением Римской империи ушли в прошлое полезные санитарно-гигиенические достижений древности, перестали исполняться и постепенно забылись строгие предписания, касающиеся ликвидации отбросов. Бурный рост европейских городов, лишенных элементарных гигиенических условий, сопровождался накоплением бытовых отходов, грязи и нечистот, увеличением численности мух и крыс, ставших переносчиками различных инфекций.
Пандемия чумы предоставила медикам XIV столетия огромный материал для изучения чумы, ее признаков и способов распространения. В течение долгих веков люди не связывали повальные болезни с антисанитарными условиями существования, приписывая недуги божественному гневу. Только самые отважные лекари пытались применить хоть и примитивную, но реальную терапию. Пользуясь отчаянием родственников зараженного, многочисленные самозванцы «из числа кузнецов, ткачей и женщин» «лечили» посредством магических ритуалов. Невнятно бормоча молитвы, часто применяя сакральные знаки, знахари давали больным снадобья сомнительного свойства, одновременно взывая к Богу. |
После бесславного завершения Крестовых походов в Европе появилась проказа (лепра). Страх перед неизвестным заболеванием, уродовавшим не только облик, но и психику человека, определил нетерпимое отношение к несчастным со стороны общества, светских и церковных властей. Период от заражения до смерти часто длился несколько десятков лет, но все томительные годы больной человек официально считался умершим. Прокаженных публично отпевали в храме и объявляли мертвыми. До появления приютов эти люди собирались в колониях, устроенных вдали от любых поселений на специально отведенных участках. «Мертвым» запрещали работать, однако позволяли просить подаяние, пропуская за городские стены только в назначенные дни.
Большую роль в выяснении природы заразных болезней и их систематизации сыграл труд падуанского профессора Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». Он описал сифилис в поэме "О сифилисе, или о гальской болезни". Главной заслугой Дж.Фракасторо помимо детального описания заразных болезней (сифилиса, сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори, чумы, оспы, бешенства, проказы) является систематизация путей передачи инфекции (непосредственным контактом, через окружающие предметы и на расстоянии) и предложение о специфичности возбудителей различных болезней. Дж.Фракасторо не порвал окончательно с прежними миазматическими представлениями о непосредственном возникновении заразы в воздухе. Его учение содержало догадки о сущности передачи инфекции, способствовало дальнейшему развитию научной эпидемиологии | Джироламо Фракасторо |
2. Древнерусское государство.
Из-за длительного гнета татаро-монгольского ига, медицина в этом периоде не продвинулась, т.к. иго значительно затормозило развитие, как в научном, так и в медицинском плане Русь. Поэтому медицина оставалась преимущественно народной, обучение лекарей в то время проходило по типу передачи знаний от отца к сыну, назывались они народными врачевателями или лечцы. Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты трудов лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану. Хотя были и свои плюсы: отсутствие жесточайшего гнета со стороны религиозных культов, а также высокая санитарная культура. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня. Влажный горячий воздух помогал справляться с простудными заболеваниями, поднимал настроение, оказывал благотворное влияние на человека уставшего после недели праведных трудов. Первое подробное описание старинной бани встречается в рукописи Нестора. Самое чистое и теплое помещение в усадьбе использовались не только для омовения тела. Здесь принимали роды, купали младенцев, делали массаж и лечили простуду, накладывая на тело горячие горшки. В бане знахари вправляли вывихи, растирали тело лекарственными мазями, пускали кровь, исцеляли болезни суставов. Знаменитый акушер Максимович-Амбодик отметил: «русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке 17 века нет такого лекарства, которое равнялась бы силе бани».
С введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей, лечивших князей и бояр за солидную плату.
На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народные сказания об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве постоянной лекарки богатыря. В новгородской переписи 1583 года упоминали о «Натальице клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей.
Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства.
Кроме этих больниц существовали и гражданские лечебницы, например боярин Ртищев устроил больницу из двух палат на 15 коек в одном из Московских подворье.
Медицинское дело требовало организации и создания центрального органа. Еще при Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр.
Эпидемии повальных болезней, регулярно уносившие в могилу большую часть европейского населения, к сожалению, не обходили стороной и Древнерусское государство. В летописях упоминается о 50 «моровых поветриях, язвах, оспах» только за период 11-18 веков.
Таким образом, медицина Руси пошла тем же путем развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии и рабства.
3. Византийская медицина.
Временем основания Византии символически считаются первые годы правления Константина 1 Великого (285-337 годы). Вступив на престол в 306 году, римский император последовательно проводил государственную политику, поддерживал христианскую церковь, одновременно сохранив языческий культ. В 304 году на месте древнегреческого города Византий лично императором была заложена, а через 30 лет торжественно открыта новая столица - Константинополь. Величественный город получил имя своего создателя, пожелавшего превзойти славу Рима. Его заботами в столице было построено 30 дворцов и храмов, множество роскошных зданий для римских вельмож, два театра, цирк, ипподром.
Наследие античных традиций особенно ярко проявилось в быту жителей Константинополя. Основанный римлянином город долго сохранял античный облик. По подобию Рима в столице строились термы, здания утопали в садах, площади украшали фонтаны; приветствовались охота; спорт, посещение театров.
В древней Византии существовали немалые трудности с водоснабжением. Горько-соленая вода малочисленных колодцев была практически непригодна для питья. По инициативе Константина в столице началось строительство акведуков, обеспечивших бесперебойную подачу воды в жилые кварталы. Одним из самых знаменитых водопроводов стал двухъярусный акведук, построенный в IV веке по приказу императора Валента (328-378 годы) и названный его именем.
Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также уникальными памятниками старинной архитектуры.
В современном Стамбуле успешно действует один из древних резервуаров цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай, что в переводе означает дворец, провалившийся под землю. Подземное хранилище действительно напоминает дворец: на площади 7000 квaдpaтных метров в четком порядке располагаются 336 колонн, поддерживающих высокие своды потолка. Сегодня цистерна Базилики входит в музейный комплекс храма Святой Софии. Туристы осматривают подземные залы, совершая плавание на весельных лодках. |
Особенности медицины в Византийской империи ü Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. При обучении исходили из представлений Галена, пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. ü В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом создан факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д., но осмотры и демонстрации больных не практиковались.. ü Большая роль в организации медпомощи принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. ü Строились стационары. Места для призрения. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав. ü Организация изоляторов, лазаретов. ü Монашеский орден св. Лазаря. |
Золотой век Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 год, когда ее земли простирались от Италии до Армении. Достаточно высокий уровень византийского врачевания показан в старинном лечебнике, написанном приблизительно в XI-XIY веках. Обширный медицинский трактат в духе времени собран из компилятивных трудов, но немалую часть его составляют авторские работы. Дошедший до наших дней в виде рукописи на 286 листах пергамента документ хранится в Библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Первые 70 листов посвящены служителям церкви, авторам догматических сочинений о душевных и телесных благах. В сборник включены письма Гиппократа, трактат о терапии, написанный разными авторами, сочинение Галена «О весах и мерах».
Постепенный упадок Византии проходил на фоне обновления жизни средневековой Европы. Крах империи ускорили Крестовые походы: европейцы устремились на Восток сначала как паломники, затем в качестве завоевателей. Продолжительная военная кампания усилила духовное отчуждение между восточными и западными христианами. В начале ХIII века завоеванная Византия разделилась на несколько государств с латинским и греческим населением.
4. Арабские халифаты.
Арабские халифаты возникли как результат политических преобразований, имевших место после смерти пророка Мухаммеда, когда власть перешла к его преемникам - халифам. Четкие географические контуры государства определились в правление династии Омейядов (661-750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка - Аббасиды, правившие до 1258 года. |
Особенности медицины в странах Востока, Арабских халифатах: ü Развитие науки под сильным влиянием исламской идеологии. Мусульмане разделяли знания на две сферы: традиционные «арабские» и всеобщие «иноземные». Медицина начиналась с религиозных догм, но постепенно переходила к практическому врачеванию. Теорет. медицина преподавалась по Галену. ü Дворецы мудрости - Общества просвещенных (академии). ü Больницы были научными медицинскими центрами. Существовали трех типов: 1 - финансировался государством, 2 - врачами и религиозными деятелями, 3 - военные учреждения. ü Открыли нашатырь, получили азотную и соляную кислоту, хлорную известь и спирт. Укрепление связи алхимии с медициной. ü Анатомией не занимались. Ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу. ü Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных, проводили клинические испытания. ü Исторической заслугой врачей Арабских халифатов является сохранение и передача врачам Зап. Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока, античного и эллинистического мира. Систематизация и совершенствование! |
Одобренная Аллахом медицина почиталась как полезная наука, в задачу которой входил поиск лечебных средств, якобы уже созданных всевышним. Согласно исламу, Аллах вначале создает лекарство, а затем разрешает людям болеть.
Вследствие активной переработки античного наследия, прежде всего переводов рукописей, арабы способствовали смещению центра мировой науки с Запада на Восток. Багдадский эмир аль-Мамун основал грандиозный Дом Мудрости, являвшийся одновременно книгохранилищем с читальным залом и местом для общения городских мудрецов. Здесь не ублажали тело, подобно римлянам, которые рассуждали о материи, нежась в клубах горячего пара. Восточные ученые приходили в библиотеки работать и заботились о душе, причем не только о своей. Они постигали науки, для того чтобы приложить знания на практике. Вероятно, поэтому в Средневековье только арабская медицина осуществляла свое Истинное предназначение.
Дворец мудрости по образцу багдадского был учрежден в Каире в 1005 году, по инициативе халифа аль-Хакима. На базе этого центра возник ученый союз под названием Общество просвещенных, ставший прообразом европейских академий наук. В то время как на Западе работало лишь два университета - в Болонье и Салерно, только в Кордовском халифате действовало около 70 домов мудрости, 17 медресе и множество частных библиотек.
В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», Что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или нарушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или перемены погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была организована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегонный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl - «алкоголь».
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес) 865 г. – 925 г. Основатель больницы в Багдаде.
Связывал теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» и «Медицинская книга», «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей). Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). | Ар-Рази (Разес) |
Авиценна.
Латинское имя Авиценна (980-1037 годы) носил восточный мыслитель Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, прославившийся ученостью во всех средневековых науках. Творчество восточного философа занимает особое место в истории мировой культуры. Серьезный врач, математик, поэт получил признание еще при жизни, заслужив почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых). Его теории и практическая деятельность обогатили науку открытиями, предопределившими ее отделение от религии. |
Многочисленные сочинения Авиценны пользовались широкой известностью, хотя философский трактат «Книга исцеления» противоречил церковным догмам и был сожжен на центральной площади Багдада в 1160 году.
Главное произведение его жизни, «Канон врачебной науки», более 30 раз издавался в латинском переводе. По числу изданий соперничал с Библией. Европейский вариант этого труда 5 столетий служил учебником по медицине для студентов и молодых специалистов, как Востока, так и Запада.
Канон врачебной науки" - капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов. В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.
В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
Книга 3-я, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.
Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.
Рекомендуемые в "Канонах врачебной науки" лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, созданной Восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был основным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы.
Все же большинство медиков охотно применяло мистику, а иногда вовсе заменяло ею рациональное лечение. Эмиров и султанов врачевали с помощью магической цифрологии, предоставляя судьбу владык воле Аллаха. Придерживаясь взглядов Галена на физиологию, восточные коллеги Авиценны не занимались анатомией, без развития которой немыслимо построение рациональной патологии.
Контрольные вопросы:
Вопросы для тестового контроля
Дата: 2018-12-28, просмотров: 475.