Какой политический строй был в республиканский период:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. капитализм

2. демократия

3. социализм

 

31. Эдилы – это:

1. чиновники, которые следили за соблюдением законов

2. военные хирурги

3. цирюльники

 

32. Падение Западной Римской империи произошло в:

1. 476 год н.э.

2. 476 год до н.э.

3. 500 год н.э.

 

33. «Закон двенадцати таблиц» содержали правила и нормы относительно:

1. санитарного благосостояния

2. наказаний за членовредительство

3. мест строительства общественных зданий

 

34. Первыми врачами в Древнем Риме были:

1. боги

2. рабы

3. жрецы

4. священники

 

35. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются:

1. законы Абатоне

2. закон Двенадцати таблиц

3. закон Юлиана

4. законы Ману

 

36. Эмблема медицины «Чаша со змеей» появилась:

1) в Древнем Риме

 2) в Древней Греции

3) в Древней Индии

4) в Древнем Китае

37. Для Асклепиада первая главная заповедь в лечении:

1. безболезненное и индивидуальное лечение

2. «большой хирург - большой разрез»

3. принцип невмешательства

 

38. Корнелий Цельс был не врачом, а богатым рабовладельцем и создал труд:

1. «О медицине» в 8 томах

2. «De material medica»

3. «О природе вещей»

 

39. Четыре признака воспаления были описаны:

1. Сораном

2. Цельсом

3. Галеном

4. Асклепиадом

 

40. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме по свидетельству Катона:

1. свекла

2. морковь

3. капуста

4. репа

5. лук.





Лекция №4

 

ТЕМА: Медицина раннего ( V - X вв.) и классического ( XI - XV вв.)

 средневековья. Западная Европа, Византийская империя,

Древнерусское государство, арабоязычные халифаты,

Средневековый Восток.

 

Теоретическая основа:

  1. Западная Европа.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры. На Западе церковь взяла под контроль культурное развитие и духовную жизнь, просвещение и медицину. Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены прежде всего в Священном писании. Новые открытия отрицались.

 

Особенности медицины в Западной Европе ü Медицина в Западной Европе почти не получила дальнейшего научного развития. Христианская церковь, провозгласившая примат веры над знанием, канонизировала учение Галена, превратив его в непререкаемую догму. ü Молитвы считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства. Процветание мистики. Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам (печень жабы). ü Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям, смертность 70-97%. ü Испытанный рецепт: Cito, longe, tarde - бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже. ü В крупных портовых городах Европы (Венеция, Генуя и др.) возникли особые противоэпидемические учреждения : карантины (дословно «сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов). ü Хирургия - долгое время под запретом. Только в XIV-XV веках -внутрицеховое расслоение хирургов по уровню профессионализма: «длиннополые», «короткополые» (цирюльники).

 

Самое почетное положение занимали «длиннополые», получив­шие прозвище благодаря специальному костюму. Длинное платье обязы­вало врача владеть техникой исполнения сложных операций, — таких, как ампутация, грыжесечение или дробление камней в мочевом пузыре. Немного ниже по рангу стояли «короткополые» (цирюльники), которым поручалась малая хирургия: удаление зубов, лечение небольших ран, кро­вопускание. Последней категорией были банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры, например, избавлять пациента от мозолей или бородавок.

В то время Оперативное лечение проводилось без наркоза, и боль­ные испытывали невыносимые мучения. Гюи де Шолиак одним из первых среди коллег пытался применять местное обезболивание, употребляя для этого губку, пропитанную смесью опия, сока паслена, белены, мандраго­ры, болиголова и латука. В качестве общей анестезин доктор предлагал больному вдыхать испарения соков перечисленных растений.

Весьма уважал анатомию французский «цирюльник» Жак Дюбуа (1478-1555 годы). Одним из первых начав вскрытия человеческих трупов с диагностической и научной целью, он заслуженно носил звание профессора медицины Парижского университета и латинское имя Якобус Сильвиус. Столетие спустя его имя получило известность благодаря сочинениям голландского анатома Франсуа де Бое, частично описавшего полушария головного мозга и присвоившего некоторым частям названия «Сильвиевы».

Начиная с середины 16 века, жителям Европы пришлось физически испытать влияние идей богослова Кальвина (1509-1564). Время диктата упрощенной формы протестантизма вошло в историю под названием Реформация. Отличаясь крайней религиозной нетерпимостью, в 1541 г Кальвин стал фактическим диктатором Женевы, превратив в ее центр религиозного фанатизма. Были приняты строгие правила в целях укрепления морали, вызывавшие недовольство горожан бессмысленной регламентацией, например законами, запрещавшими танцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. По указанию Кальвина к сожжению приговаривались лучшие ученые того времени, среди которых первым казненным за инакомыслие был испанский мыслитель и врач Мигель Сервет (1511-1553г).

   
Доктора-схоласты ( Оноре Домье)

Медицину позднего средневековья называют «схоластической», т.е. отрешенной от реальной жизни. В университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов. Произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась.

В средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами) , которые получили медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались. Между врачами и хирургами шла борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Значительные преобразования в хирургии связаны прежде всего с деятельностью выдающегося хирурга и акушера Амбруаза Паре.

  Амбруаз Паре Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 году А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором (бальзамом) ввел повязки из чистой ткани; заменил перекручивание сдавливанием сосудов перевязкой; предложил ортопедические приборы - искусственные конечности; улучшил методы ампутации; в акушерстве ввел поворот на ножку. Ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти")

 

В эпоху Средневековья самые ужасающие бедствия казались ничтожны­ми по сравнению с массовыми инфекционными заболеваниями, уносившими больше жизней, чем война или голод. Только в XIV веке от колоссальной эпидемии чумы скончалось около трети жителей Европы, История челове­чества насчитывает три пандемии бубонной чумы (от греч. bubon — «опу­холь в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана». Современные медики связывают эпидемический характер чумы с ужа­сающей антисанитарией средневековых городов, с точки зрения гигиены невыгодно отличавшихся от античных полисов.

С падением Римской импе­рии ушли в прошлое полезные санитарно-гигиенические достижений древ­ности, перестали исполняться и постепенно забылись строгие предписа­ния, касающиеся ликвидации отбросов. Бурный рост европейских городов, лишенных элементарных гигиенических условий, сопровождался накоп­лением бытовых отходов, грязи и нечистот, увеличением численности мух и крыс, ставших переносчиками различных инфекций.

 

Пандемия чумы предоставила медикам XIV столетия огромный матери­ал для изучения чумы, ее признаков и способов распространения. В течение долгих веков люди не связывали повальные болезни с антисанитарными условиями существования, приписывая недуги божественному гневу. Только самые отважные лекари пытались применить хоть и примитивную, но ре­альную терапию. Пользуясь отчаянием родственников зараженного, много­численные самозванцы «из числа кузнецов, ткачей и женщин» «лечили» посредством магических ритуалов. Невнятно бормоча молитвы, часто при­меняя сакральные знаки, знахари давали больным снадобья сомнительного свойства, одновременно взывая к Богу.

После бесславного завершения Крестовых походов в Европе появилась проказа (лепра). Страх перед неизвестным заболеванием, уродовавшим не только облик, но и психику человека, определил нетерпимое отношение к не­счастным со стороны общества, светских и церковных властей. Период от заражения до смерти часто длился несколько десятков лет, но все томительные годы больной человек официально считался умершим. Прокаженных публично отпевали в храме и объявляли мертвыми. До появления приютов эти люди собирались в колониях, устроенных вдали от любых поселений на специально отведенных участках. «Мертвым» запре­щали работать, однако позволяли просить подаяние, пропуская за городские стены только в назначенные дни.

   Большую роль в выяснении природы заразных болезней и их систематизации сыграл труд падуанского профессора Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». Он описал сифилис в поэме "О сифилисе, или о гальской болезни". Главной заслугой Дж.Фракасторо помимо детального описания заразных болезней (сифилиса, сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори, чумы, оспы, бешенства, проказы) является систематизация путей передачи инфекции (непосредственным контактом, через окружающие предметы и на расстоянии) и предложение о специфичности возбудителей различных болезней. Дж.Фракасторо не порвал окончательно с прежними миазматическими представлениями о непосредственном возникновении заразы в воздухе. Его учение содержало догадки о сущности передачи инфекции, способствовало дальнейшему развитию научной эпидемиологии   Джироламо Фракасторо

2. Древнерусское государство.

Из-за длительного гнета татаро-монгольского ига, медицина в этом периоде не продвинулась, т.к. иго значительно затормозило развитие, как в научном, так и в медицинском плане Русь. Поэтому медицина оставалась преимущественно народной, обучение лекарей в то время проходило по типу передачи знаний от отца к сыну, назывались они народными врачевателями или лечцы. Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты трудов лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану. Хотя были и свои плюсы: отсутствие жесточайшего гнета со стороны религиозных культов, а также высокая санитарная культура. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня. Влажный горячий воздух помогал справляться с простудными заболеваниями, поднимал настроение, оказывал благотворное влияние на человека уставшего после недели праведных трудов. Первое подробное описание старинной бани встречается в рукописи Нестора. Самое чистое и теплое помещение в усадьбе использовались не только для омовения тела. Здесь принимали роды, купали младенцев, делали массаж и лечили простуду, накладывая на тело горячие горшки. В бане знахари вправляли вывихи, растирали тело лекарственными мазями, пускали кровь, исцеляли болезни суставов. Знаменитый акушер Максимович-Амбодик отметил: «русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке 17 века нет такого лекарства, которое равнялась бы силе бани».  

С введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей, лечивших князей и бояр за солидную плату.

На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народные сказания об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве постоянной лекарки богатыря. В новгородской переписи 1583 года упоминали о «Натальице клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей.

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства.

Кроме этих больниц существовали и гражданские лечебницы, например боярин Ртищев устроил больницу из двух палат на 15 коек в одном из Московских подворье.

Медицинское дело требовало организации и создания центрального органа. Еще при Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр.

Эпидемии повальных болезней, регулярно уносившие в могилу большую часть европейского населения, к сожалению, не обходили стороной и Древнерусское государство. В летописях упоминается о 50 «моровых поветриях, язвах, оспах» только за период 11-18 веков.

Таким образом, медицина Руси пошла тем же путем развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии и рабства.   

3. Византийская медицина.

Временем основания Византии символически считаются первые годы правления Константина 1 Великого (285-337 годы). Вступив на престол в 306 году, римский император последовательно проводил государственную политику, поддерживал христианскую церковь, одновременно сохранив языческий культ. В 304 году на месте древнегреческого города Византий лично императором была заложена, а через 30 лет торжественно открыта новая столица - Константинополь. Величественный город получил имя своего создателя, пожелавшего превзойти славу Рима. Его заботами в сто­лице было построено 30 дворцов и храмов, множество роскошных зданий для римских вельмож, два театра, цирк, ипподром.

Наследие античных традиций особенно ярко проявилось в бы­ту жителей Константинополя. Основанный римлянином город долго сохранял античный облик. По подобию Рима в столице строились термы, здания уто­пали в садах, площади украшали фонтаны; приветствовались охота; спорт, посещение театров.

В древней Византии существовали немалые трудности с водоснабжени­ем. Горько-соленая вода малочисленных колодцев была практически непри­годна для питья. По инициативе Константина в столице началось строитель­ство акведуков, обеспечивших бесперебойную подачу воды в жилые кварталы. Одним из самых знаменитых водопроводов стал двухъярусный акведук, постро­енный в IV веке по приказу императора Валента (328-378 годы) и названный его именем.

Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также уникальными памятниками старинной архитек­туры.

В современном Стамбуле успешно действует один из древних резерву­аров цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай, что в переводе означает дворец, провалившийся под землю. Подземное хранилище действительно напоминает дворец: на площади 7000 квaдpaтных метров в четком порядке располагаются 336 колонн, поддерживающих высокие своды потолка. Се­годня цистерна Базилики входит в музейный комплекс храма Святой Со­фии. Туристы осматривают подземные залы, совершая плавание на ве­сельных лодках.

 

Особенности медицины в Византийской империи ü Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. При обучении исходили из представлений Галена, пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. ü  В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом создан факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д., но осмотры и демонстрации больных не практиковались.. ü  Большая роль в организации медпомощи принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. ü  Строились стационары. Места для призрения. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав. ü  Организация изоляторов, лазаретов. ü  Монашеский орден св. Лазаря.

 

Золотой век Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 год, когда ее земли простирались от Италии до Армении. Достаточно высокий уровень византийского врачевания показан в ста­ринном лечебнике, написанном приблизительно в XI-XIY веках. Обшир­ный медицинский трактат в духе времени собран из компилятивных трудов, но немалую часть его составляют авторские работы. Дошедший до наших дней в виде рукописи на 286 листах пергамента документ хранится в Биб­лиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Первые 70 листов посвящены служителям церкви, авторам догматических сочинений о душевных и телес­ных благах. В сборник включены письма Гиппократа, трактат о терапии, на­писанный разными авторами, сочинение Галена «О весах и мерах».

Постепенный упадок Византии проходил на фоне обновления жизни средневековой Европы. Крах империи ускорили Крестовые походы: евро­пейцы устремились на Восток сначала как паломники, затем в качестве завоевателей. Продолжительная военная кампания усилила духовное от­чуждение между восточными и западными христианами. В начале ХIII века завоеванная Византия разделилась на несколько государств с латинским и греческим населением.

4. Арабские халифаты.

Арабские халифаты возникли как результат политических преобразований, имевших место после смерти пророка Мухаммеда, когда власть пере­шла к его преемникам - халифам. Четкие географические контуры госу­дарства определились в правление династии Омейядов (661-750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка - Аббасиды, правившие до 1258 года.

 

Особенности медицины в странах Востока, Арабских халифатах: ü Развитие науки под сильным влиянием исламской идеологии. Мусульмане разделяли знания на две сферы: традиционные «арабские» и всеобщие «иноземные». Медицина начиналась с религиозных догм, но постепенно переходила к практическому врачеванию. Теорет. медицина преподавалась по Галену. ü  Дворецы мудрости - Общества просвещенных (академии). ü  Больницы были научными медицинскими центрами. Существовали трех типов: 1 - финансировался государством, 2 - врачами и религиозными деятелями, 3 - военные учреждения. ü  Открыли нашатырь, получили азотную и соляную кислоту, хлорную известь и спирт. Укрепление связи алхимии с медициной. ü  Анатомией не занимались. Ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу. ü  Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных, проводили клинические испытания. ü  Исторической заслугой врачей Арабских халифатов является сохранение и передача врачам Зап. Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока, античного и эллинистического мира. Систематизация и совершенствование!

Одоб­ренная Аллахом медицина почиталась как полезная наука, в задачу кото­рой входил поиск лечебных средств, якобы уже созданных всевышним. Согласно исламу, Аллах вначале создает лекарство, а затем разрешает людям болеть.

Вследствие активной переработки античного наследия, прежде всего переводов рукописей, арабы способствовали смещению центра мировой науки с Запада на Восток. Багдадский эмир аль-Мамун основал грандиозный Дом Мудрос­ти, являвшийся одновременно книгохранилищем с читальным залом и мес­том для общения городских мудрецов. Здесь не ублажали тело, подобно римлянам, которые рассуждали о материи, нежась в клубах горячего пара. Восточные ученые приходили в библиотеки работать и заботились о душе, причем не только о своей. Они постигали науки, для того чтобы приложить знания на практике. Вероятно, поэтому в Средневековье только арабская медицина осуществляла свое Истинное предназначение.

Дворец мудрости по образцу багдадского был учрежден в Каире в 1005 году, по инициативе халифа аль-Хакима. На базе этого центра воз­ник ученый союз под названием Общество просвещенных, ставший прооб­разом европейских академий наук. В то время как на Западе работало лишь два университета - в Болонье и Салерно, только в Кордовском халифате действовало около 70 домов мудрости, 17 медресе и множество частных библиотек.

 В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», Что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или на­рушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или пере­мены погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была орга­низована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегон­ный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl - «алкоголь».

Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес) 865 г. – 925 г. Основатель больницы в Багдаде.

 Связывал теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» и «Медицинская книга», «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей). Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Ар-Рази (Разес)

 

Авиценна.

  Латинское имя Авиценна (980-1037 годы) носил восточный мысли­тель Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, прославившийся ученостью во всех средневековых науках. Творче­ство восточного философа занимает особое место в истории мировой культуры. Серьезный врач, математик, поэт получил признание еще при жизни, заслужив почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых). Его теории и практическая деятельность обогатили науку открытиями, предоп­ределившими ее отделение от религии.

Многочисленные сочинения Ави­ценны пользовались широкой известностью, хотя философский трактат «Книга исцеления» противоречил церковным догмам и был сожжен на центральной площади Багдада в 1160 году.

Главное произведение его жизни, «Канон врачебной науки», более 30 раз издавался в латинском переводе. По числу изданий соперничал с Библией. Европейский вариант этого труда 5 столетий служил учебни­ком по медицине для студентов и молодых специалистов, как Востока, так и Запада.

Канон врачебной науки" - капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов. В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.

Рекомендуемые в "Канонах врачебной науки" лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, созданной Восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был ос­новным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы.

Все же большинство медиков охотно применяло мистику, а иногда вов­се заменяло ею рациональное лечение. Эмиров и султанов врачевали с по­мощью магической цифрологии, предоставляя судьбу владык воле Аллаха. Придерживаясь взглядов Галена на физиологию, восточные коллеги Ави­ценны не занимались анатомией, без развития которой немыслимо постро­ение рациональной патологии.


Контрольные вопросы:

  1. Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии).
  2. Развитие медицины Древней Руси
  3. Прогрессивные черты Византийской медицины
  4. Великие врачи: Аль-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые-энциклопедисты
  5. Социально-экономическая характеристика Европейских стран.
  6. Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины.
  7. Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (обсерватории, карантины).
  8. Перечислите эпидемии, свирепствовавшие в средневековой Европе.
  9. Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний (Джованни Батист Морганьи).

Вопросы для тестового контроля



Дата: 2018-12-28, просмотров: 402.